Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Мухаметзянова Гульшат Иршатовна

    Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок состоит из нескольких этапов и дидактического материала с разноуровневыми заданиямию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx18.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

     по теме «В гости к глаголу», 5 класс.

    Урок повторения и закрепления темы «Глагол как часть речи».

    Мухаметзянова Гульшат Иршатовна

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «СОШ № 52»

    города Ульяновска

    Конспект урока.

    «В гости к глаголу»

    Урок-закрепления темы «Глагол как часть речи». 5 класс.

    Цели урока.

    1.Систематизировать, закрепить и обобщить знания по изученным темам. Уметь примерять правило написания НЕ с глаголами; уметь различать глагол в личной и неопределённой формах; уметь владеть способом действия по распознаванию видов глагола; знать чередующиеся гласные Е и И, способы действия при выборе орфограммы Е-И; уметь употреблять глагол в речи с целью её обогащения.

    2.Развивать логическое мышление, память, умение выделять главное, делать выводы. Развивать интерес к изучению предмета, а также к изучению творчества А.С.Пушкина.

    3.Воспитать чувство ответственности, самостоятельности и коллективизма. Воспитать чувство любви к родной природе и бережного отношения к ней ( на примере произведений А.С.Пушкина), воспитать чувство прекрасного.

    Оборудование.

    1.Доска

    2.Запись «Времён гола» П.И.Чайковского.

    3.Два оформленных стенда: а) пейзажные зарисовки известных художников, б) рисунки учащихся.

    4.Стенд «Алгоритмы»

    5.Раздаточный материал: сигнальные карточки, тесты, баллы-листочки 2-х цветов, карточки с заданиями.

    6.Наглядный материал: словарные слова, плакат с изображением «Дома глагола», карточки-орфограммы.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Целеустановка. Слово учителя.

    Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Глагол как часть речи» и познакомились с несколькими грамматическими категориями глагола. Сегодня на уроке вы должны показать ваши умения и знания по изученным темам. Весь рабочий материал для работы – это отрывки из произведений А.С.Пушкина, и все они посвящены природе, природным зарисовкам.

    - Как вы думаете, почему именно произведения Пушкина будут звучать сегодня на уроке? (215 лет со дня рождения)

    - Вы уже обратили внимание, что у нас на уроке 2 новых стенда: на одном из них размещены пейзажные зарисовки разных времён года известных художников, на другом – ваши работы. Это ваше домашнее задание, с которым вы, по-моему, неплохо справились.

    - Сегодня ваши ответы будут оцениваться символическими кленовыми листочками: зелёного цвета – правильный ответ, жёлтый – неправильный. В конце урока по этим листочкам мне легко будет оценить ваши ответы и поставить оценку.

    3. Словарная работа.

    Учитель: для того, чтобы у вас в течение урока не возникало трудностей в правильном написании слов, проведём небольшую словарную работу.

    На доске написаны слова, с которыми ребята работают, определяя их лексическое значение и записывая их в словарики.

    ПРИРОДА, ПЕЙЗАЖ, БАГРЯНЫЙ, БАГРЕЦ, ЛИК, ЧЕРТОГ, ЗЕФИР, ЗЫБЛЕТСЯ, ДИНАМИКА.  

    1. Устная работа на восприятие.

    Заранее подготовленная ученица читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

    Вопрос к учащимся:

    -Какова роль глаголов в этом стихотворении? (передают динамику)

    Учитель: Чтобы вспомнить грамматические категории и орфограммы, связанные с глаголами, мы сегодня отправимся в гости к глаголу, к жильцам вот этого Дома Глагола (см. плакат – дом с окнами-ячейками, в которые будут вставляться карточки-орфограммы после выполнения учащимися того или иного задания). Начнём с 1-го этажа. Чтобы попасть в гости к 1-му жильцу, напишем выборочный диктант.

    5.Выборочный диктант. (выписать в 1-й столбик глаголы неопределённой формы, во 2-й – глаголы в личной форме). Учитель читает предложения из стихотворений А.С.Пушкина, учащиеся выписывают в 2-а столбика глаголы.

    Черпать

    Смотреть

    Думать

    Не велеть

    запречь

    Люблю

    Плещет

    Трещит

    Знаешь

    Блистает

    Играет

    Зыблется

    Вопросы:

    - На какие вопросы отвечают глаголы неопределённо формы

    - Чем отличаются глаголы в неопределённой формы от глаголов в личной форме?

    - Какие они могут иметь окончания?

    После ответов в 1-ое окошко Дома Глагола вставляется карточка с указанием орфограммы.

    6. Работа с сигнальными карточками. (учащиеся поднимают карточку с той гласной, которая пишется в корне глаголов)

    Глаголы

    Расстилать

    Блистать

    Запирать

    Собирать

    Поджигать

    Вытирать

    Удирать

    Растирать

    Замирать

    Прибирать

    Расстелить

    Блестеть

    Запереть

    Соберу

    Поджечь

    Вытереть

    Сдерёт

    Замереть

    Вопрос:

    - В каких случаях в корнях глаголов пишутся гласные Е и И?

    7. Работа в парах.

    Задание: образовать от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида, указать, как они образованы

    1 карточка

    Выращивать-вырастить

    Завершать

    Заявлять

    Объединять

    Сочинять

    Украшать

    бросать

    2 карточка

    Сыпать-засыпать

    Писать

    Жечь

    Нести

    Косить

    Делать

    держать

    3 карточка

    Примыкать-примкнуть

    Свистеть

    Кричать

    Махать

    Стучать

    Глотать

    мелькать

    Вопрос:

    - Как могут образовываться глаголы совершенного вида?

    В 3-е окошко вставляется 3-я карточка

    8. Устная работа с текстом.

    У ребят на партах листочки со стихами А.С.Пушкина. Надо выразительно прочитать стихи поэта, вставить пропущенные орфограммы и объяснить их (устно).

    1 ряд – «Мчатся тучи, вьются тучи…»

    2 ряд – Роняет лес багряный свой убор…»

    3 ряд – «Вянет, вянет лето красно…»

    9. Творческая работа.

    Учитель: ребята, давайте вспомним ещё одну орфограмму – Не с глаголами. Напишите текст (слабые учащиеся – предложения) об охране природы, используя глаголы с НЕ. Во время выполнения работы звучит музыка – «Времена года» П.И.Чайковского.

    10. Тестирование.

    В качестве обобщающей работы в конце урока можно дать тест.

    11. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

    Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

    Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

    Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

    Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

    Конспект урока, который является первым в теме...

    конспект урока по теме "Союз как часть речи"

    данный урок - первый по теме "Союз"....

    План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

    Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

    Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

    Материал для проведения урока в 5 классе....

    Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

    Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...