Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Алёхина Анна

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Представлены различные формы организации учебной деятельности учащихся, большое внимание уделено работе со словом, в том числе в собственной языковой практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rabota_so_slovom.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Алёхина А. В.

МБОУ «Морская кадетская школа им. адмирала Котова П. Г.», г. Северодвинск,

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

 «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)»

Тип урока: мини-проект создания текста на основе концептуального анализа слова

Тип урока по ФГОС – комплексное применение знаний и умений.

Цель урока: воспитание этического восприятия, нравственной активности, познавательной самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные – определяют типы речи и доказывают принадлежность текстов к данному типу, создают собственный текст, используя материалы и свой жизненный и читательский опыт, комментируют орфограммы, используют навыки правописания при написании сочинения.

Метапредметные:

- Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», самоопределяются в жизненных ценностях, осознают важность человеческих отношений, понимают ценность дружбы.

- Познавательные – комплексно применяют полученные знания о типах речи и умения воспринимать и понимать смысл текста, извлекают из текста личный смысл, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, делают обобщение и выводы.

- Регулятивные – реализуют учебную задачу, планируют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

- Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, понимают и согласуют свои интересы для совместной деятельности.

Ход урока.

1 этап – организационный.

Слово учителя:

-Что ж, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, головы, тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку- 5!

Народная мудрость предлагает варианты - фразеологизмы: шевелить мозгами, хлопать ушами (ловить ворон), слушать в пол-уха.

Инструктаж: на листах имя, работаем в таблице, самооценка в течение урока в табличках. Поехали!

2 этап Проверка д\з (упр.52, задание 5) и актуализация знаний о типах речи.

Учебник (Параграф 6, стр. 29-33)

  • Прочитайте тексты, определите тип речи и стиль каждого. Приведите доказательства.

Что же есть настоящая дружба?

Исти…ая дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Люди без сердца и духа неспособны к дружбе: их холодные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими.

Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже зерно исти…ой дружбы (по И. А. Ильину)

Рассуждение (почему?), стиль – публицистический – автор убеждает нас в своей позиция, ярко выраженная авторская позиция – настоящая дружба, оценка действительности, эмоционально окрашенные слов.

— Санька, постой! Не уходи-и-и! — завопил я и попытался шагать. Бабушка поддерживала меня и уже робко, жалостливо уговаривала:

— Ну, куда пойдешь-то? Куда?

— Пойду-у-у! Давай рубаху! Шапку давай!..

Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.

— Ладно! — решительно сказал Санька. — Ладно! — еще решительней повторил он. — Раз так, я тоже не пойду! Все! (В. П. Астафьев)

Повествование (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. В репликах присутствует разговорный стиль.

Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:

- Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!

Медвежонок кивнул.

- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

- А ты где?

- А меня нет.

- Так не бывает, - сказал Медвежонок.

- Я тоже так думаю, - сказал Ёжик. - Но вдруг вот - меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..

- Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!

- Нет меня, нигде нет!!!

- Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, - сказал Медвежонок. - И закричу: "Ё-ё-ё-жи-и-и–к!", и ты услышишь и закричишь: "Медвежоно-о-о–ок!.." Вот.

- Нет, - сказал Ёжик. - Меня ни капельки нет. Понимаешь?

- Что ты ко мне пристал? - рассердился Медвежонок. - Если тебя нет, то и меня нет. Понял?.. (С. Козлов)

Рассуждение (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. Диалог - разговорный стиль.

- Отношения героев можно определить словом, которое спрятано в загадке: пополам - печали, беды, счастье, радость и победы. (Дружба)

- Какие фразеологизмы характеризует отношения героев 2-го и 3-го отрывка? Не разлей вода (есть помета простор.  неразлучно, очень дружно), рука об руку.

  • Слово -  ДРУЖБА. 

2. Ассоциативно – интуитивный этап

  • Мотивация к учебной деятельности и целеполагание 

В центре нашего внимания сегодня ключевое СЛОВО - ДРУЖБА

  • Напишите свои ассоциации  к слову (тепло, верность, искренность, доверие), чтение. (Ассоциативно-смысловое поле) Как Вы представляете себе это слово? В подборе слов ваше отношение. Обратить внимание, что не все отношения – дружба.

 История слова. Этимологическая справка:

  Производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении "товарищи", "спутник". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.

  • Современное значение слова  шире того значения, которое существовало  в Древней Руси. Цель нашего урока – создать словарный портрет слова.

Какие задачи  вы поставите перед собой, исходя из цели урока? 

  • 1.ЗНАТЬ, УМЕТЬ   …
  • 2. ОТОБРАТЬ …
  • 3.ОБЪЯСНИТЬ…
  • 4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В…
  • 5.ОЦЕНИТЬ собств. деятельность, одноклассников, корректировать

Перед Вами таблицы с алгоритмом построения текста сочинения на тему, связанную с объяснением значения  слова, это задание Вы будете (как 1 из трех вариантов) выполнять на экзамене.

3. Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта)

Давайте определим, какие пути решения можно предложить для решения проблемы.

  • Работа в парах:
  1. – подбор синонимов, оценочных слов
  2. – Пословицы доносят до нас представление наших предков о слове – дружба. Выберите ту пословицу, которая близка вашему пониманию этого слова.
  3. – высказывание, объяснение – о каких отношениях идет речь?

Составление (заполнение) таблицы

ассоциация

Этимологическая справка

Пословица, поговорка

загадка

Фразеологизм

синонимы

- это

высказывание

Оценочные слова

Заслушивание. (вариант)

Честность

Доверие

Равноправие

Бескорыстность

Искренность

Сочувствие

поддержка

Производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении "товарищи", "спутник". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друг познается в беде.

Дружбой друг друга не обидишь, а защитишь.

Дружба да братство дороже всякого богатства.

Товарищество, братство

ДРУЖБА

Не разлей вода

Рука об руку

Истинная

Крепкая

Настоящая

Верная

Искренняя

Честная

- ЭТО ОТНОШЕНИЯ…(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Ожегов С.)

отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы – внутренняя близость и взаимная симпатия.

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон)

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А. Суворов)

Перед нами идеальная модель лучших отношений людей. А в жизни? Всегда ли так безупречно выстраиваются отношения между друзьями?  Если есть понимание – мир.

-Все ли сочетания слов соответствуют вашему пониманию дружбы?

 -Выберите из данного текста те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, общ...ность жизне…ых интересов, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро...ство, вн..мание и чу...кость,мелоч..ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д…верие, лучистый взгляд, чес…ность и открытость, прочность, провере…ая временем, ра...четливые поступки.

Прочитайте получившееся высказывание:

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______.  В настоящей дружбе нет места ни_______, ни__________..

  1. Этап индивидуального  смыслотворчества

Составление синквейна

Синквейн:

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней ( что автор думает о теме?).

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Варианты:

Дружба

Искренняя, несокрушимая

Помогать, поддерживать, радоваться

Верный друг лучше сотни слуг

Доверие

Дружба

Чистая, искренняя

Помогать, радоваться, верить

Друг познается в беде

Поддержка

Дружба

Преданная, бескорыстная

Поддерживает, выручает, дарит

Дружба крепка заботой и подмогой

Помощь

Дружба

Крепкая, настоящая

Доверять, помогать, радоваться

Человека делает счастливее

Душа

Дружба

Верная, искренняя

Радоваться, понимать, помогать

Делает человека лучше

Сердце

Дружба

Верный, заботливый

Помочь, выслушать, поддержать

Настоящая дружба – одна из самых важных ценностей для человека

Взаимность

Дружба

Верная, лучистая

Поддержит, защитит, не предаст

Огонь не сжигающий, а согревающий

Помощь

Дружба

Искренняя, преданная

Помогать, радовать, поднимать настроение

Не разлей вода

Взаимность

Дружба

Честная, бескорыстная

Понимать, помогать, сохранять

Человек без дружбы, что дерево без корня

Верность

Готовясь к написанию сочинения части 15.3, вспомним композицию рассуждения

Напишите часть сочинения, связанную с толкованием слова.

Заслушать.

(Варианты)

- По моему мнению. Дружба – это крепкая связь между людьми, соединенная нитями доверия. Понимания. Друзья - это родственные души. Дружба – это искренние,  бескорыстные, верные, проверенные временем и поступками  отношения. Друг поможет и спасет тебя, когда трудно, согреет своей улыбкой, будет радоваться с тобой.

-Что такое дружба? По моему мнению, дружба – это искренние отношения между близкими людьми. Дружба должна быть преданной и настоящей. Это взаимопомощь, бескорыстие, в некоторых случаях взаимопонимание и бескорыстие.  Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту и ,если случилось какое-то несчастье, поддержат .

- Я считаю, что дружба – это доверительные отношения между людьми. Это общие интересы и увлечения. Дружба должна быть искренняя, крепкая. Настоящий друг не подведет в трудную минуту и не попросит что-то взамен. Друг познается в беде. Он поймет, простит и примет тебя таким, какой ты есть.

 (Домашнее задание)

- Написать сочинение, по заданию 15.3 (пример из жизни, вывод)

6 этап (Рефлексия)

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и работу одноклассников.  Над чем стоит поработать, свою степень самостоятельности и активности.

Подведение итогов работы на табличках - опрос.

Доволен своей работой

Много вопросов, трудно

сочинение

самостоятельность

активность

 

Может   быть поднята рука:

- Кому на уроке сегодня было трудно, кто был активен?

-  Кто поставил себе отлично за активность.

- Над чем предстоит работать?

- Где применим знания?

-Хочется пожелать Вам, чтобы у каждого из вас обязательно были настоящие друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».

Урок с использованием современных образовательных технологий...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...