Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Куадже Ася Шумафовна

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.

Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную).

Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изученного материала; задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом; задания с применением классификации (показать падежные окончания 3-х склонений), представить материал в определенном порядке (просклонять слова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

                                               Практическая работа: разработка технологической карты урока русского языка

ФИО разработчика

Куадже Ася Шумафовна

Место работы

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия», г. Майкоп

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5

Место урока

По тематическому планированию ПРП

Тема урока

Роль имени существительного в речи

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Урок-обобщение

Планируемые результаты (по ПРП)

Личностные

Единство учебной и воспитательной деятельности, самопознания, формирования внутренней позиции личности.

Метапредметные

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев

Предметные

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Кремль, Родина, Земля, мать, счастье, хлеб, утро, работа, мечта, красота, отец, дом, ветвь, город, улица, кладовая, рожь, ель… (имена существительные)

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную). Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изученного материала; задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом; задания с применением классификации (показать падежные окончания 3-х склонений), представить материал в определенном порядке (просклонять слова).

Уделить внимание рефлексивно-оценочному этапу урока и предложить им самостоятельную работу (тест для самодиагностики знаний и умений).

Научная литература (справочники, пособия, учебник)

Сеть Интернет, произведения отечественной литературы

http://nsportal.ru/asya" > Сайт учителя русского языка и литературы Куадже Аси Шумафовны

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Мотивировать учащихся на позитивный настрой в работе.

 Предложить отправиться в небольшое путешествие в кладовую знаний под названием «Морфология» (игровой момент).

 (Восторг, восхищение)

И на такой высокой ноте начать урок.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Задать вопросы, корректировать ответы учащихся, оценить работу каждого ученика

Этап 1.3. Целеполагание

Корректировать цели и задачи, создать проблемную ситуацию.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт Александр Александрович Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» писал:

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас,

 Означено словами.

Запись на доске. Дополните своими примерами.

Живые существа: девочка (собака) Явления природы: дождь (радуга).

Действие как предмет: бег (прыжок).

Признак как предмет: синь (зелень).

Какое слово объединяет все эти значения? (Ответ: предмет)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Работа с учебником (упр.498, с.55). Озаглавить текст, найти имена существительные. Словарная работа (слово из текста упр. 498 «Кремль»).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Выписать в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные (раздаточный материал).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Чтение стихотворений Р.Х.Фархади «Земные слова» и А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье… (в приложении). Беседа по стихотворениям.

Словарная работа (лексическое значение слова «кладовая»).

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Сделать синтаксический разбор предложения и выписать существительные.

Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (Сердце-подлежащее, дом матери, игры детства, дорогу в школу-дополнение).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

В задания включить действия, исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Определить склонение, род имен существительных (раздаточный материал).

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.

 Работа у доски, запись в тетрадь.

Превратить имена нарицательные в имена Собственные.

 Птица орел - город Орел. Цветок роза – девочка Роза.

Плодородная земля – планета Земля. Воздушный шарик – собака Шарик.

-

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Тест для самодиагностики знаний и умений (в приложении)

 В тесте 5 заданий: в А1-А4-вариант ответа отметить значком, в В1-выписать словами одушевленные имена существительные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (Ответы: 1 вариант-А1-1;А2-4; А3-1; А4-2; В1-птицы, звери, царевны,  Баба-яга. 2 вариант-А1-2; А2-2; А3-3; А4-4;В1-отцов, дедов.  Оценки: 5 баллов-«5»; 4 балла-«4»; 3 балла-«3».  

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

 Помочь сделать учащимся выводы по итогам урока, рекомендовать им совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности, умение делать выводы-Р, правильно  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью-К

Этап 5.2.Домашнее задание

Дать комментарий к выполнению домашнего задания, учащимся предложить записать в дневник домашнее задание.

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Куадже Ася Шумафовна, учитель русского языка и литературы

Рефлексивный самоотчет к уроку по теме «Роль имени существительного в речи»  

А.И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

И осознанное владение языком, умелое пользование им обучающимися – вот основная задача учителя русского языка. Её успешное решение во многом зависит от формирования у обучающихся рефлексивно-оценочных умений. На уроках русского языка нужно направлять детей определять цель учебной деятельности, оценивать свои возможности перед изучением темы, осуществлять прогнозирующий, пошаговый, итоговый самоконтроль.

Формированию рефлексивно-оценочных умений учащихся способствует методическая организация уроков русского языка. А степень овладения учащимися рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения: состояние физического, психического и эмоционального здоровья; уровень практической грамотности; сформированность коммуникативной компетентности; уровень интеллектуального и творческого развития; культуру учебного труда; воспитание чувства ответственности, самостоятельности.

На данном уроке по теме «Роль имени существительного в речи» были использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Показаны разнообразные формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, групповые (коллективные). Представлены задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, инструкциями, которые способствуют усвоению изученного материала; задания с теоретическими справками, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор орфограммы и пунктограммы определенным правилом; задания с применением классификации (показать падежные окончания 3-х склонений). Обучающимся предложено было представить материал в определенном порядке (просклонять слова), и они справились с заданием.

Зная то, что продвижение обучающегося по пути овладения им комплексом знаний, умений по предмету невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание было уделено рефлексивно-оценочному этапу урока, проведена самостоятельная работа (тест для самодиагностики знаний и умений).

А чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предложено было им ответить на вопросы (Сегодня на уроке я вспомнил…Мне было интересно…Особенно понравилось…).

 И если мы хотим научить детей грамотно писать, красиво и выразительно говорить, нужно сформировать у них потребность в рефлексивных действиях и умение их осуществлять.

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Куадже Ася Шумафовна, учитель русского языка и литературы

Комментарий к фрагменту урока на тему «Роль имени существительного в речи»

Константин Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Такими словами я вовлекла обучающихся в процесс обучения на гуманной, демократической основе, руководствуясь принципами и правилами профессиональной этики. А чтение стихотворений А.А. Шибаева «Слова, слова, слова»,  Р.Х. Фархади «Земные слова»,  вопросы и задания к ним мотивировали обучающихся на учебно-познавательную деятельность, так как поставила перед ними не только воспитательные цели, способствующие развитию учеников, учитывая их  способности  и характер, но использовала навыки политкультурного общения и толерантность, приобщила обучающихся к высокой культуре общения, активировала их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения и чувства прекрасного, работая в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 Обучающимся были заданы такие вопросы:

1) Какие же названия предметам дает имя существительное? Ответы обучающихся.

2) Какое слово объединяет все эти значения? (Ответы обучающихся – «предмет»).

3) Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворениях.  Ответы обучающихся.

4) Как вы думаете, почему такие слова есть на всех языках: мать, Родина, счастье, хлеб, утро, работа, мечта, красота? Ответы обучающихся.

5) Почему Фархади говорит нам о том, что такие слова, как война, разоренье, жестокость, вражда, должны исчезнуть навсегда из языка? Ответы обучающихся.

Плавно ввела в беседу комментарий, что из 22 слов стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа, хотя в нем нет ни одного глагола. 7) А существительных (сколько?) -14 (ответы обучающихся), прилагательных (сколько?)-6 (ответы обучающихся) и служебных слов (сколько?) – 2 (ответы обучающихся).

Сделала акцент на выводе, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет, написать рассказ, составить кроссворд, текст…

 Итак, на данном этапе урока я показала разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые явились психологическим инструментом для дальнейшего достижения целей обучения в полном объеме.

Приложение

Тест. Имя существительное (самостоятельная работа)

Вариант1

А1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода?

  1. жить в роскоши; 2) тюль для окон; 3) едим картофель; 4) повидло из яблок.

А2. Какое существительное имеет форму только форму множественного числа?

  1. пирожки; 2) доски; 3) бензопилы; 4) опилки.

А3. Какое существительное имеет форму только единственного числа?

  1. детвора; 2) чернила; 3) квитанция; 4) насыпь.

А4. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

  1. шел по тропинке; 2) пас овец; 3) писал в тетради; 4) не было времени.

В1. Из данного предложения выпишите одушевленное (одушевленные)существительное(существительные)

И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и лесные звери, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-яга, жалевшая его «по его милости».

(Ответы: А1-1; А2-4; А3-1; А4-2; В1 - птицы, звери, царевны, Баба-яга).

Тест. Имя существительное (самостоятельная работа)

Вариант 2

А1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода?

  1. шампунь для детей; 2) пара туфель; 3) играет на рояле; 4) длинные рельсы.

А2. Какое существительное имеет форму только множественного числа?

  1. Бумаги; 2) сутки; 3) лопаты; 4) праздники.

А3. Какое существительное имеет форму только единственного числа?

  1. Чернила; 2) корень; 3) листва; 4) стержень.

А4. В каком словосочетании есть существительное в родительном падеже?

  1. пересекал улицу; 2) взял ножницы; 3) жил на даче; 4) в здании театра.

В1. Из данного предложения выпишите одушевленные существительные.

Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

(Ответы: А1-2; А2-2; А3-3; А4-4; В1-отцов, дедов).

И узбекский писатель Р. Х. Фархади пишет в стихотворении « о Земных словах» (Читаем вслух и обсуждаем) (Земное - ср. разговорное; то, что обыденно, основано на материальном (в отличие от возвышенного, идеального); берег, суша, твердь, земля).

Земные слова (Р. Х. Фархади)

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова - путеводные наши огни.

Живые. Земные… И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

 Слова, что исчезнут должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной-

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

  • Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворении.
  • Как вы думаете, почему именно такие слова есть на всех языках (мать, Родина, счастье, хлеб, утро, работа, мечта, красота)? (Ответы учащихся)
  • Почему Фархади говорит нам о том, что такие слова, как война, разоренье, жестокость, вражда, должны исчезнуть навсегда из языка? (Ответы учащихся)

Послушайте несколько строк из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета. Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.

  • Л.Н.Толстой писал о нем: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

  • Из 22 слов стихотворения -14 существительных, 6 прилагательных, и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.
  • Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет, написать рассказ, составить кроссворд, текст.
  • Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие в кладовую знаний под названием «Морфология».

  • Кладовая по происхождению является прилагательным. Образовано от  «кладь» (клад).

Раздаточный материал

  • 1.Задание. Выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
  • Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.

И еще вот эти березки, этот утренний туман и птичий гомон (громкий шум от множества голосов, звуков) в твоем лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина.

  • 2.Задание. Определите склонение имен существительных (устная работа).
  • Рожь, тополь, брошюра, местность, училище, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель, полотенце, яблоко (тополь, шалаш, циркуль, картофель -м.р.; рожь, брошюра, местность, смелость, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель- ж.р.; чувство, училище, яблоко, полотенце-ср.р.)
  • Вывод: род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.
  • 3. О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
  • Любоваться чижОм, суп с перцЕм, говорить  со сторожЕм, салат с огурцОм, быть молодцОм, за лиловой тучЕй, с тяжЕлой ношЕй, с опытным врачОм, пять пальцЕв, укрыться плащОм, скрыться за шалашОм.
  • Вывод: после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения-Е.
  • 4.Распределительный диктант. Запишите слова с Ь и без Ь.
  • Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
  • Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.
  • Вывод: мягкий знак пишется на конце существительных 3-го склонения после шипящих.

  • 5.Задание. Объяснительный диктант. Укажите падеж и число имен существительных.
  • Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.
  • 6.Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения и выпишите существительные.
  • Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. (Сердце-подлежащее, дом матери, игры детства, дорогу в школу-дополнение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи" для участия в конкурсе "Педагогический дебют-2024"...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...