Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Болховская Наталья Станиславовна

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наречие как часть речи».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умение «видеть» наречия в тексте,
  • определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
  • строить связные высказывания.

Развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления;
  • развивать умение работать с учебной литературой;
  • способствовать развитию познавательной способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание к слову;
  • воспитывать умение слушать высказывания одноклассников, работать в коллективе.

Оборудование урока:

  • карточки с текстом;
  • мультипроектор

Ход урока:

  1. Организационный этап, целеполагание.

Учитель: Сегодня мы начинаем разговор о части речи, о которой на уроках подробно не говорили, но с которой все вы знакомы. Это молодая, развивающаяся часть речи. Роль ее в нашем языке очень велика. Без них, как и без прилагательного, наша речь теряет конкретность, образность.

Как вы считаете, какая это часть речи?

Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Есть наречия, которые с приставками пишутся раздельно ( на лету, с разбегу), другие через дефис ( по-видимому). Чтобы усвоить их написание, надо сначала научиться узнавать их в речи.

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

Запишите тему урока.

На доске: Наречие как часть речи.

  1. Актуализация знаний.

Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте предложенный текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.  (Слайд 1)

Ученики работают с текстом.

Учитель: вы вставили пропущенные буквы. Проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с исходным текстом, он перед вами на экране. (Слайд 2)

Кто узнал автора предложенного текста и произведение, из которого взят этот отрывок?

Ученики отвечают, что это отрывок из сказа Лескова «Левша».

Учитель: в этом тексте автор использует наречия, чтобы «живописать» действия своего героя, чтобы мы ярче представили картину происходящего

.

  1. Проблемное объяснение нового знания.

Учитель: Найдите наречия в тексте, а теперь выпишите их с теми словами, к которым они относятся.

ехал спешно                                                       очень спешно

поливали так                                                      понесутся злее

перескакивали всегда                                       сдействует тогда

сдействует опять                                               сдействует обратно

Учитель: От каких частей речи зависит наречие, с какими частями речи может сочетаться?

Ученики: сочетается с глаголами, наречием.

Учитель: наречие также может сочетаться с прилагательным (очень красивый ), с глагольными формами (быстро бегущий, ясно представляя ) Запишите.

Наречие также может сочетаться и с именем существительным (взгляд исподлобья,                             кофе по-турецки). Запишите.

Вспомним, что обозначает имя существительное, прилагательное, глагольные формы?

А наречие? Что обозначает оно? Каково его грамматическое значение? (Смотрим выписанные словосочетания)

Ученики: наречие показывает, как, при каких обстоятельствах происходит действие, т.е. обозначает признак действия. (ехал спешно, перескакивали всегда)

А в словосочетании очень спешно? ясно представляя?  быстро бегущий?

Ученики: признак признака

А в примерах, записанных дальше?

Ученики: как и прилагательное, признак предмета.

Учитель: какой вывод мы можем сделать?  Что обозначает наречие?

Ученики:  наречие обозначает признак действия или признак признака.

Учитель: мы с вами узнаем части речи не только по вопросу, но и по грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.

Разберем предложение по членам предложения.

Платов ехал очень спешно и с церемонией.

Учитель: каким членом предложения является наречие?

Ученики: в предложениях наречие чаще всего является обстоятельством, хотя может быть и определением. ( Я очень люблю яйца всмятку.)

Учитель: как же, убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему как к прилагательному?

Надо его изменить. Например:

Взгляд исподлобья.  Взглядом исподлобья.

Зависимое слово не изменяется вместе с главным, как прилагательное. Значит, это не прилагательное, а неизменяемая часть речи.

Почему в разобранном нами предложении слово «с церемонией» не наречие, хотя отвечает на вопрос  как?

Ученики: потому что оно обозначает предмет, изменяется по числам и падежам.

Учитель: в словосочетании с предполагаемым наречием можно изменить главное слово; если изменяется и зависимое, то это не наречие. Можно главное слово заменить другим, но той же части речи. Если зависимое меняется, это не наречие.

сдействует тогда                                                     сдействовали тогда

понесутся злее                                                         скажут злее

Учитель: какой вывод мы можем сделать?

Ученики: наречие – неизменяемая часть речи.

Учитель:а теперь сверим наши выводы с материалом учебника.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Читаем определение, данное в учебнике.

Повторим все выводы о наречии.

  1. Самостоятельная работа и закрепление с самопроверкой.

Учитель: выполняем упражнение №198, задание 2

Ученики:

К глаголам: выглянуло сзади; принялось тихо; поползла сначала, ползла впереди; понеслась навстречу; сбросила вдруг; оторвать трудно; плакали далеко; останавливается вдруг.

К особым формам глагола: подкравшись сзади; мягко картавя; плавно взмахивая.

К прилагательным и наречиям: далеко впереди; похожа издали; где-то далеко; далеко влево.

  1. Рефлексия, д/з.

Уитель: давайте еще раз сформулируем, что такое наречие как часть речи, каковы его особенности.

Домашнее задание: сочините миниатюру (пейзажную зарисовку), используя не менее 8-9 наречий.

Методическое обеспечение урока.

Урок построен с позиции здоровьесберегающих технологий и соблюдением основных правил. Содержание и организация обучения соответствует возрастным особенностям учащихся. Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, ответы на вопросы и активное включение учащихся в работу – снижают риск переутомления.

Личностно-ориентированная технология создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, проявлению инициативы и самостоятельности.

Используется адаптивная технология: центральное место занимает ученик, его деятельность, учитель работает в режиме обучения всех и каждого ( сообщает новое, объясняет, осуществляет контроль, руководит, работает по очереди с учениками).

Библиография использованных материалов:

  1. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2007.
  2. А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. Поурочное планирование уроков русского языка. / М.: дрофа, 2002.
  3. Н.С.Лесков. Левша. / Хабаровск: Кн. изд., 1981.
  4. Н.В.Охременко. 100 заданий по теме «Наречие» 6 – 11 класс. / «Аквариум», ГИППВ, 2000.
  5. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. / М.: Прсвещение,2006.

Приложение № 1

Работа с текстом

Платов ехал очень спешно и с цер..монией: сам он с..дел в к..ляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стор..ны ямщика с..дились и так его и пол..вали без милосердия, чтобы ск..кал.  А если какой казак задремл..т, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее пон..сутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что лошадей ни у одной станции..  нельзя было удержать, а всегда сто ск..чков мимо ост..новочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдейству..т, и к под..езду возворотятся.

Приложение № 2.

Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал.  А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...