Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мухаметзянова Гульшат Иршатовна

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок состоит из нескольких этапов и дидактического материала с разноуровневыми заданиямию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 по теме «В гости к глаголу», 5 класс.

Урок повторения и закрепления темы «Глагол как часть речи».

Мухаметзянова Гульшат Иршатовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 52»

города Ульяновска

Конспект урока.

«В гости к глаголу»

Урок-закрепления темы «Глагол как часть речи». 5 класс.

Цели урока.

1.Систематизировать, закрепить и обобщить знания по изученным темам. Уметь примерять правило написания НЕ с глаголами; уметь различать глагол в личной и неопределённой формах; уметь владеть способом действия по распознаванию видов глагола; знать чередующиеся гласные Е и И, способы действия при выборе орфограммы Е-И; уметь употреблять глагол в речи с целью её обогащения.

2.Развивать логическое мышление, память, умение выделять главное, делать выводы. Развивать интерес к изучению предмета, а также к изучению творчества А.С.Пушкина.

3.Воспитать чувство ответственности, самостоятельности и коллективизма. Воспитать чувство любви к родной природе и бережного отношения к ней ( на примере произведений А.С.Пушкина), воспитать чувство прекрасного.

Оборудование.

1.Доска

2.Запись «Времён гола» П.И.Чайковского.

3.Два оформленных стенда: а) пейзажные зарисовки известных художников, б) рисунки учащихся.

4.Стенд «Алгоритмы»

5.Раздаточный материал: сигнальные карточки, тесты, баллы-листочки 2-х цветов, карточки с заданиями.

6.Наглядный материал: словарные слова, плакат с изображением «Дома глагола», карточки-орфограммы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Целеустановка. Слово учителя.

Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Глагол как часть речи» и познакомились с несколькими грамматическими категориями глагола. Сегодня на уроке вы должны показать ваши умения и знания по изученным темам. Весь рабочий материал для работы – это отрывки из произведений А.С.Пушкина, и все они посвящены природе, природным зарисовкам.

- Как вы думаете, почему именно произведения Пушкина будут звучать сегодня на уроке? (215 лет со дня рождения)

- Вы уже обратили внимание, что у нас на уроке 2 новых стенда: на одном из них размещены пейзажные зарисовки разных времён года известных художников, на другом – ваши работы. Это ваше домашнее задание, с которым вы, по-моему, неплохо справились.

- Сегодня ваши ответы будут оцениваться символическими кленовыми листочками: зелёного цвета – правильный ответ, жёлтый – неправильный. В конце урока по этим листочкам мне легко будет оценить ваши ответы и поставить оценку.

3. Словарная работа.

Учитель: для того, чтобы у вас в течение урока не возникало трудностей в правильном написании слов, проведём небольшую словарную работу.

На доске написаны слова, с которыми ребята работают, определяя их лексическое значение и записывая их в словарики.

ПРИРОДА, ПЕЙЗАЖ, БАГРЯНЫЙ, БАГРЕЦ, ЛИК, ЧЕРТОГ, ЗЕФИР, ЗЫБЛЕТСЯ, ДИНАМИКА.  

  1. Устная работа на восприятие.

Заранее подготовленная ученица читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Вопрос к учащимся:

-Какова роль глаголов в этом стихотворении? (передают динамику)

Учитель: Чтобы вспомнить грамматические категории и орфограммы, связанные с глаголами, мы сегодня отправимся в гости к глаголу, к жильцам вот этого Дома Глагола (см. плакат – дом с окнами-ячейками, в которые будут вставляться карточки-орфограммы после выполнения учащимися того или иного задания). Начнём с 1-го этажа. Чтобы попасть в гости к 1-му жильцу, напишем выборочный диктант.

5.Выборочный диктант. (выписать в 1-й столбик глаголы неопределённой формы, во 2-й – глаголы в личной форме). Учитель читает предложения из стихотворений А.С.Пушкина, учащиеся выписывают в 2-а столбика глаголы.

Черпать

Смотреть

Думать

Не велеть

запречь

Люблю

Плещет

Трещит

Знаешь

Блистает

Играет

Зыблется

Вопросы:

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённо формы

- Чем отличаются глаголы в неопределённой формы от глаголов в личной форме?

- Какие они могут иметь окончания?

После ответов в 1-ое окошко Дома Глагола вставляется карточка с указанием орфограммы.

6. Работа с сигнальными карточками. (учащиеся поднимают карточку с той гласной, которая пишется в корне глаголов)

Глаголы

Расстилать

Блистать

Запирать

Собирать

Поджигать

Вытирать

Удирать

Растирать

Замирать

Прибирать

Расстелить

Блестеть

Запереть

Соберу

Поджечь

Вытереть

Сдерёт

Замереть

Вопрос:

- В каких случаях в корнях глаголов пишутся гласные Е и И?

7. Работа в парах.

Задание: образовать от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида, указать, как они образованы

1 карточка

Выращивать-вырастить

Завершать

Заявлять

Объединять

Сочинять

Украшать

бросать

2 карточка

Сыпать-засыпать

Писать

Жечь

Нести

Косить

Делать

держать

3 карточка

Примыкать-примкнуть

Свистеть

Кричать

Махать

Стучать

Глотать

мелькать

Вопрос:

- Как могут образовываться глаголы совершенного вида?

В 3-е окошко вставляется 3-я карточка

8. Устная работа с текстом.

У ребят на партах листочки со стихами А.С.Пушкина. Надо выразительно прочитать стихи поэта, вставить пропущенные орфограммы и объяснить их (устно).

1 ряд – «Мчатся тучи, вьются тучи…»

2 ряд – Роняет лес багряный свой убор…»

3 ряд – «Вянет, вянет лето красно…»

9. Творческая работа.

Учитель: ребята, давайте вспомним ещё одну орфограмму – Не с глаголами. Напишите текст (слабые учащиеся – предложения) об охране природы, используя глаголы с НЕ. Во время выполнения работы звучит музыка – «Времена года» П.И.Чайковского.

10. Тестирование.

В качестве обобщающей работы в конце урока можно дать тест.

11. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.