Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».
Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корни).
Задачи:
1. Обогатить словарный запас обучающихся.
2. Продолжить развитие орфографических навыков,
Повторить с обучающимися состава слова.
3. Продолжить работу по воспитанию любви к родному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика" | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 125
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».
Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в корне, понимать принцип единообразного написания морфем (корни).
Задачи:
1. Обогатить словарный запас обучающихся.
2. Продолжить развитие орфографических навыков,
Повторить с обучающимися состава слова.
3. Продолжить работу по воспитанию любви к родному слову.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы повторяем тему «Морфемика», цель нашего занятия - вспомнить изученные морфемы, повторить правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок. Но урок у нас необычный: в гости к нам пришёл компьютер. К сожалению, он не работает, потому что в нём поселился вирус. Найти его - тоже наша задача.
При изучении темы Морфемика мы познакомились с терминами:
Морфема - значимая часть слова.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Орфография - правила написания слов и их форм.
Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)
Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)
А теперь вспомним правописание корней с чередующимися гласными:
Один ученик работает у доски.
Предлагать, касаться, Ростов, собираюсь, упираться, коснуться,
Далее самостоятельно: уберу, отпереть, внимание, запереть, загар, зорька, загореть, озарять.
- Ребята, сверьте свои записи с записью на доске. Если вы безошибочно выполнили задание, то в индивидуальных картах напротив первого задания заштрихуйте кружок.
4. Фронтальный опрос.
Повторение основных терминов, изученных в разделе «Морфемика»,
Учитель читает вопросы, учащиеся выбирают из предложенных вариантов правильный ответ.
Вопросы для повторения:
- Как другим словом называются морфемы?
1. Части слова.
2. Части речи.
3. Члены предложения.
- Назовите морфемы.
1. Антонимы, синонимы.
2. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова.
3. Ъ и Ь.
-Что такое корень?
1. Главная значимая часть слова.
2. Часть слова, стоящая после суффикса.
3. Общая часть всех однокоренных слов.
- Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов?
1. Корень.
2. Окончание.
3. Приставка.
-Значимая часть слова, находится после корня, образует новые слова?
1. Окончание.
2. Приставка.
3. Суффикс.
-Изменяемая часть слова, связывает слова в предложении?
1. Суффикс.
2. Приставка.
3. Окончание.
-Как найти окончание в слове?
1. Нужно изменить слово.
2. Подобрать однокоренные слова.
-Часть изменяемого слова без окончания?
1. Корень.
2. Основа.
3. Суффикс.
-Найдите формы одного и того же слова. Чем они отличаются от однокоренных?
1. Телефон, к телефону, на телефоне.
2. Гора, горный, горец.
-В индивидуальной карте напротив задания №2 заштрихуйте кружок, если вы безошибочно ответили на все мои вопросы.
5. Игра «Составь слово».
- Обратимся к листам, которые лежат перед вами. Составьте и запишите слово из указанных морфем. Первое задание выполняем вместе, два следующих делаете самостоятельно.
Варианты заданий:
1. В слове бессонница возьми приставку, в слове смертный- корень, в слове лесной- суффикс, в слове осиновый- окончание.
Занос- возьми приставку, морозец- корень, горка-
суффикс, листочки -окончание.
Понёс- возьми приставку, слово- корень, курица- суффикс, крапива- окончание.
2. Залез- возьми приставку, приготовить- корень, ночка- суффикс, коса - окончание.
Распугать- возьми приставку, цветёт- корень, дуб- окончание.
Белый- возьми корень, красноватый- суффикс, серебряный- окончание.
3. Расписка- возьми приставку, садик- корень, звезда- окончание.
Приделать- возьми приставку, летать- корень, помогать- суффикс, сломать- окончание.
Полёт- возьми приставку, краски- корень, дочка- суффикс, лапа- окончание.
- Если вы полностью справились с заданием, то в индивидуальных картах заштрихуйте кружок напротив задания №3.
6. Разбери слова по составу.
Подорожник, покос, приходит, научить, травяной, сварщик, желтоватый, лебёдушка, налево.
- Если вы полностью справились с заданием, то в индивидуальных картах заштрихуйте кружок напротив задания №4.
- Какие правила вспомнили? Оцените себя в индивидуальных картах.
9. Выполнение упражнения по учебнику упр. 562.
10. Итог урока.
- Какой раздел науки о языке повторили?
-Перечислите морфемы.
- Какие орфограммы вспомнили?
- Обратимся к индивидуальным картам поиска. Посмотрите, какие кружки у вас закрашены, а какие нет. В незаштрихованных находится компьютерный вирус. Оказывается, наш маленький компьютер не работал потому, что некоторые ребята не смогли осилить отдельные задания.
11. Выставление оценок.
- Обменяйтесь индивидуальными картами поиска. Подсчитайте количество правильных ответов. Тот, у кого все задания выполнены правильно, получает оценку «пять». У кого четыре правильных ответов - «четвёрку», три выполненных задания-«тройку», два - «двойку». Поставьте оценку в карту своего соседа по парте и сдайте бланки для выставления отметок в журнал.
12. Домашнее задание: упражнение 595.
Урок закончен.
Индивидуальная карта поиска компьютерного вируса.
Правописание корней с чередующимися гласными |
Составь слово |
Разбор слова по составу |
Упражнение по учебнику |
Оценка____________
Индивидуальная карта поиска компьютерного вируса.
Правописание корней с чередующимися гласными |
Составь слово |
Разбор слова по составу |
Упражнение по учебнику |
Оценка____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение и систематизация по теме имя существительное"
Повторение темы имя существительное ...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщение и систематизация изученного по тее Синтаксис. Культура речи.
Презентация...
Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс
1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...
План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....
Открытый урок по русскому языку "В стране изученных деепричастий"
Данная презентация содержит интересный материал по теме "Деепричастие". ...
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....