Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
статья по теме

Старшова Светлана Николаевна

 

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык и литература.

Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»

Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Лауреат областного конкурса «Учитель года -- 2010»

Условия возникновения и становления опыта

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".

В 2004 году выпускники школы впервые сдавали Единый государственный экзамен. Его итоги позволяли констатировать в целом удовлетворительные, но невысокие результаты. Особую тревогу вызывало выполнение задания часть 3 (С), которая  состояла из одного открытого задания с развёрнутым ответом. Выпускникам нужно было написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выяснялся уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

В процессе анализа работ экзаменуемых были выявлены  ошибки, связанные с бедностью словарного запаса. Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции явилось отсутствие у экзаменуемых систематизированных знаний по культуре речи и низкий уровень развития творческих способностей.

Кроме того, переход  школы на профильное и предпрофильное обучение, при котором возникла необходимость использования «Портфолио» (один из разделов которого предполагает включение творческих работ учащихся) при поступлении в профильный класс, вызвал  необходимость пересмотра  педагогической деятельности. Стало очевидным, что нужно формировать у школьников творческие умения, необходимые для самостоятельной и практической деятельности, для будущей успешной реализации в современном обществе.  И вся эта работа должна опираться на конкретные психологические и педагогические исследования, результаты  которых станут основой для развития личности отдельно взятого ученика и, в конечном итоге, всего класса.

Как известно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Об этом говорят результаты диагностики. Большинство старшеклассников боятся самостоятельности, тяготеют к четкой информации, их пугает неопределенность условия и вариативность решения творческой задачи.

Предварительная диагностика уровня творческой активности обучающихся 5-6 классов (2005-2006 год), проведенная по методу М.И.Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича (см. раздел «Результативность опыта»),  показала недостаточный уровень сформированности творческой активности учащихся. На тот момент в классах обучалось 46 человек. Все классы были общеобразовательные. Отличительной чертой ученических коллективов являлся низкий уровень общей и языковой культуры.

У младших школьников общая одаренность еще не дифференцирована жестко на интеллектуальную и творческую. Эта дифференциация  начинается в среднем звене, когда приходится ориентироваться  преимущественно на развитие конвергентного мышления и  интеллекта (уроки математики), в то время как общая креативность и частные творческие способности (рисовать, сочинять стихи и музыку) часто остаются недоразвитыми. Развитие частных творческих способностей может происходить на уроках музыки, изобразительного искусства и на уроках литературы в процессе написания сочинений. Целью же образования должно быть все-таки,  прежде всего, развитие общей творческой способности.  Именно поэтому при работе с детьми необходимо создавать условия  как для тех, кто желает развить креативность, так и для тех, кто нацелен на всемерное повышение интеллекта.

1.2. Актуальность опыта

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью школьников как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил основные направления развития школьного образования. Среди них раскрытие творческого потенциала учеников, помощь в работе системы поиска и поддержки одаренной молодежи являются основными задачами современного учителя.

Ориентиром современной системы образования должна стать «не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей» /2/.

Президент ставит перед учителем задачу вовлечения учащихся «в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» /2/.

Школа должна поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации  каждого учащегося  школы. «Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио)» /2/.

        При этом в педагогической практике существует ряд противоречий:

  1. Между необходимостью формирования творческих компетентностей учащихся  и дефицитом учебного времени.
  2. Между общим снижением уровня культуры речи учащихся и необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
  3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование творческих компетентностей учащихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Содержание опыта работы по теме «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся» призвано преодолеть вышеназванные противоречия.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

В настоящее время целью педагогического процесса можно признать развитие творческой личности, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры, воспитанной на идеалах нравственности. Традиционная организация образовательного процесса  ориентирована на  передачу готовых знаний и слабо обеспечивает становление личности, успешной в профессиональной сфере и умело взаимодействующей с другими людьми. С другой стороны, развитие новых социально – экономических отношений в нашем обществе привело к необходимости приобретения и развития творческих качеств личности, так как одним из важнейших условий профессиональной карьеры выступает именно критерий креативности и творчества.

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании системы творческих заданий, в наибольшей мере способствующих развитию творческого потенциала, креативных способностей учащихся  в процессе образовательной деятельности на основе сотрудничества, свободного выбора, учения без принуждения.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2005 года, когда обнаружились противоречия между имеющимся у школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и желаемым уровнем творческого развития обучающихся, до момента выявления результативности в 2009 году.

1.5. Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой «традиционный урок – уроки речевого творчества – внеурочная образовательная деятельность».

1.6. Теоретическая база опыта

Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» /1/. Для достижения этой цели необходим высокий уровень сформированности творческих качеств личности.

Поэтому главной целью процесса образования, поставленной на сегодняшний день обществом перед школой, является  развитие нравственной и творческой личности,  востребованной в дальнейшей практической деятельности.

Многие исследователи и коллективы исследователей работали над проблемой формирования и развития творческих качеств личности. Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что, естественно, затрудняет их целенаправленное воспитание у детей. К тому же часть ученых придерживается мнения, что творческие способности передаются по наследству и их невозможно воспитать.

В результате исследований, проведенных в начале  80-х годов Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным, было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:

  1. умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
  2. умение планировать и контролировать свою деятельность;
  3. высокая работоспособность;
  4. умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
  5. умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приобретенными, точнее – самовоспитанными в течение жизни. Вместе с тем нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности.

Следовательно, целью школьного образования является планомерное развитие у учащихся групп или комплексов умений, которые образуют творческие и нравственные качества личности.

Данной проблеме посвящены работы Т.М.Давыденко, Л.В.Занкова, И.Б.Котовой, А.И.Савенкова, в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.

В экспериментальных психологических исследованиях Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, Б.Б.Коссова, А.А.Леонтьева рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат.

Способы управления творческими процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики креативных способностей учащихся рассмотрены в работах И.П.Подласого, П.Торренса, Е.Е.Туник, Л.И.Шрагиной.

Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов разработаны Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, И.Я.Лернером, А.В.Хуторским.

Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе.

Важнейшими, в данном опыте, являются понятия "креативные способности", "творческие задания", которые соотносятся  с понятиями "творческая деятельность", "методы организации творческой деятельности". Анализ литературы показал, что взгляды ученых на данные понятия неоднозначны.

Определяя понятие "креативные способности", автор опыта разделяет взгляды А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как "комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" /14/.

Проблема определения компонентов, составляющих креативные способности учащихся, на сегодняшний день в научной литературе остается дискуссионной. Опираясь на исследования Г.С.Альтшуллера, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Т.В.Кудрявцева, А.В.Петровского можно выделить следующий состав креативных способностей школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов креативных способностей, многие ученые отмечают, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности школьников.

Особо следует сказать о технологии французских мастерских, которые базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании авторской системы творческих заданий по русскому языку и литературе на основе комбинации элементов технологии развития критического мышления, технологии французских мастерских, технологии проектного обучения. Автором опыта разработаны  педагогические мастерские — вводные уроки, связанные с осознанием личностью необходимости изучения литературы и русского языка, мастерские — активное погружение и проживание текста критической статьи или художественного произведения, мастерские обобщающего характера.

Технология описания опыта

Цель педагогической деятельности в рамках опыта: создание среды  для реализации разнообразных творческих замыслов школьников, проявления инициативных действий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1. Введение в педагогическую практику форм и методов работы, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности, подбор соответствующего тематического дидактического материала.

2. Развитие способностей учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, ставить и решать нестандартные задачи, как в коллективных условиях, так и индивидуальных, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

3. Создание условий для инициативного опробования и овладения разными формами речи, необходимыми для дальнейшей социализации учащихся.

4. Вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующую развитию творческого потенциала личности.

2.1. Содержание образовательной деятельности

Развитие креативных способностей учащихся возможно лишь в том случае, если на уроках и во внеурочной работе преобладают творческие задания. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций:

  1. комбинировать информацию;
  2. определять причинно-следственные связи;
  3.  планировать и выполнять практическую деятельность.

В ходе практической деятельности автором опыта были определены следующие группы и виды творческих заданий:

  1. Творческие задания на комбинирование информации:
  1. выделение главного в тексте;
  2. сравнение;
  3. систематизация информации;
  4. изменение информации;
  5. дополнение информации;
  6. объединение текстов и заданий;
  7. самостоятельное составление текстов и заданий;
  8. редактирование текстов.
  1. Творческие задания на определение причинно-следственных связей:
  1. определение причин и следствий;
  2. доказательство, опровержение;
  3. определение закономерности.
  1.  Творческие задания на планирование и выполнение практических действий:
  1. составление плана выполнения задания;
  2. планирование и проведение наблюдения;
  3. анализ плана выполнения.

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных частей, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию креативных способностей школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

2.2. Система творческих заданий

В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности (от простого – к сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность школьников. При выполнении этих заданий учащимися, наряду с эвристическими, должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности.

Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности.

Задания III уровня сложности предъявляются учащимся 5-6 классов. В качестве объекта на этом уровне выступают слова, предложения. Творческие задания уровня предполагают работу по образцу, объяснение значение слова, фразы и предназначены для развития творческой интуиции,  продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе выбора вариантов и накопленного творческого опыта в младшем школьном возрасте. Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные приемы типового фантазирования.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

1.      Лексико-орфографическая работа – это лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями,  упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают на обогащение словаря школьника.

  1. Объяснить смысл высказывания: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
  2. «Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).

Учащимся предлагается произнести любое слово и записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое). Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к магниту. Придумать с этими словами текст.

  1. От предложения к собственному тексту.

Задания для учащихся: прочитать данные пословицы; устно передать ее основной смысл; сформулировать тему.

Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например:

Ты ему по секрету, а он всему свету.

Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

  1. «Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)

Учащиеся должны представить, что они превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме  маленького рассказа или стихотворения. (Приложение 3)

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Они предназначены для учащихся 7-9 классов. Под объектом в заданиях данного уровня выступает текст. Творческие задания представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание собственного продукта на основе предложенного (Приложение 4).

Примерами заданий данного уровня могут быть:

  1. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).

         На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени.

  1. От цитаты высказывания к собственному тексту.

Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить  свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.

Напр. Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями.                                                                         Ф.Вольтер

Задания I уровня сложности. Это задания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. Задания такого типа предлагаются учащимся 10-11 классов,  направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения. Предполагают выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

  1. Исследование «Энциклопедия одного слова».

Исследовать одно слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом проследить, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах.

2. Учащимся предлагается текст литературного произведения. Требуется изменить расположение глав (абзацев) в тексте таким образом, чтобы получился новый сюжет.

3. Необходимо изменить образ одного из литературных героев и соответственно внести изменения в сюжет произведения.

  1. Предложить необходимые, по мнению учащихся, меры для улучшения социального положения литературного героя.

5. Рассмотреть фрагмент литературного произведения и дополнить его новым содержанием. На основе идеи этого сюжета создать свое произведение.

Все представленные виды заданий могут использоваться как на традиционных уроках  русского языка и литературы, так и на специальных уроках речетворчества.

  1. Уроки речетворчества

Обучение речетворчеству - это обучение детей умению владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров.

Главное отличие этих уроков от традиционных (грамматических, уроков развития связной речи) в том, что в центре их - СЛОВО, которое рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической. Все грани слова проявляются, раскрываются в тексте. Следовательно, текст и является предметом и средством обучения на уроках речевого творчества.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые и пересекающиеся этапы:

  1. этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников;
  2. этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствии с характером темы, организация самостоятельной работы);
  3. этап работы над сочинением после его написания.

Автор опыта отмечает, что процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер: освоили учащиеся правила выполнения творческих заданий определенного вида - соответственно увеличивается их количество. Начинать лучше с тематических уроков, цель которых - объединить язык и речь. Результатом таких уроков становится создание учащимися собственных текстов. Тематические уроки на речевой основе позволяют включить учащихся в активный процесс речевого творчества. (Приложение 5).

И еще один немаловажный аспект. Увеличение объема творческих заданий не предполагает отказа от репродуктивных заданий. Но объем репродуктивных заданий должен быть уменьшен ровно до количества, которое необходимо для формирования представлений и знаний у учащихся.

Творческие задания формируют  самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей  детей. Для индивидуального развития школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения.

Варианты тем сочинений на свободную тему.

Какое слово меня больше всего обижает и больше всего радует.

Что сильнее – правда или кривда?

Когда я слышу эту музыку,…

Безграничность русской равнины и русской души.

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление, важно вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум, но и его чувства.

2.4. Технология французских педагогических мастерских.

Важным структурным компонентом системы работы по развитию творческих способностей учащихся являются уроки литературы, построенные на основе технологии французских педагогических мастерских. В ходе этих уроков через чтение и письмо обеспечивается  развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлективность, критичность мышления, креативность. Мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Цели уроков-мастерских:

  1. Обучение умениям ставить проблемы; обучение умениям творчески искать ответ.
  2. Развитие креативных умений.
  3. Воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Построение мастерской происходит по определенному алгоритму.

Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап

  1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
  2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии.
  3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап.

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.
  2. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.
  3. Социализация.
  4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения»).  

Отбирая художественные тексты для мастерских, следует учитывать уровень лингвистического и литературного развития учащихся, эстетическую и познавательную ценность текста, обозримость текстового пространства, богатство и оригинальность художественных образов в произведении.

Стимуляторами речевой творческой деятельности учащихся становятся и другие виды искусства: живопись, музыка. Живописные полотна, музыкальные произведения, соотносимые с основной речевой темой урока, могут быть использованы на всех этапах работы над ней.

2.5. Внеурочная образовательная деятельность.

Развитие творческих и креативных способностей школьников не может быть полноценным, если оно ограничится рамками учебного времени. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность в рамках научных обществ и через участие в творческих конкурсах.

Исследовательские задания являются логическим продолжением творческих заданий, их выполнение закрепляет основные знания и умения в форме научных убеждений в сознании учащихся.

Обращение к ним возможно на определенной ступени психического развития ребенка, когда, по словам Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью этого периода является учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности, основы мировоззрения.

Исследовательские задания используются для обобщения знаний, как зачетные работы (Приложение 6). Работа учащихся над исследовательскими заданиями организуется по следующему плану:

  1. Постановка проблемы.
  2. Составление плана работы.
  3. Анализ литературы и работа с литературными источниками.
  4. Наблюдение и анализ языковых фактов.
  5. Составление выводов и оформление работы.

Суть исследовательского метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Автор опыта старается поставить учеников перед необходимостью «пройти путь учёного», применяя  специальные способы деятельности. Главное назначение исследовательского метода – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового материала.

Результатом такой деятельности становятся  проектные работы, которые связаны между собой тематически. Примерами успешной реализации такого подхода могут служить грамоты победителей и призёров муниципальных и всероссийских конкурсов исследовательских работ учащихся. (Приложение 7).

Результативность

Работа на протяжении нескольких лет по созданию творческой среды с целью развития креативных способностей школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время даёт  положительные результаты.

Это подтверждается результатами мониторинга на основе диагностического материала, используемого в работе: тест ШТУР, тест Павлова И.П. на определение функциональной ассиметрии полушарий, тест «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» (М.И.Рожков, Ю. С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович), методики В.И.Зверевой по исследованию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся (методика изучения процессов обобщения, анализа, умений сравнивать, диагностика наблюдательности), тест IQ (интеллектуального уровня) (Приложение 2).

Уровень сформированности творческой активности учащихся (М.И.Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Волович)

Исследование интеллектуальных и познавательных способностей учащихся. По методикам Зверевой В.И. 

Данный набор диагностического материала позволяет выявить сформированность речевых и мыслительных навыков; наличие генетических задатков к той или иной деятельности; уровень развития творческих качеств, что позволяет строить работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка и использовать оптимальные способы стимулирования творческой активности.

Создание творческой среды  в полной мере способствует творческой самореализации личности школьников, о чем говорят результаты участия детей в различных творческих конкурсах:

год

Название конкурса

Тема работы

место

2006

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

« Роль имен собственных в былинном эпосе»

Лауреат 2 степени

2006

Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева

« Имена собственные в русских былинах»

2 место

2007

Районный конкурс творческих работ учащихся « Пасха – светлое Христово воскресение»

Лучшее пасхальное стихотворение

1 место

2007

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

« Стрелялись мы…» Дуэль в русской истории и литературе 19 века ( На материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Лауреат 1 степени

2008

Районный конкурс прозы и поэзии «Мечтою созданный Строитель»

Номинация «Поэзия»

3 место

2008

Районный конкурс юных поэтов «Больше поэтов хороших и разных»

2 место

2009

Районный конкурс исследовательских и творческих  работ учащихся, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…»

2 место

2009

Районный конкурс исследовательских и творческих  работ учащихся, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

«Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н.В.Гоголя»

2 место

2009

Районный конкурс по художественному слову «Мой край – родная Белгородчина!

Юные поэты

2 место

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует успешному их участию в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе:

год

класс

предмет

результат

2007

10

Литература

3 место

2008

11

Литература

2 место

2010

8

Русский язык

1 место

2010

8

Литература

2 место

2010

9

Русский язык

2 место

Результатом образовательной деятельности, несомненно, является высокий уровень знаний по русскому языку, который демонстрируют учащиеся на государственной итоговой аттестации:

год

Количество выпускников

Средний балл

Средний балл по области

2006

21

4

3,4

2009

26

65

53

        Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа по включению заданий творческого характера в процесс образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы способствует развитию креативных способностей учащихся.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.

4. Бабанский, Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе // Избр. пед. тр. -М.: Педагогика, 1989.

5. Зверева Н.М «Практическая дидактика для учителя». М. «Педагогика», 2001г.

6. Капустин Н.П. «Адаптивная образовательная система школы» М., 2002

7. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий» С-Петербург, 2002

8.Лернер. И.Я. «Дидактические основы методов обучения», 1981 г.

9. Панов Б.Т. Внеклассная работа по р/я. М., Просвещение, 1980.

10. Тонков Е.В., Сердюкова Н.С. «Исследовательско-творческая деятельность учителя как фактор формирования профессионально-педагогической культуры». Издательство БГУ, 1998.

11. Тонков Е.В. Тамбовцев Г.А., Сердюкова Н.С. «Организация исследовательско-творческой деятельности учителя» Белгород 2001

12. Тучкова Т.У. «Урок как показатель грамотности и мастерства учителя» М.2003

13. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по р/я. М., 1985.

14. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003

15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М., 2005

16. Шамова Т.И. и Давыденко Т.М. “Управление образовательным процессом в адаптивной школе” М.2001

17. Шаталов В.Ф. «Психологические контакты». М.,НМО «Творческая педагогика», 1992г.

Приложение

  1. Приложение №1         – Терминологический словарь
  2.  Приложение №2 – Диагностический материал, используемый в работе
  3. Приложение №3        – Творческие работы учащихся
  4. Приложение №4        – Разработка урока
  5. Приложение №5         – Фрагмент урока речевого творчества
  6. Приложение №6         – Детские презентации
  7. Приложение №7         – Грамоты

Приложение №1

        Терминологический словарь        

Алгоритм - «точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа» (см. словарное определение).

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления,  применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Компетентность – качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно   значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как навык или умение: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.   Компетентность представлена в культуре в виде прецедентов, т.е.  реальных персонализированных образцов компетентного действия.

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere – сходиться) — форма мышления.  Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Образовательная деятельность – складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей  и интересов за пределами урочных занятий.

Портфо́лио – собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). Этот термин встречается в разных областях.

Профиль – направленность основной образовательной программы  на конкретный вид человеческой деятельности.

Предметные знания, умения и навыки  – результат целенаправленных  действий обучающихся  по освоению учебного предмета (дисциплины).

Результаты  образования – проявления  культурного прогрессирования индивида, имеющие социокультурную значимость.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности:

Учебная деятельность – систематически организованная деятельность  людей, направленная на преобразование и расширение собственного опыта на основе воссоздания и опробования   культурных  форм

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Приложение №2

Диагностический материал, используемый в работе

Тест «ШТУР» (используется в варианте, опубликованном в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности» Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001). Благодаря полученным по нему результатам можно не только судить о наличном уровне сведений по отдельным школьным предметам, умении анализировать, классифицировать, выявлять существенные связи и формировать сделанные выводы, но и говорить, об индивидуальных особенностях ребенка.

Тест Павлова И.П. на определение функциональной ассиметрии полушарий позволяет выявить доминирование одного из полушарий или их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления, что в свою очередь помогает корректировать обучение и развитие школьников в зависимости  от типа развития полушария.

Тест «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» (М.И.Рожков, Ю. С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович) позволяет провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности на основе выявленных критериев и эмпирических показателей.

Методики В.И.Зверевой по исследованию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся (методика изучения процессов обобщения, анализа, умений сравнивать, диагностика наблюдательности) позволяют выявить познавательные и интеллектуальные способности учащихся и корректировать развитие конкретных мыслительных процессов.

Тест IQ (интеллектуального уровня) позволяет определить уровень учебных  знаний и интеллекта. Тест используется для приема на работу и учебу, для обучения и развития логики.

Приложение №3

Творческие работы учащихся

СОЧИНЕНИЕ - ЭТЮД  ПО ФОТОГРАФИИ

Тема: Описание состояния человека

За окном стучит дождь. Я сижу в комнате одна. Мне стало как-то грустно. Лучшее, что я придумала для поднятия настроения, посмотреть наш фотоальбом. В нем все фотографии очень яркие и веселые. Но одна из них особенно привлекла мое внимание. Она была сделана неожиданно, поэтомуснимок получился интересным.

Вокруг лес. Под ногами стелется зеленая трава. На траве сидят двое мужчин. Они упорно стараются открыть капот машины. У обоих очень серьезный вид. Лицо мужчины справа выражает негодование и досаду. Наверное, несколько минут назад он сам нервно крутил отвертку. Лицо мужчины слева (моего папы) совершенно спокойно. Отвинчивая что-то отверткой, он старается помочь товарищу. После долгих усилий капот все же открыли.

Эта фотография радует своими яркими цветами и неповторимой красотой, которая быстро подняла мне настроение и напомнила о лете.

(Будилко Юлия, ученица 7 класса)

Однажды по русскому языку мне задали описать состояние человека по фотографии. Я пыталась найти интересное фото, но все они были слишком скучны. И тут я наткнулась на две фотографии, на которых изображена моя сестра Катя в свой первый день рождения. Ей исполнился годик, и мои папа, мама, их друзья, и, естественно, Катя решили отметить это событие на природе.

Представьте ужас ребенка: он потерял маму, лежит в каком-то неизвестном месте, да еще в каком-то ужасном чепчике. Конечно, мама совсем рядом, просто Катя ее не видит, да и это ужасное место, в котором она находится, всего лишь трава, высокая-высокая и зеленая. Маленькому ребенку этого не понять, его бросили, он ползает по траве в поисках мамы, но никак не может ее найти, да еще и этот ужасный чепчик…… просто ужас! Слезы из глаз, слез становится все больше и больше, а мама никак не приходит. Если сначала Катя ползала, рыдая, из стороны в сторону, то вскоре она просто села на траву от безысходности и, издавая дикие вопли, звала маму.

Конечно, вскоре мама подбежала к своей малышке, и стала ее успокаивать. Правда, неизвестный художник этого не запечатлел.

(Винникова Ольга, ученица 7 класса)

ИЗ СЕРИИ «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Бедная доска.

Я несчастная школьная доска. Меня царапают мелом, рисуют всякие необычные закорючки, которые человек называет буквами. А дети! Царапают на мне всякие рожицы. Учитель тоже надоел – то меня открывает, то закрывает. Пишет на мне практически похожие слова: третье декабря, четвертое декабря…. Моя любимая подружка – губка, хоть она смывает этот белый налет. А мел мой враг! Он вечно царапает меня, и дети ему в этом помогают, не говоря уже об учителе. Будь у меня ноги, я убежала бы отсюда, но знаю: без меня все они будут скучать.

(Тарасов Александр, ученик 5 класса)

Мысли шариковой ручки

Как же я устаю за день! На каждом уроке писать надо, даже на истории нельзя просто детям слушать учителя. На уроке русского языка нужно писать по одному, по два упражнения, хоть ни целую кучу. И еще эти сочинения да изложения, только пасту трать. Есть дети мечтательные, которые задумываются о разном на уроках и грызут нас или щелкают, а есть учителя, которые, рассказывая тему, волнуются, тогда они то раскручивают нас, то закручивают.

У нас есть только небольшие перемены, минут 10 – 15, а то и меньше. Но в некоторых портфелях мы лежим больше, потому что есть зеваки, которые идут медленно в школу. Есть и быстроходы, которые прибегают домой за несколько минут.

Когда дети приходят домой, родители тут же заставляют их делать уроки , а нам это не нравится. Надо, чтобы дети не делали письменных уроков, а только устные, ведь мы и так устаем в этой школе. Когда ребенок послушный и делает все, что скажет мама, то вообще можно пропасть, а когда ребенок непослушный, то это просто блаженство. Приятно, когда ребенок пишет красиво, выводит буквы, а каракули писать вовсе не хочется.

Только ночью можно отдохнуть по – настоящему, и так не хочется, чтобы наступал следующий день.

(Апаева Ирина, ученица 6 класса)

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ГАЗЕТУ

 (РЕПОРТАЖ  КО ДНЮ МАТЕРИ)

Лучший учитель в моей жизни

В комнате тишина. Яркий свет освещает небольшую комнату. Лишь еле слышный шелест страниц нарушает тишину.

Это обычный вечер обычного учителя математики обычной средней школы. Молодая, полная жизни женщина, но уже опытный педагог. Детство она провела в хорошей семье, где получила отличное воспитание. Мама – отзывчивый человек, учитель химии. Отец – честный, любящий дочь, глава семьи, всю жизнь проработал агрономом. В школе будущая учительница занималась на «отлично», но, к сожалению, закончила ее с одной четверкой, получив серебряную медаль. А вот институт был закончен с отличием. После института она, как вы, наверное, догадались, пошла работать в школу.

Для меня это умный, жизнерадостный, любящий человек. И, конечно, мой лучший учитель на планете!

(Золотухин Станислав, ученик 7 класса)

Один день из жизни женщины

Моя мама – молодая женщина, которая спешит успеть все. Ее «рабочий» день может начинаться в 6 часов утра, а может и в 4.30  (все зависит от обстоятельств и дня недели). В обычный учебный день с утра она успевает приготовить завтрак, привести себя в порядок, помочь одеться и причесаться нам – двум ее дочерям. В школу мы отправляемся вместе. После уроков мама отправляется на вторую работу – в магазин (если это требуется). Придя домой, успевает приготовить ужин, помочь нам с уроками, написать свои планы уроков на следующий день, прочитать Танюшке книгу, поговорить со мной. Она успевает все – в доме чисто и уютно, белье наглажено, все на своих местах.

Но совсем недавно так случилось, что наша мама заболела. Ее не было дома 10 дней. Нам было скучно без нее, потому что моя мама очень веселая, добрая, отзывчивая. Без мамы атмосфера в доме была совсем не та, что раньше. Ведь от нее исходит добро, тепло, «погода» в доме. Но вот понедельник. Папа поехал за мамой в больницу. Когда я пришла из школы, подумала: «Сразу все вошло в колею и настроение, и уют».

Моя мама – замечательная женщина!

(Апаева Ирина, ученица 7 класса)

«Все будет хорошо!»

 «Мороз и солнце! День чудесный!»- так написал А.С.Пушкин в одном из своих стихотворений. И вот мы ожидаем начала праздника. Сегодня в школе вечер, посвященный творчеству поэта. Все очень волнуются, но мне сегодня легче, чем всем.  Со мной рядом сидит моя мама и  успокаивает меня. Вечер начинается, и первыми на сцену выходит наш класс. Мама смотрит на меня добрыми глазами и словно говорит: «Все будет хорошо!» После она сказала, что я сыграла свою роль отлично.

Теперь я знаю, что мамина родная поддержка во многом делает жизнь лучше, радостнее, добрее.

(Мезинцева Евгения, ученица 5 класса)

Приложение №4 

Разработка конспекта урока

«Обособленные члены предложения: их значение и функция в художественном и публицистических текстах»

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А.П. Чехов

Изымите всё произведение,
если в этом произведении вам не нравится запятая,
но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

А.А. Блок

      Цели урока: продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

- закрепление умений:

  1. выявлять грамматические условия обособления,
  2. выделять интонационно обособленные члены предложения,
  3. правильно ставить знаки препинания.

Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения.

Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя , формирование активной гражданской позиции

Ход урока.

 1. Организационный момент.

2. Определение темы и целей урока.

– Подберите родственные слова к термину обособленный. Как и родственные слова, морфемный состав слова обособленный помогает понять его смысл? (Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный.)
– Как вы понимаете слова А.А. Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?

3. Лингвистическая разминка.

а) Объясните значение фразеологизма «Один в поле не воин»

б) Восстановить начальную форму, определить часть речи: сорок пятый – вами – борющегося – 1943/Т.п./

в) определите способ связи слов в словосочетании: обособленные члены;

г) Количество грамматических основ в предложении: Всякий поймет волнение, с которым подходит человек к месту, где он когда-то воевал

Терминологический диктант с самопроверкой.

Напишите не менее 5 понятий, которые мы используем при изучении данной темы, устно объясните значение одного из них.

- Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись):

Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, производный предлог, обособление, существительное.

4. Актуализация знаний  по теме урока.

– Какие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?

Обособленные члены предложения – сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века А.М. Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914).
Интонацию, сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал «обособляющей».
– Каковы характерные признаки «обособляющей» интонации?
(Паузы, логические ударения, ритм – особая мелодика, мелодический рисунок.)

Обособленные члены предложения

Памятка

Универсальные условия обособления определений (всех видов, включая приложения)

  1. Постпозиция (по отношению к определяемому слову).
  2. Связь с личным местоимением.
  3. Дополнительное обстоятельственное (причинное) значение.
  4. Дистантное положение (по отношению к определяемому слову).
  5. Способ выражения определения – краткое прилагательное, в предложении, где есть глагол-сказуемое.

Универсальные условия обособления обстоятельств

  1. Способ выражения: деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уступительный оборот.
  2. Уточняющее обстоятельственное значение (чаще – места и времени; реже – степени, меры, образа действия).

5. Практические задания по теме урока

Задание 1. Перестройте каждые два простых предложения в одно с обособленными членами. Назовите условия обособления и вид обособленного члена.
Сравните исходные и измененные предложения. Сделайте вывод о значении и функции обособленного члена предложения в каждом примере (табл. 1).
 

Таблица 1        

А он просит бури. Он мятежный.

А он, мятежный, просит бури.

Второстепенное сказуемое. Оценка субъекта. Определительное значение

На окне за ночь хризантемы расцвели. Серебряное от инея окно.

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

Образная, метафорическая характеристика предмета. Определительное значение

Однажды я из лесу вышел. Была студеная зимняя пора.

Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел.

Дополнительное сообщение, уточнение. Обстоятельственное значение

Под голубыми небесами великолепными коврами лежит снег. Снег блестит.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Второстепенное сказуемое, добавочная характеристика протекания основного действия. Обстоятельственное значение

Прежде чем перейти к выполнению следующего задания, я хотела бы чтобы мы с вами вспомнили о том, что этот год, год 2010, очень  богат важными событиями в истории на шей страны: это и год Зимней олимпиады, и год Учителя. Но, на мой взгляд, самым важным событием является юбилей Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Казалось бы,  три поколения выросло после той войны, но память о подвиге наших солдат жива. Почему, что способствует этому? (книги, песни, памятники, фильмы).

Памятник в Грузии – памятник в Берлине

Задание 2. Цель данного задания – исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами в прозаическом художественном тексте.

Расставить в предложении знаки препинания.

Представьте, что вам поручено провести в классе диктант, используя данные предложения. Потренируйтесь в их чтении вслух.

Помните: диктуя текст, необходимо соблюдать интонацию, предусмотренную автором. Непозволительно провоцировать ошибки нарочито искаженным интонированием текста!

Провокация [лат. provocatio] – побуждение кого-либо к заведомо вредным для него действиям.

(1)В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города.(2) Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма. (3)…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. (4)Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. (5)Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. (6)Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, дошедший до Берлина. (7)Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

– Проведем лингвистический эксперимент. Мысленно опустим обособленные структуры из текста. Сравним, в чем состоит различие исходного и измененного вариантов. Обладают ли обособленные члены предложения изобразительно-выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на примеры из текста.

(1)В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам. (2) Это монумент славы. (3)…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. (4)Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. (5)Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. (6)Сержант Николай Масалов был опытным воином. (7) Масалов был ранен в  Берлине.

– Вывод ……..

Словарная работа по тексту Б.Полевого:

- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.

Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.

Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.

5. Работа с текстами.

Текст 1

(1)До атаки осталось минут пятьдесят. (2) Наступила тишина, как перед бурей — тревожная, напряженная. (3)И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. (4)Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно, звучал голос ребенка. (5)Плача, он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, мут-тер...»

(6)— Кажется, это на той стороне канала, — сказал товарищам Масалов.

(7)Оставив у знамени ассистентов, он пришел к командиру:

(8)— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он.

(9)Ползти к Горбатому мосту было опасно. (10)Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под коркой асфальта.

(11)Затрещали пулеметные очереди.(12) Сержант Масалов полз вперед, как лист, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. (13)Не забывал ощупывать каждый бугорок, каждую трещину на асфальте, чтобы не нарваться на мину. (14)Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала.(15) И тут снова услышал ребенка. (16)Тот звал мать жалобно, настойчиво. (17)Он будто торопил Масалова. (18)Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. (19)Блеснули на груди боевые ордена. (20)Такого не остановят ни пули, ни осколки.

(21)...Масалов перекинулся через барьер канала... (22)Прошло еще несколько минут. (23)На миг смолкли вражеские пулеметы. (24)Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребенка, но было тихо. (25)Ждали пять, десять минут...(26) Неужели напрасно рисковал Масалов?.. (27)Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. (28)И в это время все услышали голос Масалова:

(29)— Внимание! (30)Я с ребенком. (31)Прикройте меня огнем. (32)Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. (33)Заткните ему глотку!..

(34)Тысячи орудий и минометов ударили по врагу. (35)Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках.

Чуйков В.И «Конец третьего рейха»

Задания по тексту.

Определить тему, идею, тип , стиль.

1/ Указать номера предложений с обособленными членами.

1 вариант –обособленные определения

2 вариант – обособленные обстоятельства

- Правильные ответы:

1 - 2,3,10,18,        

2 – 4,5,7,10,12,24,27,

2/ Как вы думаете, почему обстоятельств больше? (текст повествование – действие)

3/ Укажите количество грамматических основ в предложении 24/2/

4/ Назовите их..

Гвардейцы ждали, было тихо

5/ Дайте характеристику этому предложению./ ССП , 2 часть – безличное предложение/

Текст 2.

(1)В прошлом году  вышел в прокат фильм Андрея Малюкова «Мы из будущего», где по сюжету четверо ребят-гробокопателей попадают в прошлое, в самый разгар боев как раз в том самом месте, где они копали землю в поисках «трофеев». (2)Побывав на реальной войне, молодняк перековался. (3)Особенно радостно было за перевоспитавшегося скинхеда, самого агрессивного из компании. (4)Фильм получился необычайно наивный, сшитый на белую нитку, с огромными драматургическими прорехами.

(5)Прошел год, и на экраны выходит неожиданное продолжение фильма. (6)На сей раз четверо молодых парней, увлекшись ролевой игрой в наших и фашистов на месте знаменитого Бродовского котла, попадают в настоящие боевые действия.

(7)Таран и Серый – украинцы. (8)Между собой они говорят по большей части про «клятiх москалей» – разумеется, по-украински, а внизу экрана появляются субтитры. (9)Таким образом зрителю сразу дают понять, что перед ним – враг. (10)А уж когда один из парней опрокидывает обелиск героям, павшим во время Великой Отечественной, сомнений не остается – монстры из монстров, чудища. (11)То ли дело наши, российские, светлоокие ребятки ,попав в прошлое, они являют такие чудеса самоотверженности, что в конечном итоге заставляют подлецов-«хохлов» перевоспитаться в сторону российско-украинской дружбы. (12)И российские ребята готовы простить украинцам все подлости их предков, которые, как известно, все без исключения во время войны предавали Родину, записываясь в Украинскую повстанческую армию (УПА). (13)В одно из подразделений УПА и попадают герои фильма, оказавшись в прошлом. (14)Члены УПА нагло хлещут самогон (как и положено подонкам), демонстративно закусывают его салом (известно, что в Украине другой еды не признают и за сало продадут все родины разом), а потом, вкусив всех этих античеловеческих безобразий, весело отправляются расстреливать местных жителей.

(15)По заказу или по велению сердца снят этот фильм – неважно и неинтересно. (16)Фильм, между прочим, хоть и не из самых дорогих, но и не копеечный – 154 млн. руб., с кучей дорогих спецэффектов. (17)Впрочем, чтобы подогреть и без того неплохо стараниями политиков и СМИ нагретые отнюдь не добрососедские отношения, больших денег и не надо. (18)«Мы вне политики», – гордо провозгласили продюсеры фильма на пресс-конференции. (19)Интересно, а что тогда, по их мнению, быть «в политике»? Написать на афишах «Сдохните, хохлы»?

(20)Безответственность художника нынче – выбор добровольный. (21)И когда отношения между нашими двумя странами обострятся непоправимо, создатели такого вот кино смогут радостно сказать: «В этом есть и частичка нашего труда!»

Задания по тексту.

Определить тему, идею, тип, стиль.

Попробуйте себя в роли составителей тестовых заданий. Сформулируйте задания, опираясь на текст № 1 .

  1. Предложения с обособленными определениями – 3,4,10,11
  2. Предложения с обособленными обстоятельствами – 2,6,11,13,14

Найти языковые средства, делающие текст эмоциональным, экспрессивным.

6. Творческое задание. Написать сочинение «Как вы понимаете последнее предложение текста об ответственности художника, писателя за свои произведения  «В этом есть и частичка нашего труда!»

6. Рефлексия.

Составить синквейн  «Обособленные члены предложения»

7. Итоги урока. Домашнее задание (дифференцированное).

Приложение №5

Фрагмент урока речевого творчества

Первый урок русского языка в третьей четверти в 5 классе. Тема урока складывается из двух частей: речевой - «Каникулы - свободные деньки» (ее формулируют по ходу урока сами дети) и орфографической - «О - ё после шипящих в корне слова» (закрепление). Урок начинается с чтения стихотворения А.Барто «Каникулы».

                Урок меня не спрашивай

                Не спрашивай, не спрашивай,

                Урок меня не спрашивай, -

                На отдыхе отряд,

                На елке разукрашенной

                Фонарики горят.

                Повеселятся школьники

В свободные деньки,

Мы - за город, в Сокольники,

На лыжи, на коньки.

Провалишься до пояса,

До пояса, до пояса,

Провалишься до пояса,

Останешься в снегу

                 А я на лыжах по лесу

                До Северного полюса

                Как хочешь пробегу!

                Урок меня не спрашивай,

                Не спрашивай, не спрашивай,

                Урок меня не спрашивай, -

                На отдыхе отряд, -

                На елке разукрашенной

                Фонарики горят.

                А все тетрадки

                Спрятаны,

                Пускай пока

                Поспят они.

        Учитель:

        - Вам понравилось стихотворение? Почему? А какие строки вы запомнили?

        Так рождается название урока:  «Каникулы - свободные деньки».

        - А теперь ваши рассказы о каникулах!

        - Чей рассказ запомнился? Почему? Что понравилось?

        - А знаете почему «каникулы» каникулами называются?

Чтение текста сначала про себя, установить, какие слова незнакомы.

                                         

Под знаком Сириуса.

        Каникулы. Спросите у любого, что это такое, и в ответ услышите: желанный отдых, заслуженный отпуск после месяцев труда. Но не все знают, что такое привычное, вполне земное слово своим появлением обязано… небу. Каникулой ( от латинского canis  - «собака») в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса - Сириус. Она появлялась на небосводе в самый разгар лета, в конце июля по нашему календарю. Именно тогда, с древних времен, учащиеся получали передышку от занятий, и в честь звезды эти дни прозвали каникулярными, каникулами.

        Сначала каникулами назывался только летний отдых, но потом привычное слово стало обозначать вообще всякий перерыв в учебе, на какое бы время года он ни приходился. Поэтому мы сейчас присоединяем к слову каникулы не только определение летние, но и зимние, весенние, хотя уж тут звезда Сириус вовсе ни при чем.

                                /Из отрывного календаря/

        Определить стиль (научно-популярный) и тип речи (рассуждение), решить, какие средства выразительного чтения помогут донести текст до слушателя.

        - Вам понравился текст? Почему?

        - Значит, любое слово имеет  историю?

        - Да. Многие слова имеют свою удивительную судьбу. А узнать происхождение слова, его историю поможет нам этимологический словарь. (Знакомство детей с этимологическими словарями)

        - А какими словами определяются каникулы в  художественном стиле речи (в стихотворении А.Барто) и научном (в словаре)?

        (Записать эти определения)

        Попробовать самим рассказать о каникулах. Каждый сам решает, что выберет, каким стилем речи и жанром он воспользуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"...