Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая  и косвенная речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_no_40-43.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 40-43.

Тема:  Сложное предложение. Прямая и косвенная речь.

Цель: повторить в обобщённом виде типы сложных предложений, постановку знаков препинания в них и правила замены прямой речи косвенной; познакомить учащихся с периодом.

ХОД

I.  Проверка домашнего задания.

1) Взаимопроверка правописной части упр. 120.

2) Выразительное чтение стихотворения из упр. 40, синтаксический разбор предложений первого четверостишия (разбирает ученик, добровольно выполнявший это упр.; другие уч-ся класса следят за разбором и комментируют его).

II. Сложное предложение.

 1) ВЫЗОВ. Корзина идей.

- Вспомните и запишите всё, что вам известно из курса основной школы о СП. (Индивидуально, 1-2 мин.).

- Работа в группах по корректировке сделанных самостоятельно записей (3-4 мин.)

- Социализация. Учитель записывает то, что наработано в группах на доску, обсуждение вслух, дополнение о знаках препинания (можно на уровне схем или примеров предложений):

-  в ССП (в сопоставлении с простым предложением, содержащим однородные сказуемые, однородные подлежащие и др. однородные члены предложения);

- в СПП (включая предложения с двойными союзами и предложения с однородными придаточными);

- в БСП.

2) - Что такое прямая речь?

-  Расскажите о знаках препинания в предложениях с  ПР.

-  Что такое диалог? Из чего он состоит? Что такое реплика?

-  Расскажите о знаках препинания в предложениях при диалоге.

3) - Каковы правила замены прямой речи косвенной? (См. учебник на стр. 258-259, чтение).

II.  РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.

 4) Сообщение учителя о периоде.

ПЕРИОД (от греч. periodos - обход, круг, круговращение)  - сильно распространённое предложение, отличающееся по своему содержанию значительной полнотой, единством темы, а по интонации распадающееся на две части: постепенным повышением голоса, а затем, после паузы, понижением.

5) Запись под диктовку стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», в синтаксическом отношении являющегося ПЕРИОДОМ.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
                                                                                           
1837 год

6)  Работа по стихотворению- периоду:

 - Обратите внимание на знаки препинания после местоимения ОН (запятая и тире) - они мотивированы структурой периодической конструкции.

-  На ЧЕЛЕ - (запятая и тире) - последующий текст воспринимается как второй вывод, заключённый в четвёртой строфе.

- Как вы понимаете выражения «таинственная сага»,  «желтеющая нива», «расходятся морщины на челе».

- Какое окончание вы написали в слове «душистой» и почему?

7)  Анализ синтаксической структуры стихотворения - предложения (периода):

-  На какие две части делится стихотворение по содержанию и структурно?

- Из каких языковых единиц состоит первая часть?

- А вторая?

- Как следует читать первую часть этого периода и вторую?

-  Перечитаем последние две строки стихотворения:

1. В чём заключается счастье, постигаемое поэтом?

2. Что значит видеть в небе Бога?

3. Доступно ли это человеку?

4. А святым, таким, как Сергий Радонежский?

5. Есть ли в современном мире, в окружающей действительности люди, способные если не верить, то хотя бы чувствовать присутствие Бога в мире?

6. Что вы думаете об этом?

8)  Мини-упражнения.

• Запишите предложения с соблюдением правил пунктуации и произведите синтаксический разбор.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

• Составьте предложения со словами  так как и  так, как.

- В чём различие составленных вами предложений? Каковы смысловые отношения между частями предложения в первом и втором случае?

III. РЕФЛЕКСИЯ.

-  Что такое период?  Что даёт его использование в текстах художественных произведений?

IV. Домашнее задание.

1) Упр. 123, 124, 33 (I)

2) Принести для просмотра выполненные работы по индивидуальным планам повышения письменной грамотности и планы такой же работы на предстояший период (включить в планы работу над следующими упр.: упр. 121 (I, II)- для испытывающих трудности орфографического плана; упр. 359,252,20 - пунктуация  предложений с однородными членами, деепричастными оборотами, осложнённых предложений; упр. 127 - знаки при ПР.

3) Для повышенной оценки - упр. 125, 126, 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Перевод вопросительных предложений в косвенную речь

Презентация показывает как переводить английские вопросительные предложения в косвенную речь....

Презентация "Перевод вопросительных предложений в косвенную речь"

Данная презентация подходит для закрепления и повторения  грамматического матерниала по теме "Перевод вопросительных предложений в косвенную речь"...

Тест по теме "Вопросительные предложения в косвенной речи" 8 класс

Тест по теме "Вопросительные предложения в косвенной речи" 8 класс...

Вопросительные предложения в косвенной речи. Английский язык.

Несколько упражнений для закрепления материала....