Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_rus.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 8 классе

Учитель русского языка и литературы

 МОУ «Алешниковская СОШ»

Жирновского муниципального района

 Волгоградской области

Гришина Оксана Николаевна

Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Ход урока:

  1. Ребята, синоптики говорят, ожидается похолодание.

Кстати, это предложение нам интересно с точки зрения его строения. Давайте его запишем.

Как предложение связано с предыдущими темами уроков? (вв. предл., обращение) Тема: Слова, грамматически  не связанные с членами предложения.

Что общего с точки зрения роли их в предложении? (не явл. Его членами, выделяются запятыми.)

 Таковыми являются ещё одни конструкции. Они называются … вставными. И выделяются … скобками или тире. Какие это знаки препинания? (выделения) Какие знаки выделения ест ещё? («)

  1. Где они используются? Переделайте предложение на прямую речь и запишите.

Синоптики  утверждают: «Ожидается похолодание».

А если так? Синоптики  утверждают, что ожидается похолодание.Это будет прямая речь? Почему?

Что общего в данных трёх предложениях? (передают чужую речь, состоят из двух частей: речь и комментирующая часть – слова автора)

В каком из них речь передана дословно, со всеми особенностями?

Это один из основных способов передачи чужой речи.

Почему прямая? В третьем предложении речь называется   косвенной. Это ещё один способ.

Тема урока: Основные способы  передачи чужой речи. Более подробно остановимся на предложениях с прямой речью.

Цели:  Нам необходимо знать… основные способы передачи чужой речи.

Уметь правильно расставлять знаки препинания. (выразительно читать пр. с прям. речью) А ещё нам нужно научиться выразительно читать предл. С прямой и косвенной речью.

Попробуем. Различает чтение таких предложений интонации: пояснения или предупреждения

1. ) Вспомним правила оформления прямой речи на письме.

  1. Большая буква
  2. Кавычки
  3. Разделение : и –

2)Давайте эти правила оформим в виде схем на доске.

3)Упр 409

Какой схеме из  соответствует 1 предложение? (никакой)

Почему?

Запишите предложения и составьте схемы. О каких предложениях мы узнали о знаках препинания в предложениях с прямой речью, где она разрывается словами автора.

4)  Попробуем сами вставлять слова автора, разрывая ими прямую речь. На доске.

Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истока.

Тише! Слышите, как заливается соловей? Составьте схемы.

Проверка.

5) Изложение-миниатюра. Где нам будет необходим этот вид работы?

Отметить предложения, в которых передаётся чужая речь. Составить схему. (на доске)

          Спасское-Лутовиново. Здесь жил Иван Сергеевич Тургенев. В парке уцелело много старых деревьев.. Уцелел и дуб Тургенева. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я никогда  не увижу», - писал Иван Сергеевич с чужбины. Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, ставшему образом далёкой родины.

Сдайте тетради.

Итог. Давайте подведём итог урока. Сегодня мы вспомнили…узнали…научились

Д\з  п. 69, упр. 412 по заданию