Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Волхонская Елена Аркадьевна

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».

Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корни).

Задачи:

1. Обогатить словарный запас  обучающихся.

2. Продолжить развитие орфографических навыков,

Повторить с обучающимися состава слова.

3. Продолжить работу по воспитанию любви к родному слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 125

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».

Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корни).

Задачи:

1. Обогатить словарный запас  обучающихся.

2. Продолжить развитие орфографических навыков,

Повторить с обучающимися состава слова.

3. Продолжить работу по воспитанию любви к родному слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы повторяем тему «Морфемика», цель нашего занятия - вспомнить изученные морфемы, повторить правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок. Но урок у нас необычный: в гости к нам пришёл компьютер. К сожалению, он не работает, потому что в нём поселился вирус. Найти его - тоже наша задача.

При изучении темы Морфемика мы познакомились с терминами:
Морфема - значимая часть слова.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Орфография - правила написания слов и их форм.

Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Какие части слова служат для образования новых слов?
 (Приставка, суффикс)
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. 
(Корень)
Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. 
(Приставка)
Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. 
(Окончание)

А теперь вспомним правописание корней с чередующимися гласными:

Один ученик работает у доски.

Предлагать, касаться,  Ростов, собираюсь, упираться, коснуться,

Далее самостоятельно: уберу, отпереть, внимание, запереть, загар, зорька, загореть, озарять.

- Ребята, сверьте свои записи с записью на доске. Если вы безошибочно выполнили задание, то в индивидуальных картах напротив первого задания заштрихуйте кружок.

4. Фронтальный опрос.

Повторение основных терминов, изученных в разделе «Морфемика»,

Учитель читает вопросы, учащиеся выбирают из предложенных вариантов правильный ответ.

Вопросы для повторения:

- Как другим словом называются морфемы?

1. Части слова.

2. Части речи.

3. Члены предложения.

- Назовите морфемы.

1. Антонимы, синонимы.

2. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова.

3. Ъ и Ь.

-Что такое корень?

1. Главная значимая часть слова.

2. Часть слова, стоящая после суффикса.

3. Общая часть всех однокоренных слов.

- Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов?

1. Корень.

2. Окончание.

3. Приставка.

-Значимая часть слова, находится после корня, образует новые слова?

1. Окончание.

2. Приставка.

3. Суффикс.

-Изменяемая часть слова, связывает слова в предложении?

1. Суффикс.

2. Приставка.

3. Окончание.

-Как найти окончание в слове?

1. Нужно изменить слово.

2. Подобрать однокоренные слова.

-Часть изменяемого слова без окончания?

1. Корень.

2. Основа.

3. Суффикс.

-Найдите формы одного и того же слова. Чем они отличаются от однокоренных?

1. Телефон, к телефону, на телефоне.

2. Гора, горный, горец.

-В индивидуальной карте напротив задания №2 заштрихуйте кружок, если вы безошибочно ответили на все мои вопросы.

5. Игра «Составь слово».

- Обратимся к листам, которые лежат перед вами. Составьте и запишите слово из указанных морфем. Первое задание выполняем вместе, два следующих делаете самостоятельно.

Варианты заданий:

1.  В слове бессонница возьми приставку, в слове смертный- корень, в слове лесной- суффикс, в слове осиновый- окончание.

Занос- возьми приставку, морозец- корень, горка-

суффикс, листочки -окончание.

Понёс- возьми приставку, слово- корень, курица- суффикс, крапива- окончание.

2.  Залез- возьми приставку, приготовить- корень, ночка- суффикс, коса - окончание.

Распугать- возьми приставку, цветёт- корень, дуб- окончание.

Белый- возьми корень, красноватый- суффикс, серебряный- окончание.

3.  Расписка- возьми приставку, садик- корень, звезда- окончание.

Приделать- возьми приставку, летать- корень, помогать- суффикс, сломать- окончание.

Полёт- возьми приставку, краски- корень, дочка- суффикс, лапа- окончание.

- Если вы полностью справились с заданием, то в индивидуальных картах заштрихуйте кружок напротив задания №3.

6. Разбери слова по составу.

Подорожник, покос, приходит, научить, травяной, сварщик, желтоватый, лебёдушка, налево.

- Если вы полностью справились с заданием, то в индивидуальных картах заштрихуйте кружок напротив задания №4.

- Какие правила вспомнили? Оцените себя в индивидуальных картах.

9. Выполнение упражнения по учебнику упр. 562.

10. Итог урока.

- Какой раздел науки о языке повторили?

-Перечислите морфемы.

- Какие орфограммы вспомнили?

- Обратимся к индивидуальным картам поиска. Посмотрите, какие кружки у вас закрашены, а какие нет. В незаштрихованных находится компьютерный вирус. Оказывается, наш маленький компьютер не работал потому, что некоторые ребята не смогли осилить отдельные задания.

11. Выставление оценок.

- Обменяйтесь индивидуальными картами поиска. Подсчитайте количество правильных ответов. Тот, у кого все задания выполнены правильно, получает оценку «пять». У кого четыре правильных ответов - «четвёрку», три выполненных задания-«тройку», два - «двойку». Поставьте оценку в карту своего соседа по парте и сдайте бланки для выставления отметок в журнал.

12. Домашнее задание: упражнение 595.

Урок закончен.

Индивидуальная карта поиска компьютерного вируса.

http://pandia.ru/text/78/012/images/image001_177.gif

http://pandia.ru/text/78/012/images/image002_128.gifПравописание корней с чередующимися гласными

http://pandia.ru/text/78/012/images/image004_75.gifСоставь слово

http://pandia.ru/text/78/012/images/image005_72.gifРазбор слова по составу

http://pandia.ru/text/78/012/images/image004_75.gifУпражнение по учебнику

Оценка____________

Индивидуальная карта поиска компьютерного вируса.

http://pandia.ru/text/78/012/images/image001_177.gif

http://pandia.ru/text/78/012/images/image002_128.gifПравописание корней с чередующимися гласными

http://pandia.ru/text/78/012/images/image004_75.gifСоставь слово

http://pandia.ru/text/78/012/images/image005_72.gifРазбор слова по составу

http://pandia.ru/text/78/012/images/image004_75.gifУпражнение по учебнику

Оценка____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Открытый урок по русскому языку "В стране изученных деепричастий"

Данная презентация содержит интересный материал по теме "Деепричастие". ...