Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зорина Наталья Ивановна

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.

Класс: 6

УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mestoimenie_kak_chast_rechi.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управления образования» администрации

МОГО «Ухта»

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»

Утверждаю: _____________

Директор МОУ «ГПЛ» Дудкина Е. Ю.

Конспект урока по русскому языку

«Местоимение как часть речи»

6 класс

Составитель:

Зорина Н. И.

Ухта, 2014 г.


Конспект урока

         Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.

         Класс: 6

         УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации, создание условий для усвоения темы, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков самооценки.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов; сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Развивающая: развитие навыков мыслительной деятельности.

Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к слову.

Тип урока: открытие нового знания.

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Конспект урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

  1. Эмоциональный настрой.

  -Здравствуйте, ребята .Прежде чем приступить к нашей активной, плодотворной работе давайте повторим наши правила:

Слайд 1. 1 вариант хором:

Я смогу выполнить все задания

2 вариант хором:

У меня все получится

Все вместе:

Желаю успехов себе и друзьям

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением приступим к работе.

-Из-за тебя я бью себя.
Из-за себя я бью тебя.
Будет литься кровь моя.

-Отгадайте загадку. комар)

2. Беседа.

– Какое слово помогло сделать загадку «загадочной»? (тебя)
– Какой частью речи оно является?

 - Итак, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о местоимении. Помогите мне, пожалуйста сформулировать тему сегодняшнего урока?(МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)

 - Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться? на что мы должны обратить внимание? Что мы должны будем усвоить?

(сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи)

Запись в тетрадь. Слайд 2. В опорном конспекте посмотрите и другие цели, которые мы не назвали.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

 Стратегия: Знаю-хочу узнать- узнал               (технология критического мышления) Задание второе в опорных конспектах.

5.Беседа.

- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и запишите эти сведения в первой графе таблицы (ответы учащихся записываются в первую графу таблицы, если они верны, комментирует и оценивает их правильность учитель или те учащиеся, которые не согласны с высказыванием);
– Поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу:
хотим узнать.

Вот как может выглядеть данная таблица после работы учащихся

З – что мы знаем 

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

1. Местоимение –  самостоятельная часть речи.

2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3. Местоимения изменяются по числам и падежам.

1. Что обозначают местоимения?

2. Только личными бывают местоимения?

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

 1. Местоимение –  самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.

3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

5. Местоимения употреблялись в древнерусском языке, многие из них изменились, иногда в современном русском языке употребляются устаревшие формы местоимений.

Работа в опорных конспектах ,по парам. Заполнение двух столбиков.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Проблемная ситуация. Ребята, скажите, а никто из вас не задумывался почему местоимения так называются? Из каких двух слов состоит это слово? А какие вы знаете имена? А попробуйте доказать в паре, что местоимения заменяют именно прилагательное, существительное, числительное? Как вы будете доказывать?

( пять- сколько, несколько

Человек, стол -он

Красивый –такой ,самый)

-Молодцы! Сделайте вывод.

Откройте учебники и найдите определение местоимения. Что вам понятно из прочитанного? Что-то, может, надо объяснить?

Запишите предложение :В таком диктанте он допустил несколько ошибок.

-Понятен ли вам смысл данного предложения?

-Кто  он ?

- В каком диктанте?

( смысл данного предложения не понятен, так как затруднительно ответить на поставленный вопрос)

Какое получилось предложение?

Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?

Чем отличаются местоимения от данных частей речи?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

_ Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.

Почти не имеют особых морфологических признаков, морф. признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.

 

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Физминутка . Встаем и хлопаем в ладошки, если услышите местоимение.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты - 
Если мы сорвем цветы. 

-Какова главная мысль стихотворения?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Ребята, а теперь обратитесь к третьему заданию. В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями .Но будьте внимательны. В словосочетаниях допущена ошибка. Найдите ее, какую ошибку я допустила.

( Подарила ребятам, любимый край, послышались вдалеке).

Вдалеке –нельзя заменить. Сделайте вывод.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

о

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Задание в опорном конспекте. Эталон выдается +оценочный лист для проверки и оценки.

-Какова роль местоимений в тексте?

( они помогают избежать повторов, не допускать речевых ошибок)

-А теперь заполните третий столбик в таблице. Что мы узнали( послушать ответы).

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Составить в паре синквейн.

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала

Местоимение.

Проверка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- 

– Заканчивая урок, мне бы хотелось увидеть, насколько хорошо вы поняли, усвоили материал сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, в опорные конспекты. Там в верхнем левом углу квадратик.

  • кому сегодня все было понятно на уроке, вам понравилось, поставьте !
  • кому все понятно, не было никаких трудностей, поставьте  .
  • кому была понятна большая часть урока, но остались какие-то вопросы, поставьте?
  • а кому все было непонятно, поставьте ….
  • Проверить. Если остались вопросы мы попробуем разобрать их на следующем уроке или же вам в этом поможет выполнение домашнего задания.

Домашнее задание. Кто поставил .!,то попробуйте составить акростих(Местоимение)

                                Кто ?...Упр.814 или 815

-Спасибо всем за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку  "Союз как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...

Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....

Конспект урока по русскому языку «Причастие как часть речи» 7 класс

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие"....


 

Комментарии

Терентьев Андрей Федорович

Конспект хороший! Можно ли использовать в своей практике?