Главные вкладки

    Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
    статья на тему

    Фиалковская Вероника Петровна

    В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастера, в роли которого выступает обычный учитель. Роль педагога сводится к минимуму. Он только направляет деятельность детей, которые сами формулируют тему, цели занятия, учатся работать в коллективе, принимать группой решение, составлять проект, а затем афишировать его классу. Каждый из школьников, на фоне представленных работ, видит своё место в классе, свой уровень знаний. Представлен мастер-класс для педагогов и урок русского языка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologiya_ped-kh_masterskikh_vseros._konkurs.docx52.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фиалковская Вероника Петровна,

    учитель русского языка и литературы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 12

    муниципального образования г. Ноябрьск»

    veroni_8975@mail.ru

    89124202477

    Работа размещена на сайте: http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna

      (Диплом 1 степени  Всероссийского дистанционного конкурса

     работников образования

      «Педагогическая статья».

    Центр педагогического мастерства «Новые идеи»;

    Диплом участника Международной педагогической конференции

    Педагогическая инициатива»)

     

    Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

    Аннотация

    В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастера, в роли которого выступает обычный учитель. Роль педагога сводится к минимуму. Он только направляет деятельность детей, которые сами формулируют тему, цели занятия, учатся работать в коллективе, принимать группой решение, составлять проект, а затем афишировать его классу. Каждый из школьников, на фоне представленных работ, видит своё место в классе, свой уровень знаний. Представлен мастер-класс для педагогов и урок русского языка.

     

    На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не является своеобразным преемником информации. Он становится строителем собственного знания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Таким образом, время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских очень эффективно.  Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае  ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь тему в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.

    В последние годы  метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

     В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.  Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

    Сущность этой  системы  выражается в следующих основных положениях:

    1. Личность с новым менталитетом - это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

    2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

    3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

     

     Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия,   приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.  В мастерской учитель – это мастер. Он  не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

    Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

    Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

    - равенство всех участников, включая мастера;

    - все способны к творчеству;

    -создание личностной мотивации;

     - отсутствие оценки, соперничества;

    - чередование индивидуальной и коллективной работы;

    - важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;

    - язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;

    -  выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

    - нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

    Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.  Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:

      «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

     «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

     «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

     «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

     «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

     «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

     «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

    Существует несколько разновидностей теорческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и другие. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное.   

    Мною разработан мастер-класс для педагогов по теме «Педагогическая мастерская», который поможет, на мой взгляд, проводить занятие по данной технологии.

    Слайд 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.  

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    В своей работе я  использую технологию педагогических мастерских.  Данная технология позволяет  осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.  

     

    Слайд 2. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

    Хочется познакомить вас с этапами работы в педагогической мастерской.

    Слайд 3. Этапы:

    • Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
    • Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
    • Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
    • Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
    •  Творчество.
    •  Афиширование.
    • Рефлексия.

    Итак, вы видите, что структура данного урока отличается от традиционной.

    Теперь позвольте продемонстрировать поэтапно мастер-класс с использованием данной технологии.

    Слайд 4. Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

    Учитель. Известные лингвисты прошлого века к этой теме подходили с разных точек зрения. Так Шахматов выделял их 14, Пешковский – 7, Щерба – 10.

    - Как вы думаете, о чём идёт речь?

    (о частях речи.)

    Учитель. Итак, сегодня мы поговорим о частях речи.

    А задумывались ли вы над вопросом:

    Слайд 5. Почему в русском языке существуют слова различных частей речи?

    Давайте попробуем сегодня вместе на него ответить.

    Слайд 6.

     Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели).

    Учитель. Для работы на следующем этапе мне необходимо 9 участников, чтобы создать 3 рабочие группы по три человека.

    Перед вами предложение из текста русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.

    Слайд 7.

    «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка».

    (предложения распечатаны каждой из 3-х групп)

    Задание. Определите, какой частью речи является каждое слово?

    Работа в группах.

    Слайд 8.

    А пока группы работают, я предлагаю Вам, уважаемый зал, посмотреть, как определяет части речи литературный герой Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль».

    Слайд 9.

    Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

    Учитель. Группы, поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

    Проверили. Верните листы группам.

    Слайд 10.

         прил.     сущ.     нареч.      глаг.       сущ.  с.      глаг.

    «Глокая   куздра   штеко   будланула  бокра  и  кудрячит

      сущ.

    бокрёнка».

    Учитель. А теперь посмотрите правильный вариант ответа на слайде.

    Слайд 11.

    Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

    Учитель. Возникали ли у вас затруднения в определении частей речи?

    А как вы определяли, к какой части речи относится каждое из этих непонятных слов? (задавали вопрос)

    Задание. А теперь, используя полученные результаты (вы знаете, какие это части речи), определите лексическое значение каждого из этих слов?

    Можете вы это сделать? (Нет)

    А какой мы можем сделать вывод? РУСОВЕДАМ

    (Вывод. Чтобы понять смысл слова, нам не нужно знать части речи. Они нам никак не помогают).

    Учитель. Верно. Но всё-таки различия частей речи в русском языке почему-то существуют. Чтобы это выяснить, давайте проведём дальнейшее исследование этой темы и выполним творческую работу.  

     

    Слайд 12.

               Творчество.

    Группа №1 -  имена существительные.

    Группа №2 -  только глаголы.

    Группа №3 –  все части речи.  

    Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием. Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные. Группа №2 – используя только глаголы. Группа №3 – используя все части речи.  

    Работа в группах.

    Слайд 13.

      Афиширование.

    А  теперь каждая группа представит нам свои сочинения эпистолярного жанра. Пожалуйста,  группа №1. Первая  группа составляла письмо только из имён существительных. Спасибо.

    Пожалуйста,  группа №2. Вторая группа составляла письмо только  из глаголов.

    Слайд 14.

    КОГДА?

    КТО?

    ГДЕ?

    КОМУ?

    КАКОЙ?  (на слайде только вопросы)

    Вопрос залу: Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете?

    (Скорее всего – нет).

    А теперь давайте послушаем выступление 3 группы. 3 группа читает свой текст.

    Учитель. Данный текст отвечает на эти вопросы? (Да)

    Что помогло группе сформулировать точно свои желания?

    (использование различных частей речи).

    Сделайте, пожалуйста, вывод по проделанной работе.

    Выводы: Используя в своей речи слова, обозначающие и предметы, и признаки, и действия, и другие, человек может точно выразить свои мысли.

    (Только использование в языке различных частей речи помогает более точно передать содержание текста).

    Слайд 15.

    • Рефлексия:

    Чтобы правильно выразить свои мысли, нужно…

    Если в тексте использовать только…

    В русском языке существуют слова разных частей речи, потому что…

    Учитель. Теперь  изложите свои впечатления, полученные в ходе занятия, следующим образом. Продолжите данные предложения (предложения – на проекторе).

    Учитель. Выполнив данную творческую работу, мы увидели, что текст может носить точный информативный характер только благодаря существованию в нём различных частей речи.

    Итак, уважаемые коллеги, подводя итог, хочется отметить, что  использование данной технологии позволяет  в индивидуальном и коллективном поиске самостоятельно приходить к «построению или открытию нового  знания».

    Попробую показать, как ещё эти идеи могут быть реализованы в практике работы учителя русского языка. Обычно такие уроки проводятся при изучении раздела «Культура речи». Учащимся даётся для работы текст для комплексного анализа. Школьники работают с текстом: выделяют ключевые слова, понятия, определяют стиль и тип речи, тему, основную мысль, анализируют лексические, фонетические, морфологические и синтаксические средства, используемые автором. Работа ведется в группах. При анализе текста определённой тематики  можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме;  распространение текста  определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания; запись определений понятий, создание небольшого текста с выражением своего отношения к содержанию, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам такой же тематики, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков, их характеристика, и как итог урока, сочинение, возможно в форме письма, о себе от героя текста. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

      Представляю разработку урока по данной технологии, а также самоанализ проведённого урока.

    Урок по теме «Простое осложнённое предложение»

    Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Фиалковская Вероника Петровна

    Класс: 5

    Форма проведения: творческая  мастерская

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Цели:

    Деятельностные:

    - развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

    - систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

    - уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;

    -  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях;

    - способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

    - воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

    - содействовать развитию эстетического вкуса обучающихся;

    - обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

    Содержательные: отработать правила по осложнённому предложению

      развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

    Формировать УУД:

    -Личностные УУД: способность к самооценке

    - Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

    - Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

    - Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Характеристика этапа урока

    Содержание урока

    Индукция

    - создание эмоционального фона;

    - введение в языковую ситуацию (тему) и др.

    На проекторе – репродукция картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка»

    Работа с репродукцией картины

    Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка».

    Учитель читает четверостишие:

    Мчится тройка по белой дороге.

    Вьётся, падает снег на дворе.

    В серебре, будто якорь, снежинка,

    Закружившись, спешит к детворе.

    Учитель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка».

    ?Что изображено на этой репродукции? (Дети перечисляют).

    ?А о чём эта картина?

    (Подвести детей к ответу: о зиме).

    Учитель: Тема зимы на сегодняшнем занятии будет у нас сквозной. А теперь перейдём к следующему слайду.

    На слайде - квадрат, разделённый на два прямоугольника, по углам которого записаны предложения:

    Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

    Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

    Я рад приходу твоему, зима!

    Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

    ? Прочитайте внимательно предложения.

    ?Какова тематика данных предложений?

    (В них говорится о зиме).

    ?А чем ещё схожи предложения по своей структуре?

    (Это простые осложнённые предложения)

    ?А чем они осложнены?

    . (Они осложнены однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами. Ученики определяют, чем осложнены предложения, комментируют постановку знаков препинания.)

    Учитель:  

    Сформулируйте тему урока, исходя из скроектированных  предложений.

    Ученики формулируют тему:

    Простое осложнённое предложение.

    Учитель: О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

     Ученики формулируют цели:

    - работать с осложнёнными предложениями;

    -находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами,

    - уметь правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях.

    Учитель: Замечательно!!!

    Тема и цели проектируются.

    Самоконструкция

    конструирование индивидуальных знаний; первичное предъявление своих знаний

    Учитель: Перед вами – схематичная конструкция: части ели. Обратите внимание на то, как они называются

    Схема чего вам представлена?

      (Это своего рода структура, схема определения предложения).

    (Это основная единица синтаксиса.- верхушка

    Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

    В нём есть знаки препинания.

    Оно может быть простым и сложным.

    Предложение содержит высказывание (мысль). – нижняя часть ели).

     Да, всё замечательно. Но перед нами типичное простое  предложение.

    ?А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения?

    Следующий слайд.

    ( Предложение оживает, становится красивым, ярким.)

    Социоконструкция

    активизация собственных знаний по теме

    Учитель: А теперь давайте обратимся к предложениям, по которым мы формулировали   тему нашего занятия.  Каждая группа берёт по одному предложению, определяет, чем оно осложнено, и объясняет расстановку знаков препинания.  

    А прежде давайте обратимся к алгоритму определения осложнённости, который мы вывели с вами на уроках русского языка, когда работали с осложнёнными предложениями.

    Алгоритм определения осложнённости предложения.

    1. Внимательно прочитать предложение.
    2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
    3. Проанализировать, чем распространено предложение.
    4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически. Можно объяснить устно.
    5. Построить схему предложения.

    Учитель: Это вам поможет, дорогие дети, в выполнении работы. Также вы можете при выполнении работы руководствоваться теоретическими справками по данной теме с целью правильного выполнения работы. Все работаете в группе. Ответственный за работу в группе определяет, кто будет отвечать.

    Теория:

    Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к  одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

    Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

    Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

    Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

    Работа в группах.

    Учитель: Каждой группе дано одно осложнённое предложение.  

    Слайд – алгоритм определения осложнённости предложения.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

    Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

    Я рад приходу твоему, зима!

    Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

     1 группа

    Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

    2 группа

    Сугробы, как горы,  возвышались впереди.

    3 группа

    Я рад приходу твоему, зима!

    4 группа

    Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

    Ответы учеников. Выходят по одному представителю от группы. На проекторе:   предложения. Дети поясняют расстановку в них знаков препинания, схемы  рисуют на доске.

    Выводы:

    Учитель: Чем были осложнены представленные Вам, дети предложения?

    (Однородными членами, сравнительным оборотом, обращением, вводным словом)

    Учитель: А почему данные предложения распределены на 2 группы? По какому принципу произведено данное разделение?

    (Сравнительные обороты и однородные члены предложения являются членами предложения, а вводные слова и обращения – нет).

    Фикультминутка

    Разминка

     (текст и последовательность действий представлены на проекторе)

    Раз!  (поворачиваемся вокруг себя)

    Я – снежинка!  Я кружусь!

    Два!  (садимся на корточки, лицом вниз)

    Я присяду и пригнусь!

    Три! (встаём и улыбаемся)

    Резко встану, улыбнусь!

    Четыре! (садимся на места).

    За работу я возьмусь!!!

    Социализация

    работа в группах; анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов

    Творческая мастерская

    Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!!

    Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

    1. Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки по  зимнему парку.
    2. Сочините стихотворение (четверостишие) о зимнем лесе, о зиме.
    3. Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка» (планшет с изображением репродукции картины).
    4. Нарисуйте, какой вы себе представляете зиму и расскажите о том, что вы изобразили.

    Ну и индивидуальное  задание: Напишите синквейн о зиме.

     Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения.

    Работа в группах – полторы минуты.

    Афиширование

    представление своих знаний всему классу

    Ответы групп.

    Учитель: Итак, давайте заслушаем ответы групп. Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие осложнённые предложения есть в тестах.  

    Разрыв

    осознание учащимися неполноты своих знаний

    Учитель: Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

    Выводы: Итак, в чём же особенность осложнённых предложений?

    (Они украшают текст.

     Делают текст интересным, красочным.)

    Рефлексия

    Самосознание: что происходило на занятии

    Учитель: Теперь я вас предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Ответьте на вопросы.

    Рефлексия:

    Оцените свою работу

    Приём незаконченного предложения

    Сегодня я узнал …
    Мне было трудно …
    Теперь я могу …
    Я приобрёл …
    Я научился …

    Анализ урока.

    Уважаемое жюри, Вашему вниманию был представлен урок по теме: «Простое осложнённое предложение».

    Данный урок является обобщающим  в разделе «Синтаксис».

    Основная цель урока – закрепление и обобщение изученного материала. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие творческой и проектной деятельности учащихся на уроке и воспитание эстетического вкуса у учащихся.

    Тип: повторительно-обобщающий.

    Форма урока – творческая мастерская.

    Как отмечено мною выше, данный урок является обобщающим в изучаемом разделе, поэтому я, при проведении данного урока, опиралась на то, что учащиеся уже знают теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение». На закрепление теоретического материала было отведено время только в начале урока, абольшая часть урока была посвящена созданию обучающимися творческого продукта, поскольку при его построении закреплялись навыки употребления в речи осложнённых предложений и навыки составления текста.  

    В течение урока были закреплены понятия:предложение, осложнённое предложение, сравнительный оборот, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, что поможет учащимся лучше усвоить материал следующего раздела «Пунктуация».

    При проведении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.

    Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

    Поскольку педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат, я попробовала проанализировать данный урок в соответствии с этапами его проведения.

    На первом этапе («индукция»)  создавался эмоциональный настрой способом включения чувств ученика через обращение к репродукции картины Н.М. Шумилкина «Тройка», конструирование личного отношения к предмету обсуждения. Чтобы включить в работу каждого ученика, я обратила внимание детей на квадрат и на записанные в нём предложения.  В результате на основе ассоциаций и выводов учениками была сформулирована тема урока, а впоследствии - и его цели.

    На этапе «самоконструкция»ученики первично предъявляли свои знания по теме при работе со схематичной конструкцией «части ели». Были построены выводы об особенностях осложнённого предложения.

    Руководствуясь алгоритмом определения осложнённости предложений, теоретическими справками,на этапе «социоконструкция», дети активизировали собственные знания по теме. Были проанализированы предложения, определено, чем именно осложнено каждое предложение, сделаны выводы.

    Перед четвёртым этапом урока, «социализацией»,  с целью эмоциональной разрядки учеников, мною была предложена игра «Сюрприз» (выстраивание ассоциативного ряда), после которой дети работали в группах: сопоставляли, сверяли, корректировали ранее полученные знания и применяли их при выполнении творческого задания. Ребята делились собственными мнениями, приходили к общему мнению, выполняли творческое задание  и  готовили выступления от группы.

    На пятом этапе – «афиширование»- предъявлялись коллективные работы учеников (письмо другу, четверостишие, сочинение-миниатюра по репродукции картины, рисунок). Учителем было организовано обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, учениками давались обсуждения и комментарии результатов выполненных заданий.

    Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

     Седьмой этап – рефлексия. Учащимся было предложено изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Необходимо было оценить свою работу, продолжив предложения: Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился…

    На мой взгляд, психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

    Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, но при этом дать почувствовать и оценить каждому школьнику его собственное мнение и знание. Это, я считаю, пусть маленький, но всё-таки шаг  вперёд.

    Дополнения к анализу урока:

    Так как урок для учащихся  был необычным, то я решила, что необходимо сделать так, чтобы этот день детям запомнился. Каждому ученику, в соответствии с тематикой урока, был предложен сувенир в память о педагогической мастерской, в которой дети приняли активное участие.  

    Я думаю,   что цели урока достигнуты, так как педагогическая мастерская  состоялась.

    Но об этом делать выводы и судить Вам, уважаемое жюри!

    Спасибо за внимание!

    Литература:

    1. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г.

    2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.

    3. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы./ РевтовичЕ.А.

    4. http:// festival.1september.ru

    5. http:// l-chigir.narod.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

    Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

    Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

    Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

    Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности у школьников

    Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровне...

    Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

    Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

    Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

    В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

    Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

    Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

     В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...