Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Ерофеева Татьяна Анатольевна

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 8 а классе.

Учитель русского языка и литературы МОУ  лицея №42 Ерофеева Татьяна Анатольевна

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Класс: 8а, учебник авторов С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко

Образовательное учреждение МОУ  лицей №42

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи и правилах постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи;

помочь усвоить значение и синтаксическое построение конструкции «чужая речь»;

совершенствовать умения анализировать языковой материал, расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку.

Основные дидактические методы:  деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Форма проведения урока: урок с использованием технологии проблемного обучения.

Используемое оборудование: учебник, схема, раздаточный материал, учебные тексты.

Технологическая карта урока русского языка

Сценарий урока

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

8

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Москва «Просвещение», 2017

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Урок «открытия» нового знания.

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Формировать умение передавать чужую речь разными способами, совершенствовать умение анализировать языковой материал

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятель-ности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Напутствие учителя: притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Включение  в  деловой  ритм.

Желает успехов. Задает вопросы:

  1. Скажите, каким способом в этой притче передается речь Мастера и ученика?
  2. Какие способы передачи чужой речи вам известны

М.М. Бахтин (русский философ и филолог) говорил: «Чужое слово, чужое высказывание как предмет заинтересованной передачи, истолкования, обсуждения, оценки, опровержения, поддержки, дальнейшего развития – неотъемлемый компонент общения».

3) Дорогие ученики, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Подготовка  класса  к  работе.

Записывают в тетрадь дату.

Ответы учеников:

1)

  1. Предложения с прямой речью, косвенная речь

3) Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (записывают тему урока)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализа-ция и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Давайте вспомним, что вы знаете о прямой речи из курса 5 класса. Вы получили задание подготовить презентациию примерами предложений с прямой речью из произведений художественной литературы.

Задание для учеников:

Запишите известные вам схемы предложений с прямой речью

Вспомните:

-  что такое прямая речь?

- как она может располагаться по отношению к словам автора?

- какие знаки препинания ставятся при прямой речи?

Представляют свои презентации по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Повести Белкина», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Записывают схемы предложений с прямой речью

А: «П»

А: «П!»

А: «П?»

«П», - а

«П!», - а

«П?», - а

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ предложений с прямой речью на основе презентаций учеников

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текс:

  1. Предложение с прямой речью;
  2. Предложение с косвенной речью;
  3. Предолжение с вводными словами или предложениями;
  4. Предложения с дополнением в форме п.п. с предлогом О
  5. Диалог
  6. Несобственно-прямая речь

Откройте учебники на стр.198-199 и  выпишите определение прямой речи. Прямая речь — это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (передал).

Предложение с прямой речью делятся на 2 части: слова автора и прямую речь.

Ставят цели, формулируют проблему. Работают с таблицей и записывают по каждому разделу определения

Представляют презентацию предложений с прямой речью, которая разрывается словами автора.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели.

Записывают схемы предложений, руководствуясь стр. 199-200

На  основе  материала  учебника

делают вывод о предложениях с прямой речью.

 

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися   правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед  однородными членами предложения

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Учитель  организует  физминутку

1.Работают  с  учебником

Ученики слушают притчу

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сегодня, 23 апреля, исполняется 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира. Наши ученики подготовили отрывок из трагедии «Ромео и Джульетта».

  Самостоятельная  творческая работа 

См. Приложение 1

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: осознание учащимися своей деятель-ности.

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель просит вспомнить пройденный материал используя тезисный план

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

Задает вопросы:

- Достигли мы своей цели?

- Узнали, что такое предложение?

Ответ по плану:

- Я узнал…

- Я хочу знать…

- Мне понравилось…

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся.

Пересказ стр. 197-200

Вспоминают пройденный материал, проговаривают вслух тезисы:

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Что вызвало особые затруднения?
  •         Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение, 2008

Приложение 1

Ромео. Им по незнанью эта боль смешна.

Но что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!

Стань у окна, убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты её затмила белизною.

(На балконе показывается ДЖУЛЬЕТТА.)

Оставь служить богине чистоты.

Плат девственницы жалок и невзрачен.

Он не к лицу тебе. Сними его.

О милая! О жизнь моя! О радость!

Стоит, сама не зная, кто она.

Губами шевелит, но слов не слышно.

Пустое, существует взглядов речь!

О, как я глуп! С ней говорят другие.

Две самых ярких звёздочки, спеша

По делу с неба отлучиться, просят

Её глаза покамест посверкать.

Ах, если бы глаза её на деле

Переместились на небесный свод!

При их сиянье птицы бы запели,

Принявши ночь за солнечный восход.

Стоит одна, прижав ладонь к щеке.

О чём она задумалась украдкой?

О, быть бы на её руке перчаткой,

Перчаткой на руке!

Джульетта. О горе мне!

Ромео. Проговорила что-то. Светлый ангел,

Во мраке над моею головой

Ты реешь, как крылатый вестник неба

Вверху, на недоступной высоте,

Над изумлённою толпой народа,

Которая следит за ним с земли.

Джульетта. Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!

Отринь отца да имя измени,

А если нет, меня женою сделай,

Чтоб Капулетти больше мне не быть.

Ромео. Прислушиваться дальше иль ответить?

Джульетта. Лишь это имя мне желает зла.

Ты б был собой, не будучи Монтекки.

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Неужто больше нет других имен?

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови её, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

Зовись иначе как-нибудь, Ромео,

И всю меня бери тогда взамен!

Ромео. О, по рукам! Теперь я твой избранник!

Я новое крещение приму,

Чтоб только называться по-другому.

Джульетта. Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

Ромео. Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

Джульетта. Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

Ромео. Ни тот, ни этот: имена запретны.

Джульетта. Как ты сюда пробрался? Для чего?

Ограда высока и неприступна.

Тебе здесь неминуемая смерть,

Когда б тебя нашли мои родные.

Ромео. Меня перенесла сюда любовь,

Её не останавливают стены.

В нужде она решается на всё,

И потому - что мне твои родные!

Джульетта. Они тебя увидят и убьют.

Ромео. Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.

Взгляни с балкона дружелюбней вниз,

И это будет мне от них кольчугой.

Джульетта. Не попадись им только на глаза!

Ромео. Меня плащом укроет ночь. Была бы

Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век без нежности твоей.

Джульетта. Кто показал тебе сюда дорогу?

Ромео. Её нашла любовь. Я не моряк,

Но если б ты была на крае света,

Не медля мига, я бы, не страшась,

Пустился в море за таким товаром.

Джульетта. Моё лицо спасает темнота,

А то б я, знаешь, со стыда сгорела,

Что ты узнал так много обо мне.

Хотела б я восстановить приличье,

Да поздно, притворяться ни к чему.

Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,

Что скажешь "да". Но ты не торопись.

Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер (20*)

Пренебрегает клятвами любви.

Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.

Я легковерной, может быть, кажусь?

Ну ладно, я исправлю впечатленье

И откажу тебе в своей руке,

Чего не сделала бы добровольно.

Конечно, я так сильно влюблена,

Что глупою должна тебе казаться,

Но я честнее многих недотрог,

Которые разыгрывают скромниц,

Мне б следовало сдержаннее быть,

Но я не знала, что меня услышат.

Прости за пылкость и не принимай

Прямых речей за лёгкость и доступность.

Ромео. Мой друг, клянусь сияющей луной,

Посеребрившей кончики деревьев...

Джульетта. О, не клянись луною, в месяц раз

Меняющейся, - это путь к изменам.

Ромео. Так чем мне клясться?

Джульетта. Не клянись ничем

Или клянись собой, как высшим благом,

Которого достаточно для клятв.

Ромео. Клянусь, мой друг, когда бы это сердце...

Джульетта. Не надо, верю. Как ты мне ни мил,

Мне страшно, как мы скоро сговорились.

Все слишком второпях и сгоряча,

Как блеск зарниц, который потухает,

Едва сказать успеешь "блеск зарниц".

Спокойной ночи! Эта почка счастья

Готова к цвету в следующий раз.

Спокойной ночи! Я тебе желаю

Такого же пленительного сна,

Как светлый мир, которым я полна.

Ромео. Но как оставить мне тебя так скоро?

Джульетта. А что прибавить к нашему сговору?

Ромео. Я клятву дал. Теперь клянись и ты.

Джульетта. Я первая клялась и сожалею,

Что дело в прошлом, а не впереди.

Ромео. Ты б эту клятву взять назад хотела?

Джульетта. Да, для того, чтоб дать её опять.

Мне не подвластно то, чем я владею.

Моя любовь без дна, а доброта -

Как ширь морская. Чем я больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче.

(Голос КОРМИЛИЦЫ за сценой.)

Меня зовут. Я ухожу. Прощай. -

Иду, иду! - Прости, не забывай.

Я, может быть, вернусь ещё. Постой-ка.

 (Уходит.)

Ромео. Святая ночь, святая ночь! А вдруг

Всё это сон? Так непомерно счастье,

Так сказочно и чудно это всё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс

Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая  и косвенная речь"...

конспект урока по русскому языку в 5 классе "Прямая речь"

это подробный конспект урока для повторения в начале года...

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Самостоятельная работа. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь

Самостоятельная работа по теме "Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь", 2 варианта...

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....

Конспект урока по теме: "Direct and Indirect Speech" (Прямая и косвенная речь)

Тема урока: Direct and Indirect Speech (Прямая и косвенная речь)Речевой материал урока: Vocabulary on the Topic;Главная цель урока: формирование грамматических навыков по теме «Прямая и кос...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПОНЯТИЕ О ЧУЖОЙ РЕЧИ, ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе...