Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок деепричастие25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного».

Цели урока:

  1. Образовательные:
  1. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Повторение орфограмм, связанных с написанием гласных в корнях с чередованием.
  3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
  4. Употребление деепричастных оборотов в речи.
  5. Активизация словаря учащихся.
  6. Повторение фразеологизмов.
  7. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.

    II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку и литературе.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.

Оборудование урока:

  1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2. Таблица «Образование деепричастий».

3. Материал для самостоятельной работы (кроссворд).

Структура урока:

  1. Организационный этап (1 минута)
  2. Этап проверки домашнего задания ( 4 минуты)
  3. Повторение и закрепление материала:

1.Игра «Кто быстрее?» (4 минуты)

2.Таблица «Образование деепричастий» ( 4 минуты)

3.Одинаковы ли деепричастия? ( 2 минуты)

4.Аукцион фразеологических оборотов ( 4 минуты)

5.Синтаксический, морфологический разборы деепричастий ( 4 минуты)

6.Объявления ( исправление речевых ошибок в предложениях) ( 3 минуты)

7.Отличие деепричастий от наречий ( 3 минуты)

8.Выполнение упражнения №141 ( 5 минут)

9. Самостоятельная работа ( решение кроссворда( ( 2 минуты)

  1. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 минуты)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный этап ( 1 минута)

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

На доске записан эпиграф:» Язык непременно живет, движется, развиваясь и совершенствуясь». В.Г.Белинский

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какие особые формы глагола вы знаете? ( Деепричастие и причастие)

Сегодня на уроке мы будем повторять сведения о деепричастии и деепричастном обороте. Записываем число и тему. Повторить тему нам поможет шпаргалка. Посмотрите, как пишется это слово: шпаргалка. Значение данного слова – лохмотья, пеленка. В польском языке так называли негодный клочок бумаги. На доске – план урока – шпаргалка, которой мы воспользуемся на уроке.

1. Понятие о деепричастии.

2. Понятие о деепричастном обороте.

3.Знаки препинания при деепричастном обороте.

4.Не с деепричастиями.

5.Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

6. Морфологический разбор деепричастий.

7. Синтаксическая роль деепричастий в речи.

Готовятся к уроку, слушают, формулируют цели и задачи урока

II.Этап проверки домашнего задания ( 4 минуты)

  1. Дайте определение деепричастия.
  2. Охарактеризуйте грамматические признаки деепричастия.
  3. Какие признаки глагола есть у деепричастия?
  4. Какие признаки наречия есть у деепричастия?
  5. Какова синтаксическая функция деепричастия?
  6. Какие пунктуационные правила надо использовать при написании предложений с деепричастиями?
  7. Вспомните, когда в русском языке появился термин «деепричастие»? ( В 17 веке. Это слово введено М.Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее ( от дяти-делать) со словом «прчастие». Таким образом, деепричастие «причастно» к действию).
  8. Чем отличаются деепричастия совершенного и несовершенного вида? (деепричастия несовершен- ного  вида обозначают незаконченное добавочное действие и отвечают на вопрос что делая? Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?)

По мере ответов на вопросы ребята заполняют «слепую» таблицу на доске и в тетрадях.

Зачитывают, комментируют, записывают, отвечают

III.Повторение и закрепление материала

1.Игра «Кто быстрее?» (4 минуты)

Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант- деепричастия несовершенного  вида; 2 вариант- деепричастия совершенного  вида. Выделите суффиксы и основы глаголов, от которых образуются деепричастия. Объясните правописание слов и постановку ударения в последнем слове. Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит особенности образования данных форм. В каких еще деепричастиях следует запомнить постановку ударения? (Ржавея, черпая).

Глагол несов.вида

Дееприч.

несов.вида

Глагол сов.вида

Дееприч.

сов.вида

пол..гать

пол..гая

пол..жить

пол..жив

зам..рать

зам..рая

зам..реть

зам..рев

к..саться

к..саясь

к..снуться

к..снувшись

балУются

балУясь

разбаловАться

разбаловАвшись

Записывают, отвечают, комментируют

  1. Таблица «Образование деепричастий» ( 4 минуты)

- Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении предыдущего задания. При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? ( при помощи суффиксов)

- Используя таблицу, расскажите, как образуются деепричастия совершенного вида ( от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, -вши, -ши) и деепричастия несовершенного вида ( от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффиксов –а, -я).

  - Вплоть до 18 века в русском языке деепричастия     образовывались с помощью суффиксов –учи, -ючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов, которые несут в себе память времен. Пример- (быть-будучи).

- Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий. Найдите в стихотворении Э.Асадова деепричастия и заполните таблицу примерами. Спишите, объясните расстановку знаков препинания в данном предложении.

Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька! (Э.Асадов)

Повторяют, систематизируют, отвечают на вопросы, закрепляют умение составлять лингвистические высказывания.

Поисковая работа

3.Одинаковы ли деепричастия? ( 2 минуты)

- У Л.Козыря есть четверостишие:

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем не простая,

Совсем не простая планета моя.

От каких глаголов образованы выделенные деепричастия? ( В сумерках тая (таять) и думу какую-то в складках тая (таить).

Исследовательская работа

4.Аукцион фразеологических оборотов ( 4 минуты)

За домом, едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава, другой - засучив рукава. (В.Викторов)

- Посмотрите на иллюстрацию. Художник допустил ошибку. Какую? (Он буквально понял словосочетания спустя рукава и засучив рукава).

- Как называются эти устойчивые выражения? (Фразеологизмы) Объясните значения фразеологизмов, заменив их близкими по смыслу словами. Так говорят о работе, выполняемой небрежно, кое-как. В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: « Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.

- Составьте и запишите с этими фразеологизмами предложения.

Почему вы не обособили деепричастный оборот? (Фразеологизмы не обособляются).

 Вспомните еще фразеологические обороты, где употребляются деепричастия. ( Положа руку на сердце, работать не покладая рук, слушать затаив дыхание, бежать высунув язык, смотреть выпучив глаза, ходить задрав нос, сидеть сложа руки, нестись сломя голову, скрепя сердце).

Хочется отдельно поговорить о фразеологизме несолоно хлебавши.  Когда-то на Руси соль была очень ценным продуктом, ее надо было возить издалека. Соль облагалась высоким налогом. Поэтому пищу в старину готовили без соли. Хозяин сам солил еду. Кого он любил, тому и соли больше сыпал. Порой, стараясь удружить, хозяин пересаливал пищу. Вот откуда пошло выражение пересолить. Незнатных гостей сажали подальше от хозяина. И случалось, что им не доставалось соли. Вот почему и сегодня говорят несолоно хлебавши о неудаче, плохом приеме.

Анализируют, исправляют ошибки, комментируют

5.Синтаксический, морфологический разборы деепричастий ( 4 минуты)

-Прочитав высказывание персидского и таджикского поэта Фирдоуси, объясните смысл этого предложения, правописание слов, расставьте знаки препинания.

У доски один из учеников выполняет синтаксический разбор, остальные – в тетради. Другой ученик делает морфологический разбор, который потом проверяет класс.

(Не) ук..ловшись ш..пами розы (не) с..рвешь.

Объясняют, выполняют разные виды разборов, исправляют ошибки

6.Объявления ( исправление речевых ошибок в предложениях) ( 3 минуты)

- При изучении деепричастий следует остановиться на одной из очень распространенных ошибок – на неправильном употреблении деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

- Какие объявления не содержат речевых ошибок?

1) «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»

2) «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»

3) «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»

4) «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

- При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.

Выполняют тренировочные упражнения, исправляют ошибки

7.Отличие деепричастий от наречий ( 3 минуты)

- В предложении Даша слушала молча, часто закрывая глаза. (Горбатов) найдите деепричастие, расставьте знаки препинания.

- Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? и что сделав?, а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой ( ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия ( к нему задается один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала ( молчание сопровождало единственное действие – слушала).

Исследовательская работа

8.Выполнение упражнения №141 ( 5 минут)

Осложнение задания: продолжить предложения не одним, а несколькими однородными деепричастными оборотами. Подчеркните их.

Сережа присел. Сережа присел, вытянув руки вперед и выпрямив спину.

Сережа стоит. Сережа стоит, положив руки на пояс и расставив ноги на ширине плеч.

Сережа нагнулся. Сережа нагнулся, опустив руки и повернув голову влево.

Сережа лег. Сережа лег, подняв гантели вверх и вытянув мысочки.

Работа с учебником, работа в парах

9.Самостоятельная работа ( решение кроссворда( ( 2 минуты)

Решение кроссворда «Деепричастие».

Задание. Выбрать из трех предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:

3.Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.

6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.

7.Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.

8.Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.

9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса –я: читая, унеся, унося.

10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.

11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:

1.Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.

2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.

4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.

5.Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

Творческая работа, закрепление изученного

IV.Подведение итогов урока, домашнее задание ( 3 минуты)

- согласны ли вы с мнением Виктора Владимировича Виноградова, называвшего деепричастие наречно-глагольной категорией? ( Деепричастие имеет признаки наречия  ( неизменяемость, синтаксическая роль) и глагола ( образуется от глагола, имеет с ним общее лексическое значение).

Оценивание своей деятельности на уроке

Использованная литература:

1.Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. – Ярославль, 1997.

2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках. – Москва, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Обобщение и систематизация изученного по теме деепричастие"

Презентация к обобщающему уроку в 7 классе по теме деепричастие. этот урок может помочь в подготовке к контрольному диктанту по этой теме....

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного."

Урок разработан для учащихся с ОВЗ по теме "Деепричастие"....