Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
учебно-методический материал (русский язык) по теме

Фадеенко Анастасия Владимировна

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; умение находить средства художественной выразительности и определять их роль в тексте, совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В. Набокова «Бахман».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

             3.  Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль   текста, аргументировать своё суждение).

4. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

5. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

6. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

7. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы

  1. Слово учителя о В.Набокове.

    Он любил подчеркивать, что родился "в один день с Шекспиром и через сто лет после Пушкина", упоминая имена-символы двух великих литератур, которым сам равно принадлежит. В русскую он вошел как Владимиръ Сиринъ, литературное существование которого прекратилось так же через сто лет после Пушкина, в 1937, когда начал публиковаться его последний роман "Дар". В Америке он прославился как Vladimir Nabokov, пишущий на английском и даже внешне сильно отличающийся от Сирина (об этом говорят его современники и фотографии). 
    Бабочки и шахматы стали символами его творчества. Он любил выискивать узоры судьбы, потаенную симметрию в собственной биографии. И вот – как два крыла бабочки, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. Словно клетки на шахматной доске – восемь по горизонтали, восемь по вертикали – выстраиваются его восемь русских и восемь английских романов. Чтобы не нарушить чистоту симметрии, судьба не дала дописать девятый роман на русском, "Solus rex" (помешала война) и девятый на английском, "Оригинал Лауры" (помешала смерть).

    Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. Набоковы были знатным и богатым дворянским родом. Многие его представители достигли серьезных общественных высот, например, дед будущего писателя Дмитрий Николаевич Набоков был министром юстиции, одним из авторов судебной реформы 1864 года. Кроме Владимира в семье Набоковых было еще четверо детей: сыновья Сергей и Кирилл, дочери Ольга и Елена. В обиходе семьи Набокова использовалась три языка: русский, английский, и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной). 

  1. Представление отрывка из  рассказа Набокова «Бахман».

Перед вами рассказ В.Набокова «Бахман» .( Чтение текста учителем вслух).

(1)Просматривая с господином Заком тяжелый, как гроб, альбом газетных вырезок, я убедился, что именно тогда, во дни первых встреч Бахмана с Перовой, началась настоящая, мировая,-- но какая короткая -- слава этого удивительного человека. (2)Когда и где Перова сошлась с ним,-- этого никто не знает.(3) Но после вечера у приятельницы Перова стала бывать на всех концертах Бахмана, в каком бы городе они ни давались. (4) Сидела она всегда в первом ряду, прямая, гладко причесанная, в черном, открытом платье. Некоторые ее называли так; хромая мадонна. 
(5) Бахман выходил на эстраду быстро,-- как будто вырвавшись из вражеских или просто надоедливых рук. (6)Не глядя на публику, он подбегал к роялю и, нагнувшись над круглым стулом, принимался нежно вращать деревянный диск сиденья, отыскивая какую-то математическую точку высоты.(7). При этом он убедительно и тихо ворковал, усовещевая стул на трех языках. (8) Возился он так довольно долго, в  Англии это умиляло публику, во Франции смешило, в Германии -- раздражало. (9) Найдя точку, Бахман легонько и ласково хлопал ладонью по стулу,-- и садился, нашаривая педали подошвами старых лакированных туфель. (10) Потом доставал просторный несвежий платок и, тщательно вытирая им руки, оглядывал с лукавой и вместе с тем робкой улыбкой первый ряд.(11)  Наконец, он мягко опускал руки на клавиши.(12) Но вдруг вздрагивал страдальческий живчик под глазом: цокнув языком, он сползал со стула и снова принимался вращать нежно скрипящее сиденье. 
(13) Зак думает, что, в первый раз прослушав Бахмана и вернувшись к себе домой, Перова села у окна и просидела так до зари, вздыхая и улыбаясь.(14) Он уверяет, что еще никогда Бахман так хорошо, так безумно не играл, и что потом, с каждым разом, он играл все лучше и все безумнее. (15) С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта, вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему. изящно и страстно с нею играя, как кот с мышью,-- притворялся, что выпустил ее, и вдруг, с хитрой улыбкой нагнувшись над клавишами, настигал ее ликующим ударом рук.(16) Потом, когда его ангажемент в том городе кончился, он, как всегда, на несколько дней исчез, запил. 
(17) Посетители сомнительных кабачков, ядовито пылавших в тумане угрюмого предместья, видели плотного низенького господина с растрепанной плешью и глазами, мокрыми, розовыми, как язвы, который садился всегда в сторонку, но охотно угощал всякого, кто пристанет к нему. (18) Старичок-настройщик, давно погибший человек, несколько раз повыпив с ним, решил, что это брат по ремеслу, ибо Бахман, опьянев, барабанил пальцем по столу и тонким голосом брал очень точное "ля".(19) Случалось, что он вырывал у кабацкого скрипача инструмент, топтал его и был за это бит. (20) Знакомился он с картежниками, матросами, атлетами, нажившими себе грыжу,-- а также с цехом тихих, учтивых воров. 
(21)Ночами напролет Зак и Перова его разыскивали. (22) Впрочем Зак искал только тогда, когда нужно было "завинтить" его,-- т. е. приготовить к концерту.(23) Иногда находили, иногда же, осоловевший, грязный, без воротника, он сам являлся к Перовой; она молча и ласково укладывала его спать и только через два-три дня звонила Заку, что Бахман найден. 
(24)В нем сочеталась какая-то неземная робость с озорством испорченного ребенка. (25)С Перовой он почти не говорил. (26)Когда она увещевала его, брала за руки, он вырывался, хлопал ее по пальцам, пискливо вскрикивая, словно легчайшее прикосновенье причиняло ему раздражительную боль, и потом долго плакал, накрывшись одеялом. (27)Появлялся Зак, говорил: надо ехать в Лондон, в Рим, - и Бахмана увозили. 
(28)Три года продолжалась их странная связь. (29)Когда Бахмана, кое-как освеженного, подавали публике, Перова неизменно сидела в первом ряду.(30) Во время далеких гастролей они останавливались в смежных номерах.

 (31)-- Бахман мучил ее,-- настойчиво повторял мне господин Зак.-- Непонятно, как она могла его любить.(32) Тайна женского сердца! (33)Я видел собственными глазами, как в одном доме, где они были вместе, маэстро вдруг защелкал на нее зубами, как обезьяна, и знаете -- за что?(34) Она хотела ему поправить галстук. (35)Но играл он в те дни гениально.(36) К тому времени относится его симфония D-молль и несколько сложных фуг. (37) Никто не видел, как он писал их. (38)  Самая интересная -- так называемая "Золотая фуга". (39)  Слыхали? (40)Тематизм в ней совершенно своеобразный.(41) Но я говорил об его капризах, об его растущем помешательстве. (42) Ну так вот.  (43)  Прошло, значит, два года. (44)  И вот однажды в Мюнхене, где он выступал... 
(45)И Зак, подходя к концу своего рассказа, все печальнее, все внушительнее щурился. 
(46) Оказывается, что в ночь приезда в Мюнхен Бахман удрал из гостиницы, где, как обычно, он остановился вместе с Перовой. (47)Через три дня должен был состояться концерт, и потому Зак находился в истерической тревоге. (48)Поиски ни к чему не привели.(49) Дело было поздней осенью, хлестал холодный дождь. (50) Перова простудилась и слегла.(51) Зак с двумя сыщиками продолжал исследовать кабаки. 
(52) В день концерта позвонили из полиции, что Бахман найден. (53) Он был ночью подобран на улице и в участке отлично выспался. (54) Зак молча повез его из участка в театр, сдал его там, как вещь, своим помощникам, а сам поехал в гостиницу за фраком. (55) Перовой через дверь он доложил о случившемся.(56)  Потом вернулся в театр. 
(56) Бахман,  надвинув на брови черную фетровую шляпу, сидел в артистической и печально стучал пальцем по столу. (57)Вокруг него суетливо шептались. (58) Через час в огромной зале публика стала занимать места. (59) Светлая белая эстрада, с лепными украшениями по бокам в виде органных труб, и блестящий черный рояль, поднявший крыло, и скромный гриб стула ожидали в торжественной праздности человека с мокрыми мягкими руками, который сейчас наполнит ураганом звуков и рояль, и эстраду, и огромный зал, где, как бледные черви, двигались, лоснились женские плечи и мужские лысины. 
(60) И вот Бахман вбежал.(61) Не обратив внимания на грохот приветствий, поднявшийся, как плотный конус, и рассыпавшийся на отдельные потухающие хлопки, он стал вращать, жадно воркуя, деревянный диск стула, и, погладив его, сел за рояль. Вытирая платком руки, он робкой улыбкой окинул первый ряд.(62) Внезапно улыбка исчезла, и Бахман поморщился. Платок упал на пол.(63) Он опять внимательно скользнул глазами по лицам; глаза его споткнулись на пустом месте посредине ряда.(64) Тогда Бахман захлопнул крышку, встал, вышел вперед, к самому краю эстрады, и, закатив глаза, подняв, как балерина, согнутые руки, сделал два-три нелепых па. (65)Публика застыла. (66)В глубине вспыхнул смех. (67)Бахман остановился, что-то проговорил, чего никто не расслышал, и затем, широким дугообразным движением показал всему залу кукиш.

(68) У Перовой был сильный жар.(69) Доктор, посетивший ее в этот день дважды, с недоумением смотрел на ртуть, так высоко поднявшуюся по красным ступенькам в горячем стеклянном столбике.(70)Повесив телефонную трубку,-- аппарат стоял у постели,-- она, вероятно, радостно улыбнулась.(71)Дрожа и покачиваясь, принялась одеваться. (72) Нестерпимо кололо в груди, но сквозь туман и жужжанье жара звала радость. (73) Мне почему-то кажется, что, когда она стала натягивать чулки, шелк цеплялся за ногти ее холодных ног.(74) Кое-как причесавшись, запахнувшись в коричневую шубу, она, звякая тростью, вышла, велела швейцару кликнуть таксомотор. (75)Черный асфальт блестел. (76) Ручка автомобильной дверцы была ледяная и мокрая. (77)Всю дорогу она, верно улыбалась смутной и счастливой улыбкой,-- и шум мотора и шипение шин сливались с жарким жужжанием в висках.(78) Когда подъехала к театру, то увидела: толпы людей, открывая на ходу сердитые зонтики, вываливаются на улицу.(79) Ее чуть не сшибли с ног. (80)Протиснулась. (81)В артистической Зак ходил взад и вперед, хватая себя то за левую щеку, то за правую. 
-- Я был в состоянии бешенства!-- рассказывал он мне.-Пока я бился у телефона, маэстро бежал. Сказал, что идет в уборную, и улизнул. Когда Перова приехала, я набросился на нее,-- зачем не сидела в театре. Понимаете, я абсолютно упустил из виду, что она больна. Спрашивает: "Так, значит, он сейчас дома? значит, мы разъехались?" А я был в состоянии бешенства и кричу: "Какое там, черт, дома! В кабаке. В кабаке. В кабаке!" Потом я махнул рукой и убежал. Нужно было спасать кассира. 

Работа с текстом, комплексный анализ.

  1. – Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)


2.- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).

(этот текст о музыканте Бахмане, о женщине, которая вдохновляла его, о музыке и о любви.)

3.- К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Художественный)

Во-первых,  текст очень эмоционален, образен, в нем широко используются средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры и др.)

Во-вторых, данный текст  воздействует  на чувства, воображение, мысли читателя, передаёт  авторское отношение к изображаемому.

В-третьих, в тексте встречаются совершенно разные пласты лексики и разнообразные синтаксические конструкции, что так же свидетельствует, что это текст художественного стиля литературы.

Орфографическая минутка.

Деревянный диск, лакированные туфли, гладко причёсанная, чёрный рояль, телефонная трубка, хромая мадонна, легчайшее прикосновение, стеклянный столбик, восторженная страсть, испорченный ребёнок, растрёпанная плешь, асфальт блестел.  (Проверяем по цепочке, называя орфограммы)

Работа с текстом.

  1. Назовите предложение, в котором сформулирована главная мысль текста.
  2. Как связаны предложения между собой.
  3. Выпишите из текста причастия, назовите их вид.
  4.  С какими пунктуационными правилами вы встретились в тексте? Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений.)
  5. Назовите языковые средства, характерные для художественного стиля речи. Перечислите художественные особенности текста Набокова. (Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.)
  6. Что такое олицетворение, сравнение, эпитет, метафора (дать определение, привести примеры из текста.

(Примерные ответы: текст насыщен средствами художественной выразительности, например сравнениями : предложение 1 – тяжёлый, как гроб, альбом газетных вырезок, (17) – глаза, розовые как язвы, (64) – поднялся, как балерина, вытянув пальцы; эпитеты (78) – сердитые зонтики, (69) – кабачки, ядовито пылавшие в тумане, метафоры и олицетворения: (59) блестящий чёрный рояль, поднявший крыло; ртуть, высоко поднявшаяся по красным ступеням, человек, который наполнит ураганами звуков и рояль, и эстраду..)

 А сейчас перейдем к выполнению заданий по тексту.

  1. Среди предложений 68-75 найдите сложноподчиненное предложение, определите тип  придаточного (придаточных) и составьте схему.

 (73) Мне почему-то кажется, (что, (когда она стала натягивать чулки,)шёлк цеплялся за ногти её холодных ног.)  1-е придаточное изъяснительное, 2-придаточное обстоятельственное, времени).

Как называется такое подчинение? (последовательное).

  1. Среди предложений 50-60 предложение с обособленным обстоятельством. (56)

Чем выражено обстоятельство (деепричастным оборотом).

  1.  Назовите  сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили?  Почему?  (78) (однородные сказуемые, обособленное обстоятельство, и двоеточие потому, что вторая часть дополняет содержание первого.)

Назовите грамматическую основу из второй части, чем выражено подлежащее? (толпы людей вываливались; подлежащее выражено словосочетанием.)

  1. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове ЖАР первый звук твёрдый;

Б) в слове АСФАЛЬТ все звуки глухие;

В) в слове РОЯЛЬ количество букв и звуков не одинаково;

Г) в слове ЛАДОНЬ мягкий знак служит для смягчения согласной Л.

                 5. Поработаем по вариантам. 1 в. выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от  звонкости/глухости последующего согласного (рассыпавшись, раздражительная, вскрикивая, испорченный, растрепанный, исследовать)

2-й в. Выпишите слова с безударной гласной в корне (удивительный, тяжёлый, подбегал, украшения, освежённый – проверяемая ударением, и прикосновение, блестел – чередующаяся гласная в корне.)

 Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

 Домашнее задание.

- Спасибо за урок!

.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; умение находить средства художественной выразительности и определять их роль в тексте, совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В. Набокова «Бахман».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

             3.  Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль   текста, аргументировать своё суждение).

4. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

5. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

6. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

7. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы

  1. Слово учителя о В.Набокове.

    Он любил подчеркивать, что родился "в один день с Шекспиром и через сто лет после Пушкина", упоминая имена-символы двух великих литератур, которым сам равно принадлежит. В русскую он вошел как Владимиръ Сиринъ, литературное существование которого прекратилось так же через сто лет после Пушкина, в 1937, когда начал публиковаться его последний роман "Дар". В Америке он прославился как Vladimir Nabokov, пишущий на английском и даже внешне сильно отличающийся от Сирина (об этом говорят его современники и фотографии). 
    Бабочки и шахматы стали символами его творчества. Он любил выискивать узоры судьбы, потаенную симметрию в собственной биографии. И вот – как два крыла бабочки, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. Словно клетки на шахматной доске – восемь по горизонтали, восемь по вертикали – выстраиваются его восемь русских и восемь английских романов. Чтобы не нарушить чистоту симметрии, судьба не дала дописать девятый роман на русском, "Solus rex" (помешала война) и девятый на английском, "Оригинал Лауры" (помешала смерть).

    Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. Набоковы были знатным и богатым дворянским родом. Многие его представители достигли серьезных общественных высот, например, дед будущего писателя Дмитрий Николаевич Набоков был министром юстиции, одним из авторов судебной реформы 1864 года. Кроме Владимира в семье Набоковых было еще четверо детей: сыновья Сергей и Кирилл, дочери Ольга и Елена. В обиходе семьи Набокова использовалась три языка: русский, английский, и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной). 

  1. Представление отрывка из  рассказа Набокова «Бахман».

Перед вами рассказ В.Набокова «Бахман» .( Чтение текста учителем вслух).

(1)Просматривая с господином Заком тяжелый, как гроб, альбом газетных вырезок, я убедился, что именно тогда, во дни первых встреч Бахмана с Перовой, началась настоящая, мировая,-- но какая короткая -- слава этого удивительного человека. (2)Когда и где Перова сошлась с ним,-- этого никто не знает.(3) Но после вечера у приятельницы Перова стала бывать на всех концертах Бахмана, в каком бы городе они ни давались. (4) Сидела она всегда в первом ряду, прямая, гладко причесанная, в черном, открытом платье. Некоторые ее называли так; хромая мадонна. 
(5) Бахман выходил на эстраду быстро,-- как будто вырвавшись из вражеских или просто надоедливых рук. (6)Не глядя на публику, он подбегал к роялю и, нагнувшись над круглым стулом, принимался нежно вращать деревянный диск сиденья, отыскивая какую-то математическую точку высоты.(7). При этом он убедительно и тихо ворковал, усовещевая стул на трех языках. (8) Возился он так довольно долго, в  Англии это умиляло публику, во Франции смешило, в Германии -- раздражало. (9) Найдя точку, Бахман легонько и ласково хлопал ладонью по стулу,-- и садился, нашаривая педали подошвами старых лакированных туфель. (10) Потом доставал просторный несвежий платок и, тщательно вытирая им руки, оглядывал с лукавой и вместе с тем робкой улыбкой первый ряд.(11)  Наконец, он мягко опускал руки на клавиши.(12) Но вдруг вздрагивал страдальческий живчик под глазом: цокнув языком, он сползал со стула и снова принимался вращать нежно скрипящее сиденье. 
(13) Зак думает, что, в первый раз прослушав Бахмана и вернувшись к себе домой, Перова села у окна и просидела так до зари, вздыхая и улыбаясь.(14) Он уверяет, что еще никогда Бахман так хорошо, так безумно не играл, и что потом, с каждым разом, он играл все лучше и все безумнее. (15) С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта, вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему. изящно и страстно с нею играя, как кот с мышью,-- притворялся, что выпустил ее, и вдруг, с хитрой улыбкой нагнувшись над клавишами, настигал ее ликующим ударом рук.(16) Потом, когда его ангажемент в том городе кончился, он, как всегда, на несколько дней исчез, запил. 
(17) Посетители сомнительных кабачков, ядовито пылавших в тумане угрюмого предместья, видели плотного низенького господина с растрепанной плешью и глазами, мокрыми, розовыми, как язвы, который садился всегда в сторонку, но охотно угощал всякого, кто пристанет к нему. (18) Старичок-настройщик, давно погибший человек, несколько раз повыпив с ним, решил, что это брат по ремеслу, ибо Бахман, опьянев, барабанил пальцем по столу и тонким голосом брал очень точное "ля".(19) Случалось, что он вырывал у кабацкого скрипача инструмент, топтал его и был за это бит. (20) Знакомился он с картежниками, матросами, атлетами, нажившими себе грыжу,-- а также с цехом тихих, учтивых воров. 
(21)Ночами напролет Зак и Перова его разыскивали. (22) Впрочем Зак искал только тогда, когда нужно было "завинтить" его,-- т. е. приготовить к концерту.(23) Иногда находили, иногда же, осоловевший, грязный, без воротника, он сам являлся к Перовой; она молча и ласково укладывала его спать и только через два-три дня звонила Заку, что Бахман найден. 
(24)В нем сочеталась какая-то неземная робость с озорством испорченного ребенка. (25)С Перовой он почти не говорил. (26)Когда она увещевала его, брала за руки, он вырывался, хлопал ее по пальцам, пискливо вскрикивая, словно легчайшее прикосновенье причиняло ему раздражительную боль, и потом долго плакал, накрывшись одеялом. (27)Появлялся Зак, говорил: надо ехать в Лондон, в Рим, - и Бахмана увозили. 
(28)Три года продолжалась их странная связь. (29)Когда Бахмана, кое-как освеженного, подавали публике, Перова неизменно сидела в первом ряду.(30) Во время далеких гастролей они останавливались в смежных номерах.

 (31)-- Бахман мучил ее,-- настойчиво повторял мне господин Зак.-- Непонятно, как она могла его любить.(32) Тайна женского сердца! (33)Я видел собственными глазами, как в одном доме, где они были вместе, маэстро вдруг защелкал на нее зубами, как обезьяна, и знаете -- за что?(34) Она хотела ему поправить галстук. (35)Но играл он в те дни гениально.(36) К тому времени относится его симфония D-молль и несколько сложных фуг. (37) Никто не видел, как он писал их. (38)  Самая интересная -- так называемая "Золотая фуга". (39)  Слыхали? (40)Тематизм в ней совершенно своеобразный.(41) Но я говорил об его капризах, об его растущем помешательстве. (42) Ну так вот.  (43)  Прошло, значит, два года. (44)  И вот однажды в Мюнхене, где он выступал... 
(45)И Зак, подходя к концу своего рассказа, все печальнее, все внушительнее щурился. 
(46) Оказывается, что в ночь приезда в Мюнхен Бахман удрал из гостиницы, где, как обычно, он остановился вместе с Перовой. (47)Через три дня должен был состояться концерт, и потому Зак находился в истерической тревоге. (48)Поиски ни к чему не привели.(49) Дело было поздней осенью, хлестал холодный дождь. (50) Перова простудилась и слегла.(51) Зак с двумя сыщиками продолжал исследовать кабаки. 
(52) В день концерта позвонили из полиции, что Бахман найден. (53) Он был ночью подобран на улице и в участке отлично выспался. (54) Зак молча повез его из участка в театр, сдал его там, как вещь, своим помощникам, а сам поехал в гостиницу за фраком. (55) Перовой через дверь он доложил о случившемся.(56)  Потом вернулся в театр. 
(56) Бахман,  надвинув на брови черную фетровую шляпу, сидел в артистической и печально стучал пальцем по столу. (57)Вокруг него суетливо шептались. (58) Через час в огромной зале публика стала занимать места. (59) Светлая белая эстрада, с лепными украшениями по бокам в виде органных труб, и блестящий черный рояль, поднявший крыло, и скромный гриб стула ожидали в торжественной праздности человека с мокрыми мягкими руками, который сейчас наполнит ураганом звуков и рояль, и эстраду, и огромный зал, где, как бледные черви, двигались, лоснились женские плечи и мужские лысины. 
(60) И вот Бахман вбежал.(61) Не обратив внимания на грохот приветствий, поднявшийся, как плотный конус, и рассыпавшийся на отдельные потухающие хлопки, он стал вращать, жадно воркуя, деревянный диск стула, и, погладив его, сел за рояль. Вытирая платком руки, он робкой улыбкой окинул первый ряд.(62) Внезапно улыбка исчезла, и Бахман поморщился. Платок упал на пол.(63) Он опять внимательно скользнул глазами по лицам; глаза его споткнулись на пустом месте посредине ряда.(64) Тогда Бахман захлопнул крышку, встал, вышел вперед, к самому краю эстрады, и, закатив глаза, подняв, как балерина, согнутые руки, сделал два-три нелепых па. (65)Публика застыла. (66)В глубине вспыхнул смех. (67)Бахман остановился, что-то проговорил, чего никто не расслышал, и затем, широким дугообразным движением показал всему залу кукиш.

(68) У Перовой был сильный жар.(69) Доктор, посетивший ее в этот день дважды, с недоумением смотрел на ртуть, так высоко поднявшуюся по красным ступенькам в горячем стеклянном столбике.(70)Повесив телефонную трубку,-- аппарат стоял у постели,-- она, вероятно, радостно улыбнулась.(71)Дрожа и покачиваясь, принялась одеваться. (72) Нестерпимо кололо в груди, но сквозь туман и жужжанье жара звала радость. (73) Мне почему-то кажется, что, когда она стала натягивать чулки, шелк цеплялся за ногти ее холодных ног.(74) Кое-как причесавшись, запахнувшись в коричневую шубу, она, звякая тростью, вышла, велела швейцару кликнуть таксомотор. (75)Черный асфальт блестел. (76) Ручка автомобильной дверцы была ледяная и мокрая. (77)Всю дорогу она, верно улыбалась смутной и счастливой улыбкой,-- и шум мотора и шипение шин сливались с жарким жужжанием в висках.(78) Когда подъехала к театру, то увидела: толпы людей, открывая на ходу сердитые зонтики, вываливаются на улицу.(79) Ее чуть не сшибли с ног. (80)Протиснулась. (81)В артистической Зак ходил взад и вперед, хватая себя то за левую щеку, то за правую. 
-- Я был в состоянии бешенства!-- рассказывал он мне.-Пока я бился у телефона, маэстро бежал. Сказал, что идет в уборную, и улизнул. Когда Перова приехала, я набросился на нее,-- зачем не сидела в театре. Понимаете, я абсолютно упустил из виду, что она больна. Спрашивает: "Так, значит, он сейчас дома? значит, мы разъехались?" А я был в состоянии бешенства и кричу: "Какое там, черт, дома! В кабаке. В кабаке. В кабаке!" Потом я махнул рукой и убежал. Нужно было спасать кассира. 

Работа с текстом, комплексный анализ.

  1. – Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)


2.- Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).

(этот текст о музыканте Бахмане, о женщине, которая вдохновляла его, о музыке и о любви.)

3.- К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Художественный)

Во-первых,  текст очень эмоционален, образен, в нем широко используются средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры и др.)

Во-вторых, данный текст  воздействует  на чувства, воображение, мысли читателя, передаёт  авторское отношение к изображаемому.

В-третьих, в тексте встречаются совершенно разные пласты лексики и разнообразные синтаксические конструкции, что так же свидетельствует, что это текст художественного стиля литературы.

Орфографическая минутка.

Деревянный диск, лакированные туфли, гладко причёсанная, чёрный рояль, телефонная трубка, хромая мадонна, легчайшее прикосновение, стеклянный столбик, восторженная страсть, испорченный ребёнок, растрёпанная плешь, асфальт блестел.  (Проверяем по цепочке, называя орфограммы)

Работа с текстом.

  1. Назовите предложение, в котором сформулирована главная мысль текста.
  2. Как связаны предложения между собой.
  3. Выпишите из текста причастия, назовите их вид.
  4.  С какими пунктуационными правилами вы встретились в тексте? Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений.)
  5. Назовите языковые средства, характерные для художественного стиля речи. Перечислите художественные особенности текста Набокова. (Метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.)
  6. Что такое олицетворение, сравнение, эпитет, метафора (дать определение, привести примеры из текста.

(Примерные ответы: текст насыщен средствами художественной выразительности, например сравнениями : предложение 1 – тяжёлый, как гроб, альбом газетных вырезок, (17) – глаза, розовые как язвы, (64) – поднялся, как балерина, вытянув пальцы; эпитеты (78) – сердитые зонтики, (69) – кабачки, ядовито пылавшие в тумане, метафоры и олицетворения: (59) блестящий чёрный рояль, поднявший крыло; ртуть, высоко поднявшаяся по красным ступеням, человек, который наполнит ураганами звуков и рояль, и эстраду..)

 А сейчас перейдем к выполнению заданий по тексту.

  1. Среди предложений 68-75 найдите сложноподчиненное предложение, определите тип  придаточного (придаточных) и составьте схему.

 (73) Мне почему-то кажется, (что, (когда она стала натягивать чулки,)шёлк цеплялся за ногти её холодных ног.)  1-е придаточное изъяснительное, 2-придаточное обстоятельственное, времени).

Как называется такое подчинение? (последовательное).

  1. Среди предложений 50-60 предложение с обособленным обстоятельством. (56)

Чем выражено обстоятельство (деепричастным оборотом).

  1.  Назовите  сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили?  Почему?  (78) (однородные сказуемые, обособленное обстоятельство, и двоеточие потому, что вторая часть дополняет содержание первого.)

Назовите грамматическую основу из второй части, чем выражено подлежащее? (толпы людей вываливались; подлежащее выражено словосочетанием.)

  1. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове ЖАР первый звук твёрдый;

Б) в слове АСФАЛЬТ все звуки глухие;

В) в слове РОЯЛЬ количество букв и звуков не одинаково;

Г) в слове ЛАДОНЬ мягкий знак служит для смягчения согласной Л.

                 5. Поработаем по вариантам. 1 в. выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от  звонкости/глухости последующего согласного (рассыпавшись, раздражительная, вскрикивая, испорченный, растрепанный, исследовать)

2-й в. Выпишите слова с безударной гласной в корне (удивительный, тяжёлый, подбегал, украшения, освежённый – проверяемая ударением, и прикосновение, блестел – чередующаяся гласная в корне.)

 Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

 Домашнее задание.

- Спасибо за урок!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...