Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
Задачи урока:
- Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
- Способствовать созданию положительного настроя на уроке
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: грамматический турнир.
Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, клей, рисунки, карточки с диктантами, флажки
Организация урока
I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.
Здравствуйте, ребята!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, конкурс, на самого грамотного ученика. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. СЛАЙД
Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
П. Чесноков
Мы обобщим и закрепим полученные знания.
III. Презентация о деепричастии. (выступление ученицы)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё то, что узнали о новой части речи, а об этом нам расскажет …….
IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (слова написаны на доске)
делать (делая),
рыдать (рыдая),
читать (читая);
забежать (забежав),
усмехнуться (усмехнувшись),
-Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий. (деепричастие образуется от глагола при помощи суффикса –а, -я (несов. В.) –в, -вши, -ши (сов. вид))
- От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?
(от инфинитива, его называют глагольным суффиксом)
V. Орфографический поединок. Приготовьте своё оружие – знания и ручки. Правописание не с деепричастиями.
Не видя, не думал, не веря, недоумевая, не мог, не замечая, не поднимая, не чувствуя, не возмущаясь, не узнаешь, не предполагая, ненавидя, не умолкая, не присутствуя, не заметил (поменяйтесь карточками и проверьте, взаимопроверка)
Одного ученика к доске с карточкой.
-Как пишутся не с деепричастиями?
Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?
(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)
VI. С деепричастием рыдая составить предложение
Мать глядела на сыновей, рыдая.
2. определить морфологические признаки деепричастия.
Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
- Глядела (как?), рыдая.
Н.ф. – рыдать.
- Морфологические призн.: несов. вид, невозвратный, переходный, неизм. ф.
III. Глядела (как?), рыдая. Одиночное деепричастие
VII.Запишите предложение (один человек у доски)
Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.
-найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ. (что делая? Деепричастие с зависимым словом)
-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.
-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.
VIII. Развитие речи: с мозаичным полотном.
А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.
-Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор?
– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.
(у каждого на парте текст)
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)
– Прочитайте выразительно восстановленный текст.
– Укажите вид деепричастий.
– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
ТЕСТ
X Подведение итогов урока
Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
– морфологические признаки деепричастия;
– знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;
– правописание НЕ с деепричастиями;
– употребление деепричастий в речи.
А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.
Урок
Обобщающий, интересный
Учит, развивает, дополняет
Здесь узнаешь много нового
Знания
YII. Тестирование по пройденному материалу.
Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.
I вариант
1. Найти деепричастие:
а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься
2. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая
3. В каком случае НЕ пишется слитно:
а) (не) доумевая б) (не) горюя
в) (не) освещена г) (не) почувствовал
4. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.
А) 1, 2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.
Г) Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.
Ответ : 1а, 2б, 3а, 4в,5б
Оценка | Ошибки |
Ответ: 1. А, 2 б, 3 а, 4в, 5б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение и систематизация по теме имя существительное"
Повторение темы имя существительное ...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщение и систематизация изученного по тее Синтаксис. Культура речи.
Презентация...
Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс
1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"
Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...
Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"
Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сот...
Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...
Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".
Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по предложенной теме....