Технология творческой мастерской на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс)

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

Технологическая карта творческой мастерской "Порог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология творческой мастерской на уроке русского языка

Нурлыгаянова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского муниципального района Саратовской области 

Современная школа стремительно меняется. Сегодня важным становится не столько дать как можно больше знаний ребёнку, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать универсальные умения, которые бы позволили выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Изменение образовательной парадигмы требует от учителя поисков новых методик и технологий обучения, отхода от традиционных форм урока. Каким же должен быть современный урок?

В собственной школьной практике мы обращаемся к технологии творческой мастерской[1]. Это действенная, работающая технология, её использование позволяет учителю решать многие задачи, которые ставят перед ним сегодня новые образовательные стандарты.

Участники мастерской открывают для себя слово[2], у них возникает интерес к русскому языку, развивается ассоциативное мышление, что способствует глубокому пониманию художественного творчества, поэзии, вырабатывается навык  собственного «письма».

Творческие мастерские  поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению, к труду и творчеству.

Технология творческой мастерской способствует формированию культуроведческой компетентности школьников. Приведу пример технологической карты урока русского языка в 7 классе на тему «Мир русской избы. Порог».

№ п/п

Этапы мастерской

Цель занятия

Содержание этапа

Формы работы

Комплексное обеспечение

Научные идеи

1.

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1

Ответы на вопросы, связанные с содержанием песни на стихи           Ю. Поройкова «Помолчим».

Фронтальные

Компьютерная презентация, аудиозапись

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

Индуктор 2

 Запись слов-ассоциаций  к слову «порог»

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

Индуктор 3

Объяснение пословицы

Фронтальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход

Индуктор 4

Работа с учебником. Упр. 127.

Ответ на вопрос

Фронтальные

Компьютерная презентация, учебник

Личностно-ориентированный подход

2.

Самоконструкция

Индивидуальное создание решения

Создание монологического высказывания о приметах, связанных с порогом

Индивидуальные

Компьютерная презентация

Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход

3-4.

Социоконструкция-социализация

1.Выбор пути, поиска решения

2.предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской

Исследование слова «порог» (классификация пословиц, фразеологизмы, словари)

Фронтальные,  групповые

Компьютерная презентация, раздаточный материал

исследовательский подход

5.

Разрыв

«Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа.

Знакомство со  стихами  поэтов, заполнение таблицы,

выбор 3-4 стихотворений, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «порог», формирование метафорического инструментария

Индивидуальные, групповые

Раздаточный материал. Тексты стихотворений поэтов 19-20 веков

Деятельностный подход, исследовательский подход

6.

Творческое конструирование знания

Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием

Составление синквейна, эссе (по выбору)

Групповые, индивидуальные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

7.

Афиширование

Представление результатов деятельности

Выступление участников. Представление синквейна, эссе

Групповые, индивидуальные

Компьютерная презентация, раздаточный материал

Деятельностный подход

8.

Рефлексия

Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской

Заверши тезис: «Самым интересным было...»

«Для себя я возьму…»

«Хочу сказать…»

Фронтальные

Компьютерная презентация.

Рефлексивный подход

Урок стимулирует активность учащихся, даёт возможность самим создавать творческие работы. Например:

Отчий порог

Он был первым серьёзным испытанием для малыша, когда тот делал свои первые шаги.

Он берёг мальчика от завистников и злых людей, от болезней и дурного глаза.

Юношу он благословил в дальний путь. Мужчину укрепил в трудную минуту.

Отчий порог обладает удивительной силой.

Список литературы:

1.Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.

2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие.  СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. - 256 с.


[1] Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.

[2] Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие.  СПб.: «Сага» - «Наука», 2004. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии творческих мастерских на уроке музыки.

Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской....

Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Презентация "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы"

В презентации рассматривается возможность использования технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы....