«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Рогачева Дарья Сергеевна

 

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, применяющим в своей педагогической деятельности игровые технологии. Это конспект направлен на выработку познавательных и коммуникативных УУД у учеников восьмых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока-семинара

 «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

Автор: Рогачева Дарья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28 г.о. Самара.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, применяющим в своей педагогической деятельности игровые технологии. Это конспект направлен на выработку познавательных и коммуникативных УУД у учеников восьмых классов.

Конспект урока-семинара «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

Возрастная  категория: для учеников восьмых классов.

Цели урока: формировать и последовательно закреплять навыки самостоятельной работы с дополнительной учебной литературой и другими информационными источниками с целью поиска новых знаний; развивать познавательные, творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, устную диалогическую и монологическую речь, интерес к русскому языку.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проигрыватель с большим экраном; три презентации учащихся на темы «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них», «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной», «Цитаты и знаки препинания при них»; белые стандартные листы формата А-4, на которых распечатан с помощью компьютера и принтера отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов» (по количеству парт или столов, занимаемых учащимися).

План урока-семинара

  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.
  2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися.
  3. Вопросы к выступающим докладчикам.
  4. Чтение рецензий.
  5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий.
  6. Выполнение письменных заданий и упражнений.
  7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара.

Ход урока

Весь класс заранее делится на группы, обладающие одинаковым   количеством человек в них,- докладчиков и рецензентов, перед которыми будут поставлены различные цели и задачи.

  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач. Учитель в своём вступительном слове рассказывает школьникам  о том, что сегодняшний урок русского языка будет не совсем обычным, потому что он пройдёт в форме семинара, в ходе которого они займутся изучением нового для них раздела под названием «Способы передачи чужой речи. Прямая и  косвенная речь». В процессе увлекательного исследования данных тем учащиеся узнают обо всех известных способах, при помощи которых становится возможной передача чужой речи, о том, каким образом можно заменить прямую речь косвенной, а также о правилах постановки знаков препинания в предложениях, содержащих цитаты, диалоги, прямую и косвенную речь.
  2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися. Сформулировав учебные задачи, учитель предлагает учащимся перейти к следующему этапу урока-семинара – просмотру презентаций учащихся, которые были подготовлены ими в качестве домашнего задания.
    Каждая из компьютерных презентаций должна иметь строго обязательную структуру и содержать в своём составе не менее пяти различных слайдов. Однако слишком много их тоже не должно быть в связи с ограничением урока определёнными временными рамками.
    Итак, содержание и структура компьютерной презентации обычно бывают следующими. На первом по счёту слайде указывается тема презентации, на втором – имена и фамилии учащихся, которые работали над её созданием, а также информация о том, в каком классе и школе они обучаются. Третий слайд представляет собой сформулированный единственный проблемный вопрос, ответ на который должен заключаться в основной части презентации, занимающей одновременно некоторое количество слайдов. Предпоследний слайд содержит логически выводы, а на последнем из них в обязательном порядке указывается использованная в ходе подготовительной работы литература и адрес страниц Интернет-сайтов.
     Первыми демонстрируют свою презентацию ученики, которым досталась тема «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них». Проблемный вопрос: во всех ли случаях ставятся одинаковые знаки препинания в предложениях, которые содержат прямую речь или диалог? Далее, в основной части повествуется о том, что такое прямая речь и слова автора, каким образом они оформляются на письме в самых различных случаях. Причём теоретический материал, изложенный в презентации, иллюстрируется конкретными примерами, разнообразными таблицами, а также многочисленными графическими изображениями и схематическими чертежами и рисунками. Затем докладчики знакомят слушателей с краткой информацией о диалоге и знаках препинания при нём.
     Далее на середину класса выходит вторая группа учащихся, которая будет демонстрировать свою презентацию на тему «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной». Проблемный вопрос заключается в следующем: какими известными способами можно заменить прямую речь косвенной? В основной части излагается теоретический материал о том, что такое косвенная речь, какие функции она выполняет в различных текстах, какова структура подобных предложений и знаки препинания, необходимые в них.
      После просмотра очередной презентации третья группа участников семинара демонстрирует свою домашнюю работу под названием «Цитаты и знаки препинания при них», в ходе которой пытаются дать ответ на такой проблемный вопрос: наличие каких знаков препинания является необходимым при цитировании различных видов прозаических и стихотворных текстов? В основной части данной презентации вниманию зрителей и слушателей предлагается информация о том, что такое цитаты, раскрываются основные способы цитирования и знаки препинания при них.
  3. Вопросы к выступающим докладчикам. Завершив демонстрацию всех компьютерных презентаций, учительобращается ко всем школьникам, обучающимся в данном классе, чтобы выяснить, есть ли у зрителей и слушателей вопросы к только что выступившим докладчикам по новому материалу. Если вопросы имеются, то участники задают их докладчикам, которые обязаны дать на них правильный, точный, чёткий и ясный ответ.
  4. Чтение рецензий. Учащиеся, предварительно назначенные рецензентами, должны были заранее ознакомиться  с компьютерными презентациями докладчиков, причём не только просмотреть и изучить их, но и написать краткие рецензии к ним на отдельных стандартных листах формата А-4.
     На данном этапе урока-семинара рецензенты зачитывают свои рецензии в порядке установленной очерёдности, а остальные участники внимательно слушают, подготавливаясь тем самым к их активному обсуждению и анализу.
  5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий. Прослушав все подготовленные рецензии, учитель предлагает школьникам высказать свои личные мнения и собственные точки зрения по поводу продемонстрированных их вниманию компьютерных презентаций и рецензий на них. Так начинается следующий этап семинара – обсуждение и анализ. Завершается он определением лучшей презентации и выбором самой объективной рецензии путём проведения всеобщего голосования.
  6. Выполнение письменных задач и упражнений. Закончив работу по теории, учитель предлагает учащимся непосредственно перейти к практической части семинара.

Практическое задание № 1. В качестве первого письменного задания он раздаёт ученикам белые стандартные листы формата А-4 (по одному листу на стол или парту), на которых распечатан следующий отрывок из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов»:
 «Илья Ильич лёг на спину, но не вдруг заснул. Он думал, думал, волновался,волновался…
 Но на самом-то деле эти два несчастья, то есть зловещее письмо старосты и переезд на новую квартиру, перестали тревожить Обломова и поступали уже только в ряд беспокойных воспоминаний.
 «До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».
 «И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…» И что тревожиться? – думал он».

     Мысль о переезде тревожила его несколько более. Это было свежее, позднейшее несчастье; но в успокоительном духе Обломова и для этого факта наступала уже история. Хотя он смутно и предвидел неизбежность переезда, тем более, что тут вмешался Тарантьев, но он мысленно отдалял это тревожное событие своей жизни хоть на неделю, и вот уже выиграна целаянеделяспокойствия!
 «А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну, как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»
Так он попеременно волновался и успокаивался, и, наконец, в этих примирительных и успокоительных словах
авось, может быть и как-нибудь Обломов нашёл и на этот раз, как находил всегда, целый ковчег надежд и утешений, как в ковчеге завета отцов наших, и в настоящую минуту он успел оградить себя ими от двух несчастий».
 Когда школьники прочитают про себя предложенный их вниманию текст, учитель задаёт им вопросы по новому, только что изученному материалу:

  - Встретились ли вам в этом отрывке из художественного произведения какие-нибудь способы передачи чужой речи? Выпишите из данного текста только такие предложения, в которых имеются цитаты, диалог, прямая или косвенная речь. Составьте схемы каждого из них.
 Один ученик работает на доске, а все остальные – в своих тетрадях.
 Ответы учеников:
 - В этом тексте есть предложения с прямой речью, которые состоят из слов автора и непосредственно прямой речи.
 1) «До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».
 Схема данного предложения: «П, - а, - а».
 2) «И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…»
 Схема предложения: «П? – а. – П».
 3) «И что тревожиться? – думал он. – Скоро и план подоспеет – чего ж пугаться заранее? Эх, я…»
 Схема предложения: «П? – а. – П».
 - Кроме того, в этом тексте присутствует такое предложение с прямой речью, в котором полностью отсутствуют слова автора. Например:
 «А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»
 Схема предложения: «П».
 - Также в данном отрывке из художественного произведения встречается одна цитата, когда главный персонаж романа как будто цитирует слова из письма своего старосты:

«До бед, которыми грозит староста, еще далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков “водворят на место жительства”, как он пишет.

Цитатой здесь являются слова «водворят на место жительства», которые входят в авторскую речь в качестве части предложения, поэтому они пишутся с маленькой буквы и обозначаются кавычками.

Завершив работы с данным практическим заданием, учитель предлагает школьникам следующее.

Практическое задание № 2. Одного из учеников он вызывает к доске, а остальные учащиеся записывают под диктовку в своих тетрадях предложения с цитатами. В данном случае их задача заключается в том, чтобы правильно расставить знаки препинания в них. Для подобной работы могут рекомендоваться предложения, перечисленные далее.

  1. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой утверждал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Ответ учеников:

- Только что записанное предложение содержит в своем составе цитату, которая является прямой речью,  находясь рядом со словами автора.

Далее учитель предлагает учащимся изменить это предложение таким образом, чтобы использованная в нем цитата вошла в авторскую речь, являясь одной из ее составляющих частей.  

Ответ учеников:

- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой называл спокойствие «душевной подлостью», а «а чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Затем ученики записывают предложение с цитатой, но уже в переделанном варианте. Один из них работает на доске, а остальные школьники – в своих тетрадях.

После этого учитель приглашает для работы на доске другого ученика, который должен записать предложение с цитатой, правильно расставив в нем знаки препинания, и охарактеризовать его.

  1. Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди», что в пьесе «Ревизор» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

      Ответ учеников:

      - В данном случае цитата введена в авторскую речь и является частью   предложения

Учитель озвучивает практическое задание:

- Переделать и записать это предложение таким образом, чтобы данная цитата оказалась прямой речью, находящейся рядом со словами автора.

Ответ учеников:

- Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди»: « В «Ревизоре»  я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

Далее учитель вызывает к доске третьего школьника для работы над следующим предложением. Практическое задание к нему же, как и к предыдущим предложениям.

  1. Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Вес ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе».

Ответ учеников:

- В этом предложении цитата находится при ловах и является прямой речью.

Учитель озвучивает практическое задание к нему. Оно такое же, как и к предыдущим записанным предложениям. Надо переделать его таким образом, чтобы цитата, являющаяся прямой речью, превратилась в одну из составляющих частей предложения, войдя в речь автора.

Ответ учеников:

- Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал, что он «вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем», следовательно « все ужасы этой вековой кабалы видел в их наготе».

Далее для работы на доске учитель назначает другого учащегося.

  1. «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным, – писал Николай Александрович Добролюбов в своей критической статье «Луч света в темном царстве»,- легко понять почему:  в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Ответ учеников:

- Здесь цитата оформлена как прямая речь, причем слова автора, находящиеся в непосредственной близости к ней, разрывают ее, разделяя подобным способом на две половины.

Задание учителя:

- Переделайте предложение таким образом, чтобы прямая речь представляла собой единое целое, а слова автора не разрывали ее пополам.

Ответ учеников:

- В своей критической статье «Луч света в темном царстве» Николай  Александрович Добролюбов писал: «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему:  в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Задание учителя:

- А теперь изменяем получившееся предложение таким образом, чтобы прямая речь частью авторской речи, однако писалась с маленькой буквы и в кавычках.

Ответ учеников:

- По мнению Николая Александровича Добролюбова, которое он изложил в своей критической статье «Луч света в темном царстве», «конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему:  в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Для работы с другим предложением (записи, характеристики, объяснения постановки знаков препинания и выполнения практического задания к нему) к доске приглашается очередной ученик.

  1. Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский считал роман в стихах «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина, самым любимым дитём его фантазии», утверждая при этом, что «можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».

  Ответ учеников:

  - Здесь цитата введена в авторскую речь в качестве составляющей части этого предложения.

  Задание учителя:

  - Передать предложение таким образом, чтобы цитата превратилась в прямую речь, находящуюся при словах автора.

  Ответ учеников:

  - Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».

Практическое задание № 3. Сочинить фрагмент текста под названием «Телефонный разговор двух сестёр» и записать его в форме диалога в своих тетрадях, расставляя при этом необходимые знаки препинания.

Далее учитель предоставляет учащимся несколько минут для выполнения этого практического задания, а сам засекает время. В среднем на придумывание и составление диалога должно быть использовано приблизительно три минуты. Далее следует этап их проверки, когда участники урока-семинара зачитывают то, что у них получилось, попутно комментируя написание и правила постановки знаков препинания. Например, диалог на тему « Телефонный разговор двух сестёр» может быть следующим:

  Рано утром в квартире Татьяны раздался телефонный звонок. Девушка подняла руку и сказала:

  - Я слушаю вас!

  - Танюша, здравствуй! – услышала она в ответ голос своей двоюродной сестры Натальи.

  - Доброе утро, дорогая!

  - Как у тебя дела?

  - Спасибо, всё хорошо. А у тебя?

  - И у меня тоже всё в порядке. Может быть, сходим сегодня вечером в кинотеатр на премьеру нового фильма?

  - С удовольствием! Будет очень интересно!

  - Тогда до вечера. Встречаемся в фойе кинотеатра.

  - Хорошо, тогда договорились. До встречи!

  Здесь школьники должны отметить и особенно подчеркнуть тот факт, что каждая очередная реплика диалога пишется с новой строчки, при этом перед ней необходимо поставить тире, однако не выделять слова кавычками.

  1. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара. Когда школьники успешно справятся со всеми практическими заданиями и упражнениями, учитель подводит итоги урока-семинара, обобщая ту новую информацию, с которой они сегодня обзорно познакомились. Также в своём заключительном слове он акцентирует внимание учащихся на том, что на последующих уроках русского языка они продолжат повторение и закрепление данных тем. Кроме того, на данном этапе преподаватель выставляет ученикам оценки за работу на уроке, при этом кратко рецензируя и аргументируя их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...

Самостоятельная работа. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь

Самостоятельная работа по теме "Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь", 2 варианта...

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПОНЯТИЕ О ЧУЖОЙ РЕЧИ, ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе...

Конспект урока: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи...