Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Федосеева Валентина Владимировна

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_i_kosvennaya_rech.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе  на тему

"Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

Ознакомительный момент.

Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т.к. базовые теоретические положения по этой теме были освещены в курсе основной школы.

Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.

Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи пунктуации, которые объясняются попутно на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое  чужая речь. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Уровень В, С. Понимать и объяснять, в чём отличие прямой речи от косвенной, постановку знаков препинания при передаче чужой речи.

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;

2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;

3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.

Воспитательные:

1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;  

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать парно.

ХОД УРОКА

 Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу в том числе через видео-фрагмент «Зарисовка весеннего утра»

 Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихcя через напоминание о том, что при работе с частью С на ЕГЭ будет максимально необходим данный материал)

Д/з  - параграф 102 упр. 480 по учебнику Гольцовой Н.Г.

I. Стадия вызова

В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью мультимедийной презентации и отдельных карточек.

 Проводится инструктаж по оценочным листам.

К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, оценочные листы, словари, подключение к сети Интернет, тексты упражнений учебника).

1. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме

На прошлом уроке мы повторили изученные в основной школе правила постановки знаков препинания при прямой речи. В качестве тренировки навыков постановки знаков препинания при прямой речи вы работали с предложениями упражнения 477.

Напомним ещё раз эти правила.

Перед вами на экране ряд предложений, которые надо записать, расставить знаки препинания и записать схемы этих предложений условными знаками, знакомыми вам ещё из курса основной школы. Оценивать вы будете друг друга, составляйте схемы чётко, с минимальным количеством исправлений.

ПРИМЕР  (на слайде)

1.  «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».

«П, - а, - п»

На экране:

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4.  Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

 5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

 6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

Поменялись тетрадями

Проверка (на экране) - ВЗАИМОПРОВЕРКА

1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»

А : «П!»

2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

«П», – а.

3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»

«П, – а, – п?»

4.  «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?»

«П! – а. – П?»

5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

А: «П?»

 6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

«П, - а, - п»

За каждую абсолютно правильно выполненную схему – 1 балл (максимум – 6 баллов)

Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;

2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.

3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения 

Какими в наших примерах?

 ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ

 

Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».

Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.

СЛОВАРИ, ИНТЕРНЕТ используются для нахождения синонимов.

Итог работы.

Выражать(ся),  высказывать(ся),  излагать,  изъявлять,  молвить,  произносить,  выговаривать,  сказать,  сказывать,  рассуждать,  трактовать,  утверждать,  твердить,  повторять; разглагольствовать,  резонировать,  развивать мысль,  распространяться,  рассуждать,  витийствовать,  ораторствовать,  держать речь,  проповедовать,  гласить,  вещать; барабанить,  тараторить,  бредить,  лепетать,  лопотать,  бормотать,  ворчать сквозь зубы,  шептать,  мямлить,  тянуть,  цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать,  утверждать

II. Погружение в новый материал.  

Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК?

 КОСВЕННО

Кстати, что значит слово «косвенная»?  КОСАЯ – не прямо.

 

  1. Разыграть ситуацию

Коридор – учительская: Учитель(Я)  – Света(ученица)

Я: «Света, завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание. Предупреди класс».

Света классу: «Валентина Владимировна велела предупредить, что завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание»

 

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.

 Прямая речь и слова автора

2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

Использование вводного предложения

3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки

Использование СПП с придаточным изъяснительным

4) По радио сообщили о возможных осадках.

Использование односоставного неопределённо-личного предложения

2) Проведём небольшое исследование.

Исследовательская работа (Приложение 1)

Сравните предложения с прямой и косвенной речью, данные вам на листах

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней

«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.

Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»

Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»

«Который час?», - спросил я у соседа.

У соседа я спросил, который час.

«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

и ответьте на вопросы (можно дополнительно опираться на материла таблицы учебника в.Ф. Грекова стр. 235-236):

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.

3. Прочитайте предложения, где  речь вводится как придаточное предложение

4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в  сложном предложении

5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

-  прямая речь -  вопросительное предложение?

- прямая речь – побудительное предложение?

- прямая речь повествовательное предложение?

6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

7. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

8. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

 Заполняем таблицу. (Приложение 2)

Учащиеся самостоятельно заполняют часть «Выводы»

Основные параметры косвенной речи.

Характеристика

Выводы

1.

Место косвенной речи в предложении.

 Всегда следует после авторских слов

2.

 Какое это предложение по структуре.

 Представляет СПП с придаточным изъяснительным

[        ], (        )

3.

Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении

В повествовательном -  союз ЧТО

В  побудительном – союз ЧТОБЫ

В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО

4.

Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной

Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.

5.

Как меняются личные и притяжательные местоимения

Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора.

ВЫВОД:

 Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.

Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).

 Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.

Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.

III. Этап закрепления. Упражнения для закрепления  (раздаются учащимся дифференцированно)

  • Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

 2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.

 3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

  • Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2)  Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

Упражнение для закрепления *

  • Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

  1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
  2. 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».

(Из произведений А. Алексина).

Работа с упражнением 434 (Греков В.Ф.) стр 236 – устно.

 Исправление речевых ошибок при употреблении косвенной речи

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1. Чтение предложения

2. В чём ошибка

3. Исправленный вариант.

IV.  Этап контроля усвоения материала

Выполняется тест. (Приложение 3)

Ключи к тесту: 1-3;  2-2; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1; 10-4; 11-4        на слайде

Самопроверка

Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, в ваших оценочных листах отметьте в итоговой строке количество баллов и вашу оценку того, как вы справлялись с заданиями на всех этапах урока.

Приложение 3              ТЕСТ  по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

1) точек;

2) запятой;

3) вопросительного знака;

4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;

2) предложение с косвенной речью;

3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что;

2) союз-частицу ли;

3) союз чтобы.

5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват

3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1)    «П»,— а.

2)    «П,— а.— П».

3)    «П,— а,— п».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»

2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».

3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»

2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».

4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.

3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».

4) И боец сказал: «Понятно!»

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.

2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»

3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».

4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» — кричали люди на площади.

2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».

3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»

4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

Приложение  4

Оценочный лист ученика 11 а класса ________________________________

                                                                     (фамилия, имя)

 Вид работы

Испытывал ли затруднения при выполнении:

V – да

X – незначительные

O – нет

Количество баллов

максимальное

реально

1.

Расстановка знаков препинания, построение схем предложений с прямой речью

6

2.

Поиски слов - синонимов в словаре

 6 - (за каждые 10 слов – 2 балла)

3.

Сравнивание предложений с прямой и косвенной речью. Формулировка выводов.

5

4.

Замена прямой речи косвенной

5 *  10**

(за каждое верное предложение – 1* или 2** балла)

6.

Тест

11

ИТОГИ  РАБОТЫ

33 (38)

 

 

Приложение 1

Исследование предложений с прямой и косвенной речью.

Сравните предложения с прямой и косвенной речью

и ответьте на вопросы после таблицы

(можно опираться на материл учебника В.Ф. Грекова на  стр. 235-236):

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней

«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария.

Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!»

Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»

«Который час?», - спросил я у соседа.

У соседа я спросил, который час.

«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

 Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора?

2. Прочитайте предложения, где  речь вводится как придаточное предложение?

 Какое место занимает это придаточное (косвенная речь)   в  сложном предложении.

Назовите вид придаточного.

3. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

-  прямая речь -  вопросительное предложение?

- прямая речь – побудительное предложение?

- прямая речь повествовательное предложение?

4. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

5. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

6. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

7. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

Приложение 2

 Заполняем самостоятельно второй столбик в таблице по итогам исследования

Основные параметры косвенной речи.

Характеристика

Выводы

1.

Место косвенной речи в предложении.

2.

 Какое это предложение по структуре.

3.

Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении

4.

Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной

5.

Как меняются личные и притяжательные местоимения

Общий вывод.

Упражнение для закрепления  *

Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

 2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.

 3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2)  Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

Упражнение для закрепления **

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

  1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
  2. 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».

(Из произведений А. Алексина).