Урок по русскому языку. Глагол как часть речи. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_glagol_kak_chast_rechi.doc46.5 КБ
Office presentation icon urok_no_1.ppt469.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №1

Глагол как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели урока:

  • повторить изученное о морфологических признаках глагола;
  • показать его лексические возможности и роли в речи.
  • формировать у учащихся умение находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
  • воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой.

Оборудование:

  1. Рабочие тетради.
  2. Материалы презентации.

Ход урока

1.Актуализация знаний

        1)Спишите и вставьте пропущенные буквы.

1.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? (презентация слайд №2)

2.Р-сток,р-стительный, сл-жение.

3.Выр-стать, предл-гать, пор-жать.

4.Поодро-сли, прил-гательное, иск-ренить.

2)Дополнительные вопросы.

-В какой морфеме пропущены буквы?

-На какие правила необходимо опираться, чтобы определить орфограмму-гласную в корнях данных слов?

-В каком ряду все слова принадлежат к одной части речи? Какой?

3).Из слов, которые вы видите на экране, сгруппируйте однокоренные. Сколько групп у вас получилось?

Росток, растительный, вырастать, подросли.

Сложение, прилагательное, предлагать (слайд №3).

-К каким частям речи относятся слова каждой группы?

2. Изложение нового материала.

Сообщение темы, цели урока.

1.-На огромной  прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже знакомы. Назовите их.

-Правильно. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

-Чем глагол отличается от других частей речи?

Учащиеся делают вывод, что глагол обозначает действие, состояние, имеет морфологические признаки: изменяется по временам, лицам, и числам, в предложении обычно бывает сказуемым.

2.Слово учителя. (чтение наизусть)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

 «Будем знакомы»!Глагол – часть страны Речь.

Одна область волшебной страны «Речь» называется Глагол. Слова, которые живут в ней, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области «Имя существительное»

Стоит у них спросить Что делает? Что делают? Что будут делать? имена существительные, как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом «делать», иначе ответ не получишь. Вот какие дельные, вернее. деловые, эти слова-глаголы. Со словами-существительными они большие друзья.

3.Выступление мальчика в роли Глагола.

Глагол- настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.

  По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить. Знать, стать, видеть, хотеть, пойти, взять. Среди 9000

Наиболее употребительных слов 2500 – глаголы.

4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала стр.230 (правило)

3.Закрепление материала.

1) Упражнение №607 (устно)

2)Упражнение №608 (письменно). У доски 1 человек.( Самопроверка с обратной доской)

Разборы. Предложение (синтаксический разбор предложения и морфологический разбор слова (горы) 1 ученик у доски (с обратной доской).

-Охарактеризуйте выписанные предложения. (Нераспространенные.)

-Что могут обозначать глаголы? (Изменения признака: голубеют дали; солнце золотило)

-В чем сказуемые-глаголы согласуются с подлежащим?

3)Задание по карточкам: Выберите правильный ответ. Диффиринцированный подход к учащимся. (слайд №4,5,6) по вариантам.

1 вариант

(для слабых)

 Глагол – часть речи, которая обозначает:

а)действие;

б)признак;

в)предмет.

Ответ:А

2 вариант

(для средних)

У глагола нет следующего признака.

а)времени;

б)рода;

в)падежа.

Ответ:Б

3 вариант

(для сильных)

Укажите неверное утверждение.

а.Глагол- часть речи, которая обозначает действие.

б.Глаголы  изменяются по временам, падежам, лицам, числам.

в.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Ответ:Б

4.Творческие задания.

1).Веселй рассказ.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя глаголы.

(Слайд №7)

2). Рисуем глагол.

Задание. Как выглядит глагол? Нарисуйте и вы, ребята, портрет господина Глагола, отразив в нем то, что узнали об этой части речи. (Рисунок.  слайд №8)

3).Задания повышенной трудности.  (Слайд №9,10,11)

1.Ученик неверно употребил глаголы. Найдите эти предложения.

А.Я взял и положил вещи на стол.

2.Мама сказала: «Поклади все в сумку»

В.Если берешь книгу со стола, ложи туда же.

Г.Я кладу грибы в корзину.

Ответ Б.

5.Занимательный материал к уроку.

1. Перепутаница.( Слайд №12, 13)

А) Дети записывают существительные (на отдельной строчке каждое, столбиком) и подбирают к ним подходящие глаголы. Работа может проводиться и устно: в этом случае учитель заранее готовит слайд.

Собака                            хрюкает

Волк                                блеет

Овца                               лает

Свинья                            гогочет

Гусь                                 кудахчет

Кузнечик                          мяукает

Кошка                              стрекочет

Курица                             воет

2.О значении слов.

     Слово ВЗОЙТИ указывает на движение вверх: взойти на гору, взойти на крыльцо. Но не следует говорить: взойти в комнату. Рисунок.(слайд №14).

3.Говорите правильно! (слайд № 15)

Нельзя говорить                               Надо говорить

Вылазь

Вылезай

Ездию

Езжу

Лягет

Ляжет

Нагинаться

Нагибаться

Хочем

Хотим

6. Подведение итогов урока.

-Какую роль играет глагол в речи?

-Чему мы научились на уроке?

7.Домашнее задание:

1)упражнение №609

2)*Конкурсное задание «Кто больше?». Найдите глагол, который сочетается с наибольшим количеством приставок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи

Слайд 2

Спишите и вставьте пропущенные буквы. 1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 2. Р-сток,р-стительный, сл-жение. 3. Выр-стать, предл-гать, пор-жать. 4. Подро-сли, прил-гательное, иск-ренить.

Слайд 3

Р о сток, р а стительный, выр а стать, подр о сли. Сл о жение, прил а гательное, предл а гать

Слайд 4

Выберите правильный ответ! 1 вариант. Ответ: А

Слайд 5

Выберите правильный ответ! 2 вариант. Ответ: Б

Слайд 6

Выберите правильный ответ! 3 вариант. Ответ: Б

Слайд 7

Составьте небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя глаголы

Слайд 8

Нарисуйте портрет глагола!

Слайд 9

Ученик неверно употребил глаголы. Найдите это предложение . А.Я взял и положил вещи на стол. Б.Мама сказала: « Поклади все в сумку» В.Если берешь книгу со стола, ложи туда же. Г.Я кладу грибы в корзину.

Слайд 10

Правильный ответ Б

Слайд 11

Неправильно

Слайд 12

Перепутаница Собака хрюкает Волк блеет Овца лает Свинья гогочет Гусь кудахчет Кузнечик мяукает Кошка стрекочет Курица воет

Слайд 13

Правильно! Собака хрюкает Волк блеет Овца лает Свинья гогочет Гусь кудахчет Кузнечик мяукает Кошка стрекочет Курица воет

Слайд 14

О значении слов Слово ВЗОЙТИ указывает на движение вверх: взойти на гору, взойти на крыльцо. Но не следует говорить: взойти в комнату.

Слайд 15

Говорите правильно! Нельзя говорить Надо говорить Вылазь Вылезай Ездию Езжу Лягет Ляжет Нагинаться Нагибаться Хочем Хотим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...

Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.

Исследовательская работа по русскому языку   Глагол- самая живая часть речи....

Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....

Конспект урока по русскому языку «Причастие как часть речи» 7 класс

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие"....