Методическая разработка по русскому языку по теме "Основные способы сжатия текста".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Шушко Татьяна Игоревна

Данная работа будет полезной учителям словесности, начиная с 7 класса, в рамках подготовки к ГИА. Материал адаптирован для учащихся средней школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_szhatiya_teksta_1.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Способы сжатия т екста » Шушко Т.И. учитель русского языка ГБОУ лицей № 590

Слайд 2

Цель : обобщить материал по теме и научить применять его на практике Задачи : отбирать в исходном тексте основное, существенное, главное; сокращать текст, производить исключение и обобщение; находить соответствующие речевые средства; строить сжатый текст.

Слайд 3

Основные способы сжатия текста :

Слайд 4

Исключение При исключении необходимо:

Слайд 5

Исключить можно:

Слайд 6

Например 1.Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 7

2.Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 8

Обобщение При обобщении необходимо:

Слайд 9

Обобщению подлежат:

Слайд 10

Например С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь? Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь .

Слайд 11

Замена Заменить можно:

Слайд 12

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом. Например 1. Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего. Никогда нельзя забывать подвигов наших предков. 2. Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику. Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Слайд 13

Упрощение Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия .

Слайд 14

Синтаксическая синонимия. Замена придаточного определительного синонимичным определением. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом Сокращение количества структурных частей сложного предложения Замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно .

Слайд 15

Используемые ресурсы Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса "Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика". - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010 . Журнал «Русский язык» № 1 ( январь 2013 год) http:// www.omczo.org/publ/121-1-0-225 http:// animashky.ru/index/0-6

Слайд 16

Спасибо з а в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Работа с текстом".

Данная разработка предназначена для отработки навыка работы с текстом у обучающихся в 5 классе....

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"

Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....