Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podobrat_glavnuyu_mysl_sochinenia.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль - это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи)

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: "Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?"

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: "О чем это я?" Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. "Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мертвые души"; "Роль пейзажа в

пьесе "Гроза"; "Проблематика романа-эпопеи "Война и мир"; "Судьба Чехова"; "Что такое романтизм?".

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. "Над чем смеемся, читая Гоголя?"; "Мой любимый литературный герой"; "Кто из героев романа "Отцы и дети" прав?".

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. "Катерина Кабанова - луч света в темном царстве"; "Наташа Ростова - моя любимая героиня"; "Чехов - гениальный драматург".

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. "Нам не дано предугадать..."; "Только вперед, только на линию

огня..."; "Размышления над страницами любимой книги".

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: "Образ Катерины Кабановой в пьесе "Гроза". Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: "Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?" Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: "Образ Катерины Кабановой - образ революционерки в русской литературе середины 19 века". Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: "Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским".

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.
  • Воланд– мой любимый литературный герой.
  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.
  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.
  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.
  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.
  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.
  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.
  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет - постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитай каждое слово, если повезет, ты можешь понять, чего от тебя ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: "Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя." Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло - средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: "Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература". Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика.

Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Работа с текстом".

Данная разработка предназначена для отработки навыка работы с текстом у обучающихся в 5 классе....

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...