Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Бабушкина Валентина Алексеевна

Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку в 7Б классе по теме:

«Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог». Формирование читательской грамотности».

В.А. Бабушкина, учитель русского языка

и литературы МАОУ Абатская СОШ №1

Цель:

1) создать условия для обобщения, систематизации и применения школьниками комплекса знаний по теме «Предлог».

2) содействовать развитию связной речи, умения работать с текстом, логического мышления, творческих способностей, орфографической, орфоэпической и грамматической зоркости, зрительной памяти,

3) воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации, воспитывать культуру речи и письма, способствовать воспитанию стремления к системным знаниям по русскому языку, самостоятельности, ответственности, сообразительности, внимательности, умению работать в паре, группе, создать условия для творческой самореализации школьников.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Формирование читательской грамотности.

Форма организации: урок-обобщение знаний, работа с тестом

Работа в парах, группе, индивидуальная.

Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап:

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Вы пришли сюда учиться,
Это в жизни пригодится.
Что ж пора нам начинать,
С вами мы должны всё знать.

Согласны со мной? (ответы учеников) Отлично. Надеюсь, вы пришли сегодня с хорошим настроением на урок? Если же нет, то оно должно обязательно приподняться, потому что сегодня День запрета на уныние. Поэтому давайте включаться в урок, работы у нас много. Надеюсь на вашу активность.

Начнём с орфоэпической разминки. Ой, а что такое орфоэпия? Красиво слово, а какая наука за ним кроется? Что изучает орфоэпия? И что мы сейчас повторим? (ответы детей: Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает нормы произношения и постановки ударения в словах.) На столах у каждого лежат листочки, переверните их, напишите свою фамилию, имя, класс, число и выполните первое задание. Думаю, что вам хватит двух минут. Желаю удачи. (Дети выполняют: расставляют ударения в словах).

А теперь обменяйтесь листочками и проверьте своего одноклассника по эталону

Слайд 1.

Посчитайте ошибки и поставьте оценку своему соседу по парте.

Итак, вы получили первую оценку. Ниже, на этой же карточке, вы будете оценивать себя в течение урока и в конце я, проверяя ваши карточки и, наблюдая за вашей работой, выведу средний балл, который превратится в оценку за урок. Понятно?

  1. Формирование темы урока учащимися.

Ребята, сейчас вы работать будете в паре.

Давайте вспомним правила работы. Работа должна быть совместной. Читаете текст, задание к нему, высказываете предположение и приходите к одному мнению.

Сегодня мы с вами будем работать с несколькими текстами. Предлагаю первый из них. Внимание на жёлтые листы. Здесь пропущены слова. Восстановите, пожалуйста, текст (приём «Письмо с дырками»).

Текст 1 для работы.

В течение недели мы изучали тему……………………..(?). Эта часть речи относиться к группе ………………………………...(?)частей речи. Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость…………………………………………………………………….(?).Несмотря на сложную задачу, мы уверены, что в продолжение сегодняшнего урока успешно завершим эту тему.

Прочитайте, что у вас получилось. (Спросить желающих двух учеников).

  1. Слово учителя:

- Итак, о какой части речи мы сейчас говорили? Знакома ли вам эта тема? Исходя из этого сформулируйте тему урока. («Обобщение и систематизация изученного по теме «Предлог».)

Слайд 2.

- Какую цель мы перед собой поставим? (Обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Предлог», закрепить умения и навыки).

Слайд 3.

- Запишите число, тему урока в рабочих тетрадях.

  1. Этап. Повторение изученного. «Стадия осмысления».

- Что нам известно о предлоге? Давайте постараемся вспомнить.

Станция № 1 «Теоретическая».

- Какая часть речи называется предлогом? (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении).

-А чтобы дополнить эти сведения о предлоге, заглянем на «Страничку для любознательных».

Слайд 4

«Страничка для любознательных»:

  • Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
  • В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

Фронтальный опрос.

- На какие группы делятся предлоги по составу (простые и составные).

- На какие группы делятся предлоги по происхождению? (непроизводные и производные).

- Какие предлоги называются простыми? (предлоги, которые состоят из одного слова)

- Какие составными? (предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.

- Какие предлоги называются производными? (это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи. Они теряют при этом свое лексическое значение и морфологические признаки.

- Какие непроизводными? (предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образованы. Это очень старые предлоги, например: Без, над, для, об, от, под, пред, при, про, через, в, до, за, из, к, на, о, по, с, у).

- На какие еще группы делятся предлоги? (Предлоги бывают однозначными и многозначными. Однозначные предлоги употребляются с одним падежом. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами).

- служебная часть речи,

- служит для связи слов в словосочетании,

- делится по способу образования на производные и непроизводные,

- по составу они бывают простые и составные,

- предлоги в русском языке употребляются с конкретными падежами,

- по значению они делятся на: временные, пространственные, причинные и т.д.

-неизменяемая часть речи

Итак, расскажите о предлоге.

А теперь снова небольшая индивидуальная работа. На листочках, на которых выполняли орфоэпическую разминку, есть следующее задание.

Слайд 5.

От каких частей речи образованы следующие производные предлоги?

  • вокруг, впереди, согласно, вдоль от наречия
  • в продолжение, вследствие, в силу от имени существительного
  • спустя, благодаря, исходя из от деепричастия
  • в течение, ввиду, вблизи, по причине от имени существительного

И снова я проверю у вас теорию, а то как же мы будем выполнять практику?

Поиграем в «ЛОВИ ОШИБКУ!». Отвечать будете в строчку и условным знаками «+» – правда «-» - ложь. Работаем на листочках.

Предлагаю вам ответить на 10 вопросов

Слайд 6.

1. Предлог – это служебная часть речи.

2. Предлоги бывают простыми и составными.

3. Предлоги могут быть однозначными.

4. Предлог является членом предложения.

5. Предлог не является членом предложения.

6. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

7. Предлог в продолжение является составным.

8. Предлог благодаря является непроизводным.

9. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.

10. Предлог (в) течение пишется слитно.

КЛЮЧ: + + + - + + + - +- Слайд 7

- Молодцы! Оценили себя!

А теперь станция № 2 «Практическая».

- Работает каждый индивидуально, проверяет себя.

Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите исправленный вариант. Подумайте. Кто первый выполняет, идёт к доске и исправляет.

Слайд 8.

  • уверенность в победу,
  • доказывать о своей правоте,

- указать о недостатках,

  • таблетки для головной боли,
  • встретились по приезду,
  • пришел со школы,
  • поделитесь о своих впечатлениях,
  • разъяснять о правилах поведения.
  • оплатить за билет.

Хорошо, проверяем. Молодец! Отличная работа!

Ребята, а где мы встречаем подобного рода задания? (Выполняя задания в формате ВПР. А номера заданий помните, где мы можем встретить подобные ошибки?) 3 и 6

-Хорошо!

  1. Физкультминутка

Если предлог производный – подняться на носки, руки вверх,

если непроизводный – присесть, руки вперёд.

Навстречу, из-за, через, над, вдоль, от, над, вместо, по, у, для, напротив, благодаря, о, из-под.

Попрошу снова объединить ваши умы и поработать в паре. Прочитайте Текст 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Думаю, минут 5-7 вам вполне будет достаточно, чтобы вместе выполнить эту работу. Незабываем советоваться, чтобы найти верный ответ.

(В) следстви… плохой погоды / (в) следстви… допущены ошибки; отсутствовать (в) течени… недели / (в) течени… реки много поворотов; встретиться с героями (в) продолжени… фильма / путешествовать (в) продолжени… месяца; договориться (на) счёт ремонта / спонсоры перевели деньги (на) счёт школы; поднимались по склону, (не) смотря вниз, / собрали хороший урожай, (не) смотря на засуху; (в)виду приближающихся холодов / надо иметь это (в) виду; торопиться (на) встречу с одноклассниками / выйти (на) встречу гостям.

Какой процесс здесь мы наблюдаем? Когда слова произносятся одинаково, пишутся практически одинаково, значение лексическое разное? – омонимия.

Слайд 10

  • Орфографические трудности возникают при написании производных предлогов.

Пишутся слитно следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчет, ввиду, несмотря (на).

Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.

А теперь задание посложнее. Опять вам понадобятся ваши умные головы.

Прочитайте Текст 3 и восстановите текст, вставьте предлоги. Назовите автора и из какого произведения данный отрывок.

  • … базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. … ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... … площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят … свет божий уныло, как голодные пасти; … них нет даже нищих.

Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

Какие предлоги пришли вам на помощь? – непроизводные.

Хорошо!

VII. Рефлексия. Предлагаю завершить изучение темы предлог составление синквейна. Слайд 11. Помните, что это такое?

Составьте синквейн к слову «Предлог» (Приём «Графической переработки материала»)

Станция № 3 «Творческая».

Синквейн

  • Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
  • 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
  • 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
  • 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
  • 5 строка – одно слово, позволяющее выразить к ней личное отношение.

Синквейн

  • Предлоги
  • Производные, непроизводные
  • Не изменяются, образуют, употребляются
  • Они являются «словечками отношений»
  • Часть речи

Синквейн (2 вариант)

Предлог

#1089;лужебный, неизменяемый

#1089;лужит, связывает, употребляется

#1057;вязывает слова в словосочетаниях.

#1063;асть речи

  1. Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).

  1. – В завершение нашего урока предлагаю продолжить предложения
  2. - Я знаю…
  3. -Я могу…
  4. -Было трудно…
  5. -Я научился…

Закрепили знания о предлогах.

Научились правильно писать предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

. Этап информации о домашнем задании:

  • 1. параграфы 52 -57 повторить;
  • 2. На выбор:

- Упр. 352 (выпишите словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога).

- Написать сочинение на лингвистическую тему «Ох, уж этот предлог»

IX. Оценивание

На доске (для резерва)

Восстановите предложенные фразеологизмы, запишите, предлоги заключите в прямоугольник. Объясните значение фразеологизмов.

  • Зарубить, нос – зарубить на носу (Твердо запомнить).
  • Обвести, палец – обвести вокруг пальца (Ловко обмануть).
  • Все, лопатки – во все лопатки (Очень быстро, с большим напряжением сил).
  • Язык, кости – язык без костей (О человеке, который слишком много болтает, не думая о последствиях).
  • Семь, пятница, неделя – семь пятниц на неделе (О человеке, который часто меняет свои мнения, решения).
  • Смотреть, как, баран, новые, ворота – смотрит, как баран на новые ворота (Смотреть с недоумением, удивленно).
  • Брать, бык, рога – брать быка за рога (Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле).
  • Как, рыба, вода – как рыба в воде (Вести, чувствовать себя уверенно и легко).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.

Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...

Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»

Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:·        образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Открытый урок по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"

Разработка открытого урока для 6 класса по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"....

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка. Методические рекомендации к изучению темы «Правописание причастий»

Данные методические рекомендации могут использоваться учителями русского языка общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Направлены на формирование читательск...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...