Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Хайруллина Лилия Миннефаязовна

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микротемы  изложения, передать главное содержание каждой микротемы и текста в целом. Объём изложения  - не менее 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.

   Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В. Перед тем как выполнить эти задания, нужно прочитать предложенный текст и выполнить задания по этому тексту. Заданий типа А всего – 7. Из четырёх вариантов ответа нужно выбрать один, за каждый правильный ответ можно получить 1 балл, всего – 7 баллов. Заданий  типа В – 9. Ответы нужно записать  в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.

   Третья часть работы С2 – написание сочинения-рассуждения.2. За это можно получить максимум 9 баллов. Но нельзя писать 2 сочинения, проверяется только одно – то, которое стоит первым в работе ученика. Можно заработать дополнительные баллы за грамотность. За безошибочную работу можно заработать дополнительно 10 баллов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок в 9 кл.90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе

Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Цель: определить, в какой степени учащиеся готовы к сдаче ГИА по русскому языку;

выявить пробелы в знаниях учащихся,  разработать задания и упражнения для устранения этих пробелов;

 совершенствовать знания и умения учащихся по написанию сжатого изложения и  выполнению тестовых заданий, подобных ГИА;

 способствовать воспитанию психологической устойчивости и чувства уверенности в собственных знаниях.

Оборудование: Государственная итоговая аттестация – 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование,  2012 (ГИА – 2012, ФИПИ – школе), Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011 (Федеральный институт педагогических измерений), Государственная итоговая аттестация - 2011: Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2010

Ход урока

I.  Организационный  момент.

Слово учителя. Ребята,  перед нами стоит сложная задача: успешно сдать государственный экзамен по русскому языку. Боятся всегда неизвестного. Сегодня на уроке мы попытаемся устранить неизвестное, определить,  насколько мы подготовлены к итоговой аттестации.

II.Актуализация. 

Вспомним структуру экзаменационной работы по русскому языку. Что нас ждёт на экзамене?

  Ответ ученика.

Объём изложения  - не менее 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.

   Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В.. Заданий  типа В – 9. Ответы нужно записать  в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.

   Третья часть работы С2 – написание сочинения-рассуждения. Сочинение даётся на выбор: можно написать сочинение на лингвистическую тему (о грамматике, лексике русского языка) – С2.1 Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.

Вывод: вы хорошо представляете, как выглядит экзаменационная работа.

III. Совершенствование умений и навыков.

  Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Прослушайте текст.

   

   Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

   Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих  душу.

   Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву. 157 слов)

 

 Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.

Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы.

   1 абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

   2 абзац.  Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих  душу.

   3 абзац.   Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Выводы по тексту:

  1. Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека делать

добро.

  1. Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.
  2. Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.

№ абзаца

Микротема

1

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

2

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

3

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

IV. Применение умений и навыков

Используя известные способы и приёмы  компрессии текста, напишем сжатое изложение

Исходный текст

Сжатый текст

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Мы часто желаем друг другу добра и не задумываемся над тем, что это не просто проявление вежливости, но и нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих  душу.

Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи -    это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

   Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Человек,  стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются.

Вывод: перечислите способы сжатия текста

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения

Итак, запоминаем

1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатого изложения текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6)  пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы –  выполнению  тестовых заданий.

 Проблемным для нас пока является задание А3: определение средства речевой выразительности.

Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности

сила духа

метафора

видеть по-доброму

метафора

работы духа

метафора

порыв души

метафора

потерять достоинство

олицетворение

душевное уродство

эпитет

безобидные слабости

эпитет

калечащие  душу слабости

метафора

увеличивать добро

олицетворение

большая цель

эпитет

жизнь ставит задачу

олицетворение

любовь и дружба становятся выше

олицетворение

Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?

Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.

 Новым в этом году является задание типа А4 – задание по фонетике.

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЖАЛУЙСТА все согласные звуки твёрдые.
  2. В слове РЕЗУЛЬТАТ мягкость согласного [л`] на письме обозначена буквой Ь

(мягкий знак).

  1. В слове ПРОСЬБОЙ  звук [з`] передаётся на письме буквой с.
  2. В слове ЧТОБЫ первый согласный звук [ш].

Ответ ученика: Ошибочным является первый вариант ответа: в слове ПОЖАЛУЙСТА есть мягкий согласный [й`]

Задания  части В:  В7

  1. Найдите в тексте  изложения  сложносочинённое предложение.
  2.  Найдите в тексте  изложения  сложноподчинённое предложение.
  3. Найдите в тексте  изложения бессоюзное сложное  предложение.

Проверяем написанное:

Сложносочинённое предложение

Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Сложноподчинённое предложение

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих  душу.

Бессоюзное сложное  предложение

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.

Задание В4. Найти предложения, осложнённые обособленными членами предложения.

Проверяем написанное:

Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих  душу.

Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Выводы.1) Ребята, мы с вами увидели, как  на материале небольшого связного текста можно организовать подготовку к экзамену в 9 классе. Важным для каждого выпускника является умение работать с текстом, извлечение из неё главной информации и её интерпретация.

2) Сегодняшний урок показал, что у нас есть ещё темы, требующие дополнительной работы. Эти пробелы в знаниях мы с вами устраним оставшееся до экзамена время и сдадим государственный экзамен по русскому языку на положительную отметку.

VI. Домашнее задание. Работа над текстом.

Определить микротемы данного текста и написать по нему сжатое изложение.

    Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать?

 Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным...  И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца –  невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными  и добрыми по отношению друг к другу, по отношению  к окружающему живому  миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.

    Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен  и человеку и в одиночку, и всему обществу в целом.  Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

    Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются  одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная  из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и  растений.  В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...