Исследовательская работа по русскому языку Глагол- самая живая часть речи.
проект

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Исследовательская работа по русскому языку

 

 

 

Глагол- самая живая часть речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hamagaeva_smishchuk.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3

Исследовательская работа по русскому языку

Глагол- самая живая часть речи.

Выполнили: ученицы 6 «Б» класса МБОУ ТСОШ№3

Хамагаева Адиса,Смищук Алина

Руководитель проекта: учитель русского языка

и литературы Варсан Людмила Андреевна

Таксимо

2018 г.

Оглавление

  1. Введение
  2. Актуальность выбранной темы, цели, задачи, гипотеза..................1
  3. Основная часть
  4. 1.«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».
  5. (А.М.Пешковский)……………………………………….........................2-3
  6. 2. Глаголы речи (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)………………………..........………………………………..3-5
  7. Глаголы труда……………………...………………………............…5-6
  8. Глаголы звучания и цвета (на примере стихотворений А. Пушкина «Зимний вечер», А.Плещеева  «Травка зеленеет».............................6-8
  9. Глаголы, передающие эмоции (М.Бородинская, А.Фет)………........8
  10. Сила русского глагола……………………………...…….....................8-9
  11. Практическая часть.………………………………..................................10-11
  12. Заключение…………………………………………………………….12-13
  13. Список литературы…………………………………………..................14

Глагол –самая живая часть речи.

 «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.                                                                            В глаголе струится самая  алая, самая свежая, артериальная кровь языка.

Да ведь и  назначение глагола – выражать само действие!».

А.Югов.

Актуальность.

Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Актуальность мой работы состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает должного интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи. Я считаю, что эта тема актуальна, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

Цель.

Цель нашей  работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вызвать познавательный интерес к русскому языку.

Уметь применять полученные знания на практике.

Задачи.

  1. Проанализировать художественные тексты, выявляя особенности употребления в них глаголов.
  2. Найти отрывки, в которых глагол играет различные роли.
  3. Проанализировать тексты, составленные  учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Гипотеза.

Предположим, что наша речь не станет беднее и невыразительнее без глаголов.

Многие лингвисты считают, что глагол – самая  сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы  - это значит дать движение фразе».

В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». (Ю.Бондарев).

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». (А.М.Пешковский)

«Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы».[1]

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список  из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять,

жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, небольшой  юмористический рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».

  Сюжет рассказа прост: однажды вечером Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия).Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!», (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь: 

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

        Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!

            Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

        Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться.

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, я сделала вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он  все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал, что Червяков над ним просто смеется.  

 Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…».

Глаголы труда.

        О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

        - Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

        - Труд человека кормит, а лень портит.

        - Терпение и труд всё перетрут.

        Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

        Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

        Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, имы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом,  архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают«работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные  работы».

        Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.

        Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

        А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

        Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина.

        Поэт В. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

        Затем автор переходит к звуковым образам:

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

        Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

        О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

        «Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева.Это стихотворение интересно еще и тем, что наряду с глаголами движения,  большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт  не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.  

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

 В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

 во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам; глагол повелительного наклонения спой и глагол  прошедшего времени принесла, который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глаголы, которые передают эмоции.

«Сидит колдунья, дуется,На целый белый свет…».  М.Бородинская.

«Скажет ясная луна: «Я соскучилась одна. У меня в прохладных залах Голубая тишина… ».  М.Бородинская.

«Ночью ветер злится, Да стучит в окно…».  А.А.Фет.

Сила русского глагола.

«Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени».[2]А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время ( прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь)  или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить).

        Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или

 нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

        Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть…».

        Эту же мысль повторил замечательный поэт  начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют  видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить. От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»

        Таким образом,  В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Практическая часть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, мы решили провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях. Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Например, дождь идёт — простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть. А можно по-другому, например, вот так:

       « Наконец пошел дождь. Как приятно ощущать его теплые капли. Летний дождик весело стучит по крыше. Он становится все сильнее. И вот пошел такой сильный ливень, что ничего почти не видно. Как сразу стало свежо! Как здорово, что, наконец, пошел дождь».

         «Пошел дождь. Своим шумом он затмил все остальные звуки. Птицы перестали петь свои веселые песни. Вокруг подпевает дождю лишь ветер. От дождя воздух наполнен влагой. По стеклам текут капли, деревья стали мокрыми и печальными ».

       «Началась весенняя гроза. Крупные капли оставляли черные точки на асфальте. Дождь набирал силу под яркие вспышки молний и раскаты грома. Яркий свет молний на доли секунды освещал все вокруг, слепя глаза, как назойливый фотограф. Дождь закончился так же внезапно, как и начался».

    «Дождь – он мокрый, холодный, идет на улице летом или осенью. И ещё весной. Если он летом идет, то он теплый, а если осенью, то холодный. Весной и  летом дождь идет всегда с громом и молнией. После дождя всё  вокруг становится мокрым. Все во время дождя ходят с зонтиками, чтобы не промокнуть».

В исследовании приняло участие 19 обучающихся  6 «Б»

        В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

        Всего в работах встретилось  глаголов (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных ).

        При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (   ): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (    ): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5-8;

существительных – 11.        

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол -  это речь человека, разумный говор, язык».

        В своей работе мы хотели показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся  к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.  

Закончить работу мы  бы  хотели словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Итак, наша гипотеза потерпела полное фиаско.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

        В заключение нашей работы хотим сказать, что теперь для нас глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».

Список литературы.

  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.
  2. И.Д. Зверев «С  любовью  к  природе».
  3. А. Коринфский «Народная  Русь».
  4. Б.Шергин «Изящные  мастера».
  5. Орг А.О. «Олимпиадные задания по русскому языку» – М: Просвещение, 2006.
  6. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., «Просвещение», 1967.
  7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. Интернет ресурсы
  8. http://sctroe.okis.ru/file/sctroe/urokiuchitelei/SVOYAIGRA.doc
  9. http://metodisty.ru/m/files/view/svoya_igra_2011_02_26
  10. http://metodisty.ru/m/files/view/igra


[1]Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.

[2]Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи»».

Глагол – необыкновенная часть речи. Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных д...

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи»».

Глагол – необыкновенная часть речи. Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных д...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Исследовательская работа по русскому языку Тема «Фразеологизмы со словами, называющими части тела»

Актуальность.На наш взгляд, обогащение словарного запаса учащихся - одна из проблем, поставленных современностью, так как речь подростков скудна, бедна и примитивна. Именно поэтому считаем актуальным ...