Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся
статья по литературе

Кузьмина Елена Александровна

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ  уроках русского языка и литературы как средства познавательной активности учащихся


Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится как уже испытанным, например, игра, так и новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на своих уроках,  я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Все это позволяет обеспечить усвоение учебного материала активно, осознанно. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Применение ИКТ при изучении дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Положительные стороны применения ИКТ:

1) повышение мотивации;

2) более высокий уровень усвоения материала;

3) интерес к изучаемому материалу;

4) организованы и включены в работу все учащиеся без исключения;

5) совершенствование умения работать с различными источниками информации (справочная литература и Интернет-ресурсы);

6)  возникновение  интереса учащихся к собственной деятельности ;

7)  самоконтроль.

Применение средств ИКТ

  1. подготовка раздаточных дидактических материалов на печатной основе:

- карточки с заданиями при изучении новой темы, проверки знаний в игровой форме;

Замени названия

В  названии известных литературных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Например: «Кошачья душа» - «Собачье сердце», «Путник с ногами» - «Всадник без головы».

«Пес босиком»

«Кот в сапогах»

«Девочка – каланча»

 «Мальчик с пальчик»

«Синий платочек»

 «Красная шапочка»

«Укутанная королева»

 «Голый король»

«Белый петух»

 «Черная курица»

«Великан рот»

«Карлик нос»

- тексты для работы на занятиях;

Типы речи

  1. Синий кит, голубой кит (лат. Balaenoptera musculus) — представитель семейства

полосатиковых из подотряда усатых китов. Располагая массой до 150 тонн и длиной до 33 метров синий кит является наиболее крупным известным животным, которое когда-либо жило на Земле. Самой крупной из когда-либо добытых китов, оказалась самка выловленная близ Южных Шетландских островов. Ее длина от развилки хвостового плавника до конца рыла составила 33.27 м. а масса 176 792 кг.

  1. - Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на  низкое

крылечко постоялого двора на *** шоссе,  барин лет сорока с небольшим,  в  запыленном пальто  и  клетчатых панталонах,  у  своего слуги, молодого и  щекастого малого с  беловатым пухом на  подбородке и  маленькими тусклыми глазенками.

     Слуга,  в  котором  все:  и  бирюзовая сережка в  ухе,  и  напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего,  усовершенствованного поколения,  посмотрел  снисходительно вдоль дороги и ответствовал: "Никак нет-с, не видать".

… Барин вздохнул и присел на скамеечку.  Познакомим с ним читателя,  пока

он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

     Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым.  У  него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ,  или, как он выражается с тех пор,  как размежевался с  крестьянами и  завел "ферму",  -  в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но

не  злой  русский человек,  всю  жизнь свою  тянул лямку,  командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.   (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)                                                              

  1. Во II веке до н.э. была изобретена бумага, но техника ее изготовления держалась в

секрете. Только в XII веке бумага впервые появилась в Европе, а в XIV веке – на Руси. Но грамотность на Руси  была распространена была гораздо раньше. К этому выводу пришли ученые, обнаружив берестяные грамоты. На которых были написаны грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде. Они отражают повседневную жизнь горожан XII- XIII веков. (Детская энциклопедия)

- таблицы, схемы;

Схема анализа стихотворения

- информационные карточки

Творчество В.В. Маяковского

Высказывания о В.В.Маяковском

        О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны.

1) А.В.Луначарский: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».

2) Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

3) По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки». Ю.Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию». По словам Ю.Карабчинского, Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома.

Романтизм – лит. направление. Его возникновение связано с острой неудовлетворенностью соц. действительностью, разочарованием в окружающем и порывом к иной жизни, к смутному, но властно притягательному идеалу. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим миром – качества, наиболее ценимые в романтизме.

Раздаточный дидактический материал экономит время на уроке, поэтому его подготовка заранее позволяет учителю больше времени уделить отработке материала.

  1. подготовка презентаций  

а) рассказ о жизни и творчестве писателя

б) рассказ об эпохе;

в) сравнительный анализ черновиков и окончательного варианта текста (здесь целесообразно перейти в интерактивный режим);

г) история создания книги

  • В.А. Каверин «Два капитана»;

д) репродукции картин к произведениям

е) игровые занятия, мастерские

  • Б. Житков «Механик Салерно»
  • Г.Х. Андерсен. Знакомый незнакомый сказочник
  1. подготовка материала на  интерактивной доске

а)  тексты стихотворений для  анализа на уроке

б)  тексты для анализа стихотворений

в)  материал для изучения нового материала (слова, «пустые» схемы, заготовки таблиц)  и т.д.

  1. работа с интернет – ресурсами
  2. просмотр видео роликов

Помимо собственных разработок применяю и готовые программно-педагогические средства

Готовые программно-педагогические средства

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. CD Издательство «Планета»: Уроки литературы. 6 – 10 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
  3. 1С: Репетитор. Литература.

Заключение

Бесспорно, что в современном мире  компьютер  решает многие проблемы, но он  остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но  самую главную роль на уроке играет преподаватель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровне...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:žинтенсифицировать деятельность учителя и школьника;žповысить качество обучения предмету;žотразить существенные стороны филологических...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...