Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цивилева Елена Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Цивилева Елена Викторовна учитель начальных классов ГБСКОУ 663, г. Санкт_Петербург

Описание работы: Данный урок разработан в рамках  УМК «Школа России» . Подходя к проблемным ситуациям, учащиеся открывают новые знания. В ходе  урока  сказочный персонаж  активизирует познавательный интерес младших школьников.

Тип  урока: открытие нового знания.

Цель: научить учащихся определять части речи.

Планируемые результаты: предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении; личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения  этих признаков; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, игрушка в виде Деда Мороза (или рисунок), карточки со словами, мешок, задания, записанные на снежинках из бумаги.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи»

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? Вас ждет множество удивительных открытий. Оцените, с каким настроением вы пришли на урок ( выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения). Я думаю, ребята, по дороге знаний вас ждёт много открытий, и эта дорога не может быть неинтересной. И мы с вами…

Учиться будем дружно,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

-  А еще с нашим классом очень хочет познакомиться сказочный персонаж, который украдкой наблюдает за вашей работой.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Запишите в тетради дату и откройте учебник на стр. 118. Посмотрите на условный значок перед темой урока. Что он обозначает? ( Будем изучать, как устроен русский язык). Давайте прочитаем, с какой темой нам предстоит познакомиться на этом уроке. А все слова, из которых состоит наша речь, образуются из букв. Давайте постараемся их сейчас красиво записать. Но перед этим проговорим, какие правила красивого письма мы должны соблюдать. ( Проговаривают, как  нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д.).

III. Чистописание.

Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова. После этого разбираем: « получилось – не получилось и почему».

IV. Словарная работа.

- Ребята, отгадайте, о каких словарных словах идёт речь? ( Отгадывают слово, затем ищут его значение в словарях , разложенных на партах( В. Волина « Откуда пришли слова»).

1. Это слово-сладкое лакомство для ребят.

Кто ж из вас не любит…? (Шоколад).

2. .Лист бумаги по утрам

По квартирам носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят. (Газета).

3.Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета).

4.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина).

5.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко).

6.Очень я вкусен и всеми любим,

И торта младшенький браток.

А зовут меня…(Пирог).

7.Красный нос в землю врос,

А зеленый нос снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

Записываем каждое слово. Затем говорю ребятам, чтобы они искали в записанных словах буквы, чтобы получить зимнее слово ( работа с интерактивной доской).

Задание.

- Выделите на интерактивной доске последнюю букву в первом слове ( д ).

Четвёртую букву второго слова ( е ).

Третью букву следующего слова ( к ).

Вторую букву четвёртого слова ( а ).

Вторую букву пятого слова ( б ).

Третью букву слова «пирог» ( р ).

Последнюю букву последнего слова ( ь ).

- Что же получилось? (Декабрь). А это имя нашего гостя-младшего брата Дедушки Мороза (появляется игрушка у доски или рисунок). Декабрь подготовил для вас очень сложные задания в мешке. Справитесь?

V. Актуализация опорных знаний.

Выполним устно задание в статье «Давай подумаем».

Упражнение 1 (записываем и коллективно разбираем).

- Смотрите, ребята, задание было одинаковым для всех, а результаты получились разными .  Почему? ( Проблемная ситуация ).

VI. Изучение нового материала.

- Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат разные ответы).

- Что называют эти слова? Видите, эти слова сгруппировались в зависимости от того, что они называют. Согласны? Зафиксируем признак? ( На доске появляется запись «  НАЗЫВАЮТ»).

- На какой вопрос слова в каждой группе отвечают? Зафиксируем признак? ( На доске  запись « ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ»).

 -  Прочитаем правило.

- Слова в русском языке делятся на несколько обширных групп, которые называются частями речи. Эти группы имеют общие признаки.

- Ребята, это новое знание для вас. (Рассматриваем торт, где кусочки-части речи).

- А в мешке - следующее задание. Глядя на торт, нужно составить из слов предложения и определить части речи. (На доске карточки со словами).

И, птицы, запеть, проснуться.

Подбежать, река, горная, к, мы.

Друг, хорошо, иметь, верный.

- Ребята, а то, что я сейчас подчеркну, является ли частями речи?  Называют ли они что-нибудь? А вопрос мы к этим словам можем задать? Для чего они нужны?  Посмотрите, какова была роль этих маленьких слов в предложениях, которые вы записали? Давайте найдем кусочки торта, к которым относятся эти слова.

VII. Физминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Чудеса на белом свете-

Стали маленькими дети

А потом все дружно встали-

Великанами вдруг стали.

Руки подняли вразлет,

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда.

VIII. Закрепление нового материала.  

- Давайте скажем, как мы будем определять части речи? И не забудем про маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении. На стр.122 устно отвечаем на вопросы.

- А теперь самостоятельно поработайте со словами, определите, какими частями речи являются слова, подчеркните члены предложения. (Двое ребят работают за доской по карточкам).

1 вариант.

Солнце, на, яркий, небо, светить.

2 вариант.

Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух.

IX. Итог урока.

-  Что вы нового, интересного узнали на уроке? Чему научились? Для чего вам нужно новое знание? Ребята, вы молодцы, справились успешно с заданиями. Наш сказочный персонаж оставил в мешке послание.

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

X.  Домашнее задание.

Стр.122, упражнение 4.

XI.  Организация на перемену.

Список литературы

1. Волина В Откуда пришли слова/Занимательный этимологический словарь – М., 1996

2. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной – Л., 1986