Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
методическая разработка по русскому языку на тему

Бекарева Анна Григорьевна

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современный учитель. В связи с этим меня заинтересовала проблема «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся».

Перед собой я поставила следующую цель: создать условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

- выявить особенности творческого потенциала школьников;

- использовать различные приёмы и методы обучения русскому языку и литературе, способствовать развитию творческого потенциала школьников;

- научить учащихся думать, развивать их мысль, творческую инициативу и самостоятельность;

- обогащать словарный запас учащихся.

Актуальность проблемы обусловлена противоречием между явным запросом общества на формирование творческой , интеллектуально развитой личности и недостаточными условиями её формирования. Мы живём в век научно-технической революции , жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а творческого подхода к решению разных задач. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. Кроме этого, хорошо известны примеры серьёзных речевых неудач при создании выпускниками письменных связных высказываний, при выражении мыслей в устной форме. Актуальность темы исходит из следующих проблем:

- снижение общей культуры учащихся, грамотности;

-утрата интереса к чтению; снижение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

учителя русского языка и литературы

 МКОУ Рождественсой СОШ  

Бекаревой А.Г.

 «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современный учитель. В связи с этим меня заинтересовала проблема «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся».

Перед собой я поставила следующую цель: создать условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

- выявить особенности творческого потенциала школьников;

- использовать различные приёмы и методы обучения русскому языку и литературе, способствовать развитию творческого потенциала школьников;

- научить учащихся думать, развивать их мысль, творческую инициативу и самостоятельность;

- обогащать словарный запас учащихся.

Актуальность проблемы обусловлена противоречием между явным запросом общества на формирование творческой , интеллектуально развитой личности и недостаточными условиями её формирования. Мы живём в век научно-технической революции , жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а творческого подхода к решению разных задач. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. Кроме этого, хорошо известны примеры серьёзных речевых неудач при создании выпускниками письменных связных высказываний, при выражении мыслей в устной форме. Актуальность темы исходит из следующих проблем:

- снижение общей культуры учащихся, грамотности;

-утрата интереса к чтению; снижение словарного запаса.

Ведущая педагогическая идея :

создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков- основы развития творческих способностей учащихся.

Диапазон работы. Работу по данной проблеме осуществляла на уроках русского языка и литературы, элективных курсах(«Развитие речи»(9кл.), «Практика «Сочинение-рассуждение» (10 кл.),во внеклассной работе .

Теоретическая база. В основу опыта легли идеи А.Д.Дейкиной и Т.М. Пахновой , которые считают, что « изучение русского языка как национального  достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих способностей ученика».В своей деятельности я опиралась на работы педагогов-практиков : В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик « Развитие  речи: теория и практика обучения» ; Т. А. Калгановой «Сочинения различных жанров в старших классах»; А.А. Кобзарёвой «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»; О.В. Загоровской, О.В. Григоренко «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С».

                                                Технология опыта

Свою первостепенную задачу вижу в создании условий, способствующих эстетическому, духовному развитию школьников, развитию их творческих способностей. В первую очередь, это доверительная атмосфера; внимание к интересам каждого ребёнка; стимулирование детей к активным действиям; стремление к созданию ситуации успеха.

 В своей работе опираюсь на методику индивидуального подхода в обучении и развитии, формировании познавательной активности учащихся. Состав любого класса , как правило, неоднородный, поэтому задания творческого характера должны быть дифференцированными. Можно предложить учащимся задания следующего типа   .

Продолжите предложение «Ребята вышли на поляну» дважды: 1) так, чтобы получилось повествование на тему «Как ребята отдыхали на поляне» ; 2) так, чтобы это предложение стало началом описания на тему «Какая красивая поляна».

«Слабым» ученикам легче создавать тексты повествовательного характера, поэтому им лучше предложить задание первого типа. Учащихся среднего уровня составляют описание поляны. А ребятам более подготовленным можно предложить создать художественное описание, использовать в своём сочинении изобразительно-выразительные средства.

Распространите предложения(Наступила зима. Закружились снежинки) второстепенными членами, включая в них эпитеты(«сильная» группа) или прилагательные («слабая» группа).

Написание сочинений-миниатюр на тему «Первый снег», «А дождь идёт», «Раннее утро на моей улице», «Ветер, ветер, ты могуч» и др. Для ребят с низким уровнем подготовки можно предложить готовые эпитеты, сравнения, олицетворения к определённой теме, а более подготовленным ученикам нужно самим придумать художественные тропы и включить в текст своего сочинения.

Большой простор для творчества предоставляет традиционное сочинение по картине. (Приложение)При сборе материала нужно обращать внимание учащихся , что их описание должно быть художественным. Ученики должны стремиться сами создавать эпитеты, метафоры, сравнения, а те, у кого не получается поучаствовать в этом процессе, пусть воспользуются готовыми, пусть учатся включать их в предложение, строить правильно свои высказывания, избегая однообразных конструкций. Задание по картине можно сформулировать так: «Посоревнуйся с художником. Он нарисовал картину красками, ты нарисуй словами». Такая формулировка нацеливает  ребёнка подойти творчески к столь привычному  сочинению по картине. Или же задание можно сформулировать таким образом: «Придумай внутренний монолог героя картиныФ.П. Решетникова «Опять двойка».

С интересом учащихся придумывают собственные истории по картине (например, Широкова «Друзья»            , Яновской «Ждут», Успенской- Кологривовой «Не взяли на рыбалку»и др.)

Возможен такой вид работы. Перед школьниками текст: «Сегодня пасмурный день. Небо заволокло тучами. Деревья, дома- всё серое, унылое.  В такой день и настроение скверное». Задание: напиши подобный текст о погожем дне (всё наоборот).      

       

   Не секрет , что одной из самых типичных ошибок в творческих работах ребят является неоправданный повтор. Нужно регулярно выполнять не только упражнения, где необходимо устранить неоправданный повтор, но и создать свой текст с повтором-нормой. Например: испытывали вы, делая что-либо или наблюдая за чем- нибудь, чувство радости, восхищения? Расскажите о совершаемых действиях или наблюдаемых явлениях, передавая свои ощущения , при это используя повтор- норму.  

Очень часто ребятам трудно начать своё сочинение, поэтому и на уроках русского языка , и на уроках литературы постоянно ведётся работа над различными вариантами вступления. В качестве тренировки можно предложить такой вид работы: составьте небольшой текст из 3-4 вопросительных предложений- «раздумья автора» и 2-3 повествовательных – ответ на эти вопросы . Возможные темы: «Что значит быть интересным человеком?» , «Что значит быть человеком, полезным Родине?» , «Надо ли сегодня иметь высшее образование?» Помните: использование частиц разве, неужели, ведь помогут усилить выразительность речи.                                          

На уроках развития речи ребята знакомятся с различными жанрами сочинений: портретный очерк, репортаж, эссе. Большой интерес вызывает у школьников работа над сочинением- репортажем

И хотя не всегда и не у всех всё получается, но постепенно дети начинают более внимательно относиться к слову, у некоторых ребят отмечается умелое использование художественно- изобразительных средств.

Конечно же, большие возможности для развития творческих способностей дают уроки литературы и внеклассные мероприятия. Кроме традиционных сочинений, ребята учатся писать отзывы, рецензии. Интересными бывают работы, написанные в форме письма При изучении «Поучения» Владимира Мономаха учащиеся сами пробуют написать поучение младшему брату или сестре.

Для развития творческих способностей, фантазии можно предложить ребятам написать киносценарий   эпилог к тексту художественного произведения под названием «Десять лет спустя», в котором они домысливают судьбу любимых героев.

Также школьники пробуют писать сочинения- отрывки из дневника литературного героя ( например из дневника Чичикова, Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре).

    С большим интересом ребята участвуют в инсценировках, пантомимах . Всё это тоже способствует развитию творческих способностей, артистизма, проявлению индивидуальности каждого ребёнка.

Особое место занимает в моей работе подготовка к ЕГЭ. Один из интересных видов работы, проверяющих знания и умения школьников ,- это сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Такое задание конкретно и в то же время оставляет ребятам простор для творчества, выражения своей индивидуальности. Такая работа включена в ЕГЭ . И успешное выполнение её напрямую зависит от того, как умеют ученики строить отзыв, рецензию, эссе. И учить этому надо систематически, задолго до экзамена, развивая творческие способности школьников в процессе обучения русскому языку.

 Из урока в урок учащиеся учатся определять и комментировать проблему. Большие затруднения вызывает у детей аргументация собственной позиции. В качестве дидактического материала использую созданную мною папку «Проблемы современной публицистики» и перечень проблем , отражённых в произведениях, которые изучаются по школьной программе. Считаю, что учить написанию сочинения на основе прочитанного текста нужно начинать задолго до экзаменов. Подобную работу я начинаю вести с 8 класса, когда учащиеся пишут творческие работы по литературе. К тому же, начиная с 5 класса, при изучении литературных произведений ребята учатся формулировать проблему и приводить примеры других произведений, где поднята эта проблема. Конечно, не всё у них получается, но кропотливая и систематическая работа даёт свои результаты.

Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляется индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Новизна опыта состоит в создании системы применения приёмов и методов, нацеленных на формирование творческих способностей учащихся. Подобная система работы приводит к достижению эффективных результатов в обучении русскому языку и литературе.

Результативность. Результатом своей работы считаю постоянное участие своих учеников в школьных мероприятиях: в конкурсах чтецов, вечерах, инсценировках. Ежегодно они принимают участие в районной олимпиаде.

Данный опыт может быть интересен учителям русского языка и литературы.

Приложение

ученика 8 класса Забродина Максима

История одного дома.

« Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда».

У каждого из нас в сердце всегда хранится память о своем родном уголке. Где бы ты ни был, в любом возрасте ты вспоминаешь свой дом, свою деревню, а, значит, думаешь о Родине. На огромной территории России не счесть деревень и сел. Все они такие разные...

В одной деревне избы взбираются по крутому косогору, перекатываются через него и уходят вниз, рассыпавшись вдоль ручья. В другой, утопая в пахучей черемухе, дома стоят цепочкой над обрывом реки или вдоль дороги. В третьей- глядят глазами окон в блестящую гладь пруда. И какая бы она ни была, эта деревня, где- то в глубине сердца все равно притаилась память и грустинка о том месте, где ты родился и рос. Как бы хорошо ни сложилась жизнь, а отчий дом всегда останется главным домом твоей жизни. Именно о таком мне и хочется рассказать. Дом, в котором я живу вместе с мамой и сестренкой, имеет свою вековую историю. Ему около ста лет. В давние времена, а точнее в начале двадцатого века, приехал из Киевской губернии крестьянин Антон Кобыш со своей женой Ульяной и дочками. Так как в царские времена земли на дочерей не давали, отправился мой прапрадед искать в Сибири вольные земли. Облюбовал Антон себе место для избы и стал строить. Просторная вышла изба, ладная да красивая. Для теплоты обмазал он свою хату глиной, а чтобы красивее всех была в деревне, сделал резные наличники. Большая семья жила в этом доме. Здесь же родилась моя прабабушка Софья Антоновна. Много рассказывала она моей маме о том, как жила их семья, бедная, но дружная. Так уж получилось, что жить в родном доме осталась Софья с мужем Поповым Корнеем. В этом доме родилась моя бабушка Валя.

Страшным днем для всех оказался день начала войны. Беда черной тучей накрыла землю. Ушли на фронт сельские мужики и мой прадед тоже. Он геройски воевал против фашистов, дошел до Берлина, был тяжело ранен. С фронта Корней Илларионович вернулся инвалидом войны. У него было много медалей и орденов.

Еще много лет прадедушка и прабабушка жили в этом замечательном доме. Но у домов, как и у людей, бывает беда. Шестнадцать лет тому назад произошел большой пожар. В огне сгорели все надворные постройки. Дом-ветеран удалось спасти. Вот уже семь лет живем в нем мы. Хоть и был сделан ремонт, но дух старины по-прежнему сохранился. Мы оставили старинные резные двери и оконные наличники внутри. Каждую весну мама и бабушка любовно белят дом с улицы, красят ставни и резные наличники. А вьющие цветы любовно оплетают его стены, как бы лаская. Лучики солнца играют на стеклах окон, и кажется, что дом улыбается и светится счастьем.

Для меня нет лучше и красивее дома во всем селе. И, где бы я ни находился, мне всегда будет не хватать его тепла.

                                                  Ученик 8 класса Забродин  Максим

История моей семьи.

Любая семья имеет свои корни. Корни моей семьи раскинулись, как у могучего дерева. Со стороны  мамы мои пра-пра -бабушка и пра-пра- дедушка приехали   с Украины. Моя прабабушка родилась уже в Сибири. Прадедушкины родители приехали из Белоруссии.

Бабушка Валя - их дочь, родилась в Рождественке.

Родители моего дедушки приехали   из Могилёвской области, а дед Лёня родился в деревне  Цыганки.

У них трое детей. Самая младшая – моя мама.

Со стороны  папы родственники  приехали с Украины и из Центральной России. Жили они в Юртах. А вот папа  родился в городе Рыбинске

Ярославской области, где училась его мама - моя вторая бабушка   Ирина.

К сожалению, из этого поколения в живых у меня остались только две бабушки, а дедушек уже нет. Шесть  лет как нет  моего папы, поэтому меня и  моего брата Максима воспитывает одна мама.

Она работает  в сельской библиотеке, а брат - студент. Вот так и живём мы: бабушка Валя,мама. Максим и я.

Бабушка Ира живет в Юртах, С ней мы созваниваемся и ездим  в гости. Хоть она и не с нами, мы её все любим.

У меня eсть  тётя, дяди, двоюродные  братья и их семьи. Мы часто собираемся вместе и поминаем  тех, кого нет с нами, радуемся  за живых, когда собираемся вместе.

Забродина Елена, ученица 5 класса

                                   «История села - история его людей».

«Над Бирюсою ласковой и нежной, где колосом целует небо рожь.

Среди лесов на солнечном пригорке стоит село, что лучше не

найдешь.

Родные сосны, ели, тополя и верится, что именно отсюда

Берет истоки матушка-земля».

Село мое берет истоки с 1900 года. Предполагают, что основателем села был некий Щетинов, поселившийся на берегу живописной реки Бирюсы. Постепенно у него стали появляться соседи, и образовалось небольшое село Щетиновка.

В селе была одна большая улица на берегу реки. Берега часто подмывались, и дома периодически затапливались, поэтому некоторые из них были перенесены вглубь села. Оставшиеся дома были брошены, развалились.

В начале 20-х годов село Щетиновка было переименовано в село Рождественка в честь христианского праздника Рождества Христова.

В середине 30-х годов жителей в селе заметно прибавилось. Приезжали люди из разных уголков России обживать наше селение. Одной из таких семей была семья Селезнева Николая Яковлевича. В семье было шесть детей, старшую дочь звали Ниной. В 1940 году она закончила четыре класса, и с пятнадцати лет пошла работать. Приходилось полоть поля и вязать снопы. В 1941 году училась в селе Шелехово на тракториста, а затем работала прицепщиком. Трудилась она и на лесоповале. Было тяжело, холодно. После трудового дня молодежь часто собиралась на вечеринки, которые проводились под гармошку и балалайку. И тут Нина Николаевна встретила свою любовь - Гришутина Семена Тихоновича. В 1949 году они поженились и начали строить свой дом. Дом построили на открытом месте. Он получился большой, просторный, и зазвенели в этом доме детские голоса.

Детей в семье было пятеро. Для того, чтобы поставить детей на ноги Нина Николаевна пошла работать дояркой. Работали вручную,

доили по три раза, все носили на себе: и сено, и силос, и солому, и воду для питья коровам. Работали дружно, на работу с песней и с работы с песней.

Несмотря на тяжелый труд, холод и голод, почти тридцать лет отработала Нина Николаевна в колхозе. Неоднократно была награждена медалями: « За доблестный труд», «Ветеран труда». Работая, она растила и воспитывала детей. Дети выросли и ушли из родного дома, свили свои гнезда. А Нина Николаевна по-прежнему живет в своем доме. И теперь к бабушке в деревню в гости на выходные и на праздники съезжаются дети, внуки и правнуки.

Нина Николаевна прожила нелегкую жизнь. Мы должны гордиться, что такие люди есть на нашей малой родине.                                                                                              

Выполнил: Москалев Саша,7 класс.

Рождественская СОШ.

                          Моя дружная семья

В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

                                                             И в жизнь ты входишь из семьи.

У каждого человека естъ дом – не просто  жилище над головой, а место, где тебя любят и ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, где тепло и уютно. Я ученица 7 класса ,и у меня самая дружная семья. Моя мама работает в школе учителем начальных классов. Папа работает  инженером в ВОХР г.Тайшета Есть две старших замечательных сестры Олеся и Света. Олеся работает старшим следователем в г. Красноярске . а Света - инспектор по земельным делам , живет в Тайшете. Они обе уже замужем и у каждой по сыну. Когда мои сёстры и их семьи приезжают к нам в гости, у нас в доме всегда весело. Все шутят, рассказывают весёлые истории, поют в караоке. В нашей семье умеют ценить к отмечать семейные праздники.   Скучен и неуютен  тот дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собираться всем вместе за праздничным столом. По семейной традиции дни рождения мы стараемся провести на природе. Мужчины жарят шашлыки, мы готовим праздничные шуточные поздравления, На природе мы играем в мяч, когда возможно, купаемся в речке. Муж моей сестры, Андрей, играет на гитаре и поёт нам  песни, мы ему подпеваем,

В нашей семье принято помогать друг другу. Мы никого не оставим в беде и обиде, если сёстрам туго - мы тут как тут: и сынишек понянчим, и с продуктами поможем.

Хоть мои сёстры и живут вдалеке от дома, они все равно приезжают к нам помогать сажать и выкапывать картошку, заготавливать сено и делать ремонт по дому.

Дом - это там, куда готов

Ты возвращаться вновь я вновь

 Яростным, добрым, нежным,

 злым, еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом - это твой дом.

                                                                                          Кузнецова Татьяна,                   ученица 7 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....