Главные вкладки

    конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Лопина Алла Петровна

    Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостоятельно

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 8 классе

    Тема:  «Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291»

                                             Лопина Алла Петровна –учитель русского языка и литературы

                                             Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

    Цели:

     -знать структуру рассуждения как типа речи;

     -развивать навыки анализа текста;

    -готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.

    Ход урока:

    I.Оргмомент . Настроенность на урок.

    II. Проверка домашнего задания:

    а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;

    б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 -  1,2 предложения).

    III. Сообщение темы урока, целей .

    1. Работа с упражнением 290:

    Учитель:

    - Определите основную мысль текста.

    ( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).

    -Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?

      Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие  доводы: словом можно  соединять людей; можно и их разъединять; словом  можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.

             -Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?

       Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая  понятия «великое». Большие  возможности слова: оно и соединяет людей, и разъединяет их; оно поддержит в любви, доведет людей до вражды и ненависти.

     У В. Шефнера есть стихотворение:

    Словом можно убить,

    Словом можно спасти,

    Словом можно полки

    За собой повести.

    Словом можно предать,

    И продать, и купить.

    Слово можно

    В разящий свинец перелить.

    -Какова основная мысль этого стихотворения?

    (оно соответствует высказыванию Л.Толстого)

    А вот стихотворение Э.Асадова

    Слово может согреть, окрылить и спасти,

    Осчастливить и льды протаранить.

    Слово может нам тысячи бед принести,

    Оскорбить и безжалостно ранить.

    А поэтому скажем себе сурово:

    «Чтобы не было в жизни ненужных бед,

    Надо думать, ребята, над каждым словом,

    Ибо слов невесомых на свете нет!»

    (оно тоже о слове)

      -Какой мы вывод можем сделать?

    ( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)

      - Какой тип речи представляет текст?

    (текст-рассуждение)

      -Вспомните, какие типы речи мы знаем?

    (повествование, описание, рассуждение).

      - Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:

    -тезис – мысль, которую надо обосновать,

     -аргументы или доказательства (возможно опровержение),

     -вывод, т.е. что из этого следует)

     

    1. Работа с  упражнением.291.

    (подобрать доводы к тезисам упражнения)

    а) «Речь красна слушанием»

    1. Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.
    2. По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.

              б) « Наш язык -  это важнейшая  часть нашего  общего поведения».

                                                                                                            Д.С.Лихачев

               1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.

                 2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:

    1. Бывают разные слова:

    Те, прозвучав, как в воду канут,

    От тех кружится голова,

    Ну а от многих уши вянут.

                    Э. Севрус

    Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист,  академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.

    IV. Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291

    Дополнительный материал:

    Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом.  Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.

    Структура сочинения-рассуждения о языке:

                1.Вступление:

               Я полностью согласен с высказыванием Д.С.Лихачева: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения». Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.

                2.Основная часть:

               (первый аргумент) Текст, предложенный нам, представляет диалог, из которого мы получаем представление о героях. Так, (кто?) в предложении №… очень мудрый. Ему принадлежат фразы «…», «…». И мы можем сделать вывод:

            (второй аргумент). Другой персонаж (кто?) из предложения №… очень (какой?). Но он хочет (чего?). Об этом говорит его реплика из их диалога: «…»  

                Вывод: Таким образом, мы доказали, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».

    V. Черновик сочинения-рассуждения по тексту.

    VI. Дома закончить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

    Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

    Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"

    Конспект урока развития речи в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"  на основе краеведческого материала ....

    Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".

    Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...

    конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)

    Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...

    Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"

    Конспект заключительного урока по теме "Односоставные предложения" в форме устного журнала, где названиями страниц являются русские народные пословицы и поговорки...