Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.  ИНФИНИТИВ.

Цели: 1) Обучающая. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол как часть речи»; совершенствование навыков правописания глаголов.

2) Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

3) Воспитательная. Воспитание уважительного отношения к родному языку; воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

2 мин.

10 мин.

10 мин.

20 мин.

Работа с презентацией

3 мин.

2 мин.

Пояснить

1. Оргмомент

Здравствуйте, дети! Тема нашего сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?

2. Орфографическая работа

Синтаксический разбор предложения:

Снег закрывал(2) предметы и не(яркой) пел..ной одевал землю (4).

Снег закрывал предметы и неяркой пеленой одевал землю.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами) [- = и =]

Фонетический разбор:

Его´ (1) – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

е        — [й']        — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

                  [и]        — гл. безуд.

г        — [в]        — согл., зв., тв.

о        — [о´]        — гл. ударн.

3 б., 4 з.

2. Объяснение нового материала

1) Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (морфология)

2) Что такое морфология? (это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях)

3) Сколько частей речи в русском языке? (10)

4) На какие виды делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

5) Какие части речи вы изучили в этом году? (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение)

Ребята, мы продолжаем изучать части речи. Наша цель сегодня - повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».

1) Давайте выпишем в тетрадь глаголы из фрагмента стихотворения И. С. Никитина «Утро».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

2) Как узнали, что это глагол? Какой вопрос поставили? (Что делают? Что делает?)

3)Что обозначает глагол? (действие предмета)

4)По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)

5) Давайте дадим этим глаголам характеристику.

Меркнут – наст. время, мн. число, 3 лицо

Гаснут – наст. время, мн. число, 3 лицо

Расстилается – наст. время, ед. число, 3 лицо

Разливается – наст. время, ед. число, 3 лицо

6) А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определении. (самостоятельная часть речи, обозначающая действие и изменяющаяся по временам, лицам, числам)

7) Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике. Параграф 52, страница 55.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по числам и в единственном числе - по родам.

В предложении глагол, как правило, бывает сказуемым.

3. Закрепление

Задание 1. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится.

Сонный туман на лугах серебрится, чёрный туман отсырел и дымится.

Тут солнце решило приняться  за дело, и поле в неделю зазеленело.

Встаёт стеною золотой, волнуется  пшеница, и каждый колос

налитой к земле готов клониться.

Задание 2. Виды глагола

Образуйте от данных глаголов формы несовершенного вида при помощи суффиксов –ЫВА, -ИВА-, -ВА

Опоздать на поезд

Оглядеться вокруг

Вылить воду

Развить мысль

Дать совет

Рассказать новости

Заработать деньги

Затронуть вопрос

Перечитать рассказ

Встать рано

Издать стихи

Опаздывать на поезд

Оглядываться вокруг

Выливать воду

Развивать мысль

Давать совет

Рассказывать новости

Зарабатывать деньги

Затрагивать вопрос

Перечитывать рассказ

Вставать рано

Издавать стихи

Задание 3. Спряжение

Распределить глаголы по типам спряжений.

Говорит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят, шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит, растёшь, стремишься, польёт, разглядишь, начнут, блестят

1 спряжение:

Вьются, нырнёте, шьём, шевельнёт, зовут, грызёт, растёшь, польёт, начнут

2 спряжение:

Говорит, кричит, звенят, летишь, гласят, шевелит, стремишься, разглядишь. блестят

Задание 4. Прошедшее время

От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы.

Бежать

Суметь

Расцветать

Припаять

Нравиться

Бежал

Сумел

Расцветал

Припаял

Нравился

4. Подведение итогов, выставление оценок

Обобщим изученное.

1. О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)

2. Что мы сегодня узнали о глаголе? (время, спряжение, виды, правописание ТСЯ и ТЬСЯ)

3) Как определить спряжение глагола? (Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт),  -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).  Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им,   -ите,   -ат (-ят)

4) А как определить вид? (что делать? Что сделать?)

5) В каких случаях мы пишем ТСЯ, а в каких ТЬСЯ? (ТСЯ - ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?  ТЬСЯ - ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

6) Какие времена изменяются по лицам и числам? (настоящее и будущее)

7) А как же изменятся прошедшее время? (по числам и родам)

8) Что осталось непонятным?

5. Домашнее задание

Пар. 52, стр. 54-55, упр. 511

Оформление доски

Число

Классная работа

Глагол как часть речи

Снег закрывал(2) предметы и не(яркой) пел..ной одевал землю (4).

Д/з: Пар. 52, стр. 54-55, упр. 511


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

План - конспект урока по русскому языку «Глагол»

План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ (6 класс)  Тема урока:   «Глагол»...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...

конспект урока по русскому языку "Глагол"

Конспект урока по русскому языку по программе Воронковой...