"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
опыты и эксперименты на тему

Кузнецова Елена Валерьевна

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие способности учащихся с девиантным поведением, учитывая их психолого-педагогические возможности в учебно-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_peredovogo_opyta.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

                                   Автор опыта:

                                                         Кузнецова Елена Валерьевна,

                                                             учитель русского языка и литературы,                                                            ГКСУВУ для детей и подростков

с девиантным поведением

 «Специальная общеобразовательная

 школа закрытого типа»

 

с. Костромское, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                                              3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                                                    15

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                                      17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                               21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  ДИАГНОСТИКА    УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ                                  23                                                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА                                                                      25                                                                

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ                                             26                                                                          

ПРИЛОЖЕНИЕ 4   ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ                                                                      29                                          

ПРИЛОЖЕНИЕ 5   ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ                                                     30                                                          

ПРИЛОЖЕНИЕ 6   ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ                                                                      34                                          

ПРИЛОЖЕНИЕ 7   ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ                                                     38                                                          

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

   1.1 Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГКСУВУ для детей и подростков  девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

Проблема формирования личности с особой остротой ставит вопрос о выявлении и устранении тех психологических образований, которые выступают в качестве и трудновоспитуемости, мешает целенаправленному процессу воспитания. Важность этого вопроса особенно ярко проявляется при рассмотрении проблемы девиантного поведения. Организация ранней профилактики, поиск первоначальных отклонений в нравственном развитии личности, выявление ее черт, оказывающихся наиболее благоприятными для совершения правонарушений, привлекали и привлекают внимание исследователей.

Многие ученые и педагоги рассматривали и анализировали проблему социализации детей с девиантным поведением: Я.А. Коменский, А. Адлер, Э. Эриксон, М. Клейн, Д.А. Дриль, В.М. Бехтеров, П.Г. Бельский, П.П. Блонский, А.С. Выготский, А.С. Макаренко, Т.А. Фортунатов.

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых.

         Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие образовательные учреждения отдают предпочтение традиционным методам обучения, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса.    

        Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

          Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и дает свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.

Уровень сформированности базовых знаний учащихся

с девиантным поведением по русскому языку и литературе

         В наше образовательное учреждение ГКСУВУ для детей и подростков с

девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа» поступают   учащиеся из разных школ Сахалинской области. В основном, это дети из неблагополучных семей, что сказывается и на их учебной деятельности. Это дети, которые были ограничены в общении в период становления речи. Большинство из них не посещали детские сады, с ними мало общались. Их речевое развитие замедленно, страдают словарный запас и выразительность речи, причем компенсировать эту недостаточность в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно, так как учащиеся не соответствуют возрастному периоду своего класса на 2-3 года.

          Практически все учащиеся имеют либо низкую мотивацию к обучению, либо вообще ее не имеют.  Низкий уровень знаний, умений и навыков за курс предыдущих лет обучения. У многих из них  очень большие пробелы в знаниях по всем предметам, в связи с отсутствием системности в обучении.  Техника чтения не соответствует возрастному уровню. Они плохо запоминают текст, поэтому не могут пересказывать, выделять главное, анализировать, делать выводы и обобщать.

         Я  провожу срез знаний вновь прибывших учащихся. Проверка контрольных диктантов и тестов показывает, что уровень знаний, умений и навыков школьников на очень низком уровне, от 1 до 2,3 балла, что не соответствует их оценкам при поступлении в наше образовательное учреждение.

          Проводить эксперименты и внедрять передовой  педагогический опыт в нашей школе в полном объеме не представляется возможным в связи с тем, что срок  пребывания учащихся ограничен мерой наказания суда за правонарушения от 0,5 года до 3 лет, причем школьники поступают в школу в течение всего учебного года. Проследить за уровнем обученности, качеством знаний и сделать выводы порой очень сложно, так как уровень знаний вновь прибывших учащихся снижает общий показатель.

        Первый год пребывания в школе закрытого типа чаще всего адаптационный для школьников. Они постепенно вливаются в новый коллектив, живут по режиму, медленно включаются в учебный процесс. Такие учащиеся не могут дать положительную динамику по какому-либо школьному предмету. На втором году повышается мотивация к обучению, повышается скорость чтения, учащиеся начинают запоминать прочитанное и  пересказывать. На третьем году школьники устраняют большую часть пробелов в знаниях. Умеют самостоятельно работать, искать информацию, готовить сообщение или реферат. Словарный запас пополняется, монологическая речь развивается. Все достижения учащихся в учебной и внеурочной деятельности непосредственно зависят от их личного участия и желания и постоянного контроля со стороны педагога.

         При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний учащихся можно повысить только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Учащиеся не умеют применять заученные правила на практике. Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:

- неумение учащихся анализировать прочитанное, выделять главное;

- для успешного выполнения задания учащимся следует осуществлять цепочку мыслительных действий, но навыки осуществления таких действий у школьников отсутствуют;

- для ответа на вопрос учащийся должен обладать умением анализировать, обобщать.

         Передо мной на первое место встала задача – привить учащимся вкус к чтению, повысить технику чтения, пробудить их любознательность, интерес к родному языку и литературе, развить умение творчески подходить к решению поставленных проблем. Для этого большое внимание уделено внеклассной работе. Во внеурочное время с учащимися проводятся игры, викторины, турниры. Для устранения пробелов в знаниях проводятся дополнительные индивидуальные занятия по русскому языку.

       1.2. Актуальность проблемы

      Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений  только на формирование знаний,  умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.

      Согласно ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо также более широко применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа информации, перейти от традиционной парадигмы  - ученик  ученик - учитель.

      Русский язык призван обеспечивать единство и взаимосвязь языка и культуры личности. Усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к культурным богатствам, осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в различных ситуациях.                                

  Цель литературного образования  -  приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника.  

      1. Все более усложняющаяся программа, насыщенные, большие по объему школьные курсы русского языка и литературы и вместе с тем уменьшение количества  часов на их изучение в старших классах.

2. Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.

 Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей- новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу.

         Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.

          Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.

  Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по русскому языку и литературе с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий  оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения  филологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.

            1.3. Сущность опыта

  Одна из важнейших задач развивающего обучения  -  активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить  желание  в учащихся проявлять творческую инициативу.

  Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

 Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот  почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.    

         Полученные знания, умения, навыки постоянно актуализируются и контролируются на последующих уроках литературы. Опыт показывает, что систематизация обучения, технологический подход способствует достижению хороших результатов. Прочные умения и навыки устного и письменного высказывания помогают учащимся лучше усваивать содержание предмета, повышают интерес к литературе и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания и умения, применимые в других видах учебной или иной деятельности человека.

         Таким образом, кейс-технологии дают возможность повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, активизировать познавательную самостоятельность, повышать качество обучения, выйти на новый уровень знаний и создавать условия для реализации творческих способностей учащихся.

Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.

На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих логических приемов:

- Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика нестандартный ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания.

- Сравнение. Изучение  языковых закономерностей невозможно без сравнений  явлений, процессов.

- Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.

- Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.

Важное внимание в процессе развития творческих способностей должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.

Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.

Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

К сожалению, наши уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер. Сочинение запрограммировано на определенный ответ. В таких работах просто не остается места для изложения своих переживаний, суждений. А ведь только в таких условиях происходит формирование личности. Разбудить в учащихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.

Я предлагаю детям следующие творческие работы: «Рассказ старого учебника», «В стране сказочного языка», «Путешествия частей речи». Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. При этом я использую работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга.

На уроках русского языка уделяю внимание решению учебных творческих задач, формирующих познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Такие задачи не имеют однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у школьников. Задания носят как индивидуальный, так и групповой характер.

В построении таких задач соблюдается принцип постепенно поступающей информации по алгоритму: заголовок, текст, решение, рефлексия.

Сначала учащиеся читают название задачи. Оно вызывает вопросы: О чем она? О каких словах речь? Строя предположения, учащиеся осуществляют первую ступень самостоятельной мыслительной деятельности – предполагать, фантазировать на заданную тему. Этот прием используется в тех задачах, которые не указывают на прямую догадку.

Рассмотрим для примера  задачу (Приложение  2)

«Зачем огород городить?)

Вопросы учителя и  ответы учащихся:

- Что узнали? (Как в Древней Руси защищались от врагов. Люди жили поселениями и строили ограды для защиты. На Русь нападали враги.)

- Найдите опорные слова. (Защищаться, огораживать)

- Можно ли, опираясь на данные слова, ответить на вопрос-заголовок? (Да.)

- Встречались ли вы с этой информацией раньше? (Да, на уроках литературы: в былинах, сказках, рассказах. На уроках истории. В фильмах.)

- Приходилось ли вам видеть ограды и где? (Ограды садов, парков, огородов, учреждений.)

- Как еще защищали свое поселение древние люди? (Строили стены, валы, делали глубокие рвы.)

- А для чего сейчас «огораживаться»? (Чтобы определить территорию, свой участок земли.)

       

         На уроках литературы учащимся нравится  придумывать свои завершения произведений. Например, при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», ученикам 8 класса предлагаю ответить на вопрос: «А что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?».

          Мысленный эксперимент, игровые методы, метод описания, классификации использую при разборе  темы «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Учащиеся  развивают способность работать с информацией, проводят  анализ, «вживаются» в образ (Приложение  3).

         При изучении повести И.С. Тургенева «Ася» учащиеся оценивают поведение Н.Н., выясняют причины жизненной драмы героев, предполагают свою собственную позицию в подобной ситуации.

         Пишут сочинение-рассуждение «В чем смысл жизни?» по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Размышляют при изучении рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки. Находят способы выражения авторской позиции, пишут сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».

          Такая работа заставляет самостоятельно мыслить, разбирать ситуацию.

          Методы познания применяю на обобщающих уроках, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Провожу их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

 Таким образом, рациональное сочетание приемов и методов кейс-технологий способствует формированию творческой способности  учащихся, практических умений и навыков.

1.4. Длительность работы над опытом.

Различные формы развития творческих способностей учащихся я пыталась использовать  на протяжении всей своей педагогической деятельности. С каждым годом численность вновь прибывших учащихся в нашей школе уменьшается. У  школьников потерян интерес не только к отдельным учебным предметам, но и к учению вообще. Поэтому последние три года для качественного отношения учащихся к предмету я стала использовать кейс-метод.

         1.5. Диапазон опыта

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения  на словесные, наглядные, практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

На своих  уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.

 1.6. Теоретическая база опыта.

  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ  ПОВЕДЕНИЕМ.

Классик педагогики Я. Коменский сформулировал важный принцип природосообразительности, что ребенка нужно обучать и воспитывать на основе знания особенностей его человеческой природы.

Жан Жак Руссо на первое место поставил природный фактор детской души. Он считал, что основные трудности психологического развития ребенка и пагубные отклонения в его поведении вызваны непониманием взрослыми возрастных своеобразий детского ума, чувств и желаний.

А. Адлер, один из ближайших учеников З. Фрейда, является основоположником социально психологического подхода к исследованию психики ребенка. Он первый из классиков психологии ХХ в. начал фундаментальное изучение проблемы трудных детей А. Адлер считал, что «не слепые инстинкты, а чувство общности с другими людьми – основная сила, определяющая жизнь и поведение человека. Если чувство общности у ребенка слабо развито, очень рано начинают формироваться невротические комплексы, отклонения в развитии личности и поведении».

Знаменитый создатель эпигенетической теории Эрик Эриксон сочетал исследование глубинных индивидуальных структур личности с изучением социального влияния на человека. Эриксон писал в своих работах, что он сосредоточивался на психиатрическом содержании девиантного поведения.

Изучению агрессивных, тревожных и других трудных детей посвятила свои работы Мелани Клейн.

В первые годы советской власти советскими учеными был проявлен большой интерес к детской преступности. В работах, посвященных трудным подросткам, обращалось внимание на особенности эмоционально-потребностной сферы личности, ценностные ориентации, особенности самоутверждения подростков.

Одним из первых исследователей был П.П. Бельский, получивший эмоционально-потребностную сферу несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. Однако его теоретические позиции были недостаточно отчетливы. Он придерживался теории Л.И. Петражицкого, но многое брал и от З. Фрейда, К. Левина, Ч. Ломброзо.

Несмотря на это, он внес важный вклад в исследование эмоционально-потребностной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.

А.С. Макаренко, педагог-исследователь, не только на практике показал возможность коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей и малолетних преступников, но и теоретически обосновал необходимость решения проблем трудновоспитуемости, переоценки ценностей, развития потребностно-мотивационной сферы личности.

Л.С. Выготский поднимает одну из важных проблем в психологии – воспитание личности – связь сознания с аффективно-потребностной сферой.

Более глубокое проникновение в мотивационно-потребностную сферу несовершеннолетних правонарушителей мы встречаем в исследованиях Г.Г. Бочкаревой. На основе исследований она показывает, что в мотивационной сфере правонарушителей доминирующими оказываются низкие мотивы, которыми высшие – нравственные – в силу их слабости  не могут противостоять.

Г.Н. Жаворонков исследовал проблему аффекта неадекватности. Он делает вывод, что «изменение способов удовлетворения основных потребностей и качественная их перестройка является важным фактором в перевоспитании подростков».

Таким образом, мировая психология старается синтезировать, а не противопоставлять в едином процессе психического развития факторы духовного и телесного, природного и социального. Наиболее важной является проблема духовного развития людей, в наибольшей степени способная привести к сокращению случаев девиантного поведения. К числу последних, значимых исследований следует отнести работы по межполушарной асимметрии, позволяющие глубже понять сущность процесса психического развития человека и особенности различных видов отклоняющего поведения.

Трудности в поведении подростков объясняются сочетанием результатов не правильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательные влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Оказавшись за школьной партой, ребенок удовольствия от занятий не получает, оценка учителя часто бывает отрицательной, от родителей ни заинтересованности, ни поддержки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобные развитие событий становится негативное отношение к учебной ситуации, уходы из класса, прогулы, конфликты с учителями, агрессивное отношение к другим детям.

Пробелы в знаниях нарастают, учащиеся остаются на повторный год обучения. Некоторые по 2-3 раза в разных классах или в том же. Оставшись с самим собой, дети становятся на путь правонарушений: бродяжничают, воруют, издеваются над слабыми, животными, идут на убийства. Последствие – наказание в стенах школы закрытого типа.

 Трудности школьника часто бывают обусловлены неразвитостью не только мотивации, но и познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Подростки не могут учиться либо из-за общего низкого уровня умственного развития, либо из-за непреодолимых недостатков отдельных познавательных психических процессов.

Такие дети отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителям с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителей, часто отвлекаются.

Отстаивание в учении лишает их радости познания, им скучно на уроках, они не испытывают в учебе, им тягостно заниматься, они с неохотой идут в школу, многие прогуливают, совершают правонарушения, идут на преступления.

В познавательном плане для таких учеников характерно:

  1. наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;
  2. наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика на столько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний учебных умений и навыков;
  3. недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию, необходимые для успешного учения.

Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных подростков являются увеличение числа ошибок при выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью, снижение интереса к школьным предметам, неблагополучие в межличностных отношениях.

   Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их  познавательности, состояния эмоционально-волевой   сферы.

Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющейся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету и школе.

 На сегодняшний день количество источников о девиантном поведении увеличилось. В ней широко описаны особенности психики детей, разработана коррекция поведения и воспитания, даются рекомендации по данной проблеме.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

           Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Происхождение термина, по одной версии - от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой – от латинского casus (сложный, запутанный случай).

          Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и дает свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.

           Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

         
          Методика работы с кейсом состоит из нескольких этапов:

 1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

  2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся на данном этапе работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

             Современное обучение должно быть гуманным и индивидуализированным. Уроки русского языка и литературы должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения. Сама жизнь ставит перед нами цель: научить детей владеть языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях. Поэтому работа в парах постоянного или сменного состава как нельзя лучше помогает учителю достичь наибольших результатов в решении этой проблемы.

Задачи  обучения.

  • Устранить пробелы в знаниях.
  • Научить мыслить логично, творчески.
  • Сделать учебный материал более доступным и убедительным для учащихся.
  • Развивать и воспитывать личностные качества (самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию), необходимые для успешного учения.
  • Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

 Проанализировав возможности школьников, я пришла к выводу, что использование кейс-метода в развитии творческих способностей учащихся в процессе обучения будет более эффективным при условии, если:

  • процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы как:
  1. Мотивация деятельности обучающихся по развитию творческих способностей.
  2. Копирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач).
  3. Репродуктивно-творческий этап (перенос (пока с помощью учителя) известного приема в новую учебную ситуацию).
  4. Конструктивно-творческий этап (сочетание преобразующей деятельности с творческой).
  • процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; активизации творческой деятельности воспитанников и педагогики сотрудничества;
  • структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности учащихся через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство со-развития учителя и учащегося);
  • кейс-технологии обучения («Мозговая атака»,  ролевые и деловые игры, системный анализ, метод классификации, мысленный эксперимент) будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур. 

         1.7. Трудоемкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в ограничении доступности применения компьютерных технологий, ограниченность в обеспеченности кабинета оборудованием  и наглядными пособиями. 

Кабинет оборудовала наглядными пособиями сама в 2012-2013 учебном году. Мультимедийный проектор был установлен к 1 сентября 2013 года. Свободного доступа к интернету для учащихся и учителя в школе нет. Поэтому школьники не могут участвовать в  дистанционных конкурсах и олимпиадах. Из-за ограниченных знаний воспитанников выезд на областные и районные олимпиады  не представляется возможным.                      

  Доступность опыта проявляется в том, что при изучении русского языка и литературы есть возможность предлагать учащимся дифференцированные задания на уроках, используя нетрадиционную форму их проведения,  дать возможность для творческого самовыражения ученику, как на уроках, так и во внеурочное время.

Перед началом работы над опытом у учащихся были исследованы:

1. Познавательные интересы

- интерес к литературе проявили 10% учащихся;

- 90% учащихся не любят читать.

- 5% учащихся нравится русский язык.

2..Другие индивидуальные особенности учащихся:

- уровень обученности (усвоенные знания и приобретенные умения);

- учебные умения (приемы умственной деятельности);

- состояние здоровья.

        Эти исследования помогают мне в создании более эффективных условий для реализации педагогического опыта.

         

         1.8. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов обучения.  

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 Учебно-воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся. Одна из задач учителя, опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес к учебной деятельности.

Для реализации этих задач я использую разнообразные проблемные и игровые задания. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, элементы мозгового штурма. Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр.  Преимущество игр в том, что в них активно может принять участие весь класс.

Учащиеся лучше запоминают текст произведений, если в качестве закрепления я провожу тест или викторину.

 Обобщение - один из логических приемов, которые имеют определяющие значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательства и обоснований.

        На уроках русского языка и литературы как можно чаще должна звучать живая речь учеников. Обучение школьников различным видам речевой деятельности требует следующих приёмов:

- умение раскрыть тему и основную мысль текста;

- умение выписывать, составлять план;

- умение строить высказывание в определённой композиционной форме;

- умение совершенствовать написанное.

      Для решения этой проблемы составляю творческие задания для учащихся: создать текст на лингвистическую тему, подготовить в паре диалог на заданную тему, сочинить сказку, сделать комплексный анализ текста и написать свою миниатюру по теме данного текста, написать сочинение определённого типа или соединить в тексте несколько типов речи.

      Для стимулирования самостоятельной речевой деятельности учащихся обращаюсь к следующим видам работы: постановка вопросов к прослушанному или прочитанному тексту, озаглавливание текста, определение основной мысли, выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; пересказ эпизодов, относящихся к характеристике какого-либо лица; выражение своего отношения к прослушанному, оценка поступков героя, завершение незаконченного рассказа.

Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.

Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся. Используя кейс-метод, совместно с учителем истории  разработали и провели внеклассное мероприятие в рамках недели гуманитарного цикла – «За семью печатями».

Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приводит к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов кейс-технологий способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться главного: повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.                                                                           

Результаты  выглядят следующим образом:

За последние годы успеваемость и качество знаний по предмету составили:

 

Предмет

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Русский язык

100%   -   13,6%

100%  -  11,7%

100%  - 14,2%

Литература

100%   -   36,3%

100%  -  52,9%

100%  - 14,2%

Показатели качества знаний колеблются, так как в конце 2011-2012 учебного года из школы выбыло большое количество учащихся. В новом 2012- 2013 учебном году в школу поступили учащиеся с низкими знаниями. За один учебный год их уровень качества знаний невозможно повысить, так как ЗУНы учащихся на очень низком уровне. Они только-только включаются в учебный процесс.

Качественные результаты итоговой аттестации по русскому языку

Изложение с элементами сочинения

Учебный год

2010 – 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

Средний балл

3,1

3,1

3,2

  Для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы  формирую устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы. Ученики участвуют как в предметных неделях, так и внеурочных конкурсах.

Проведение внеурочных мероприятий по предмету

2011 – 2012 учебный год

п/п

название

форма

классы

кол-во участников

результат

1. январь

«Люби и знай родной язык»

игра

7-8

4

 Лучшие знания показал

Пименов М.

2.январь

«Занимательная грамматика»

конкурс

8

4

  Лучший результат показал Пименов М., Матвейчев В.

3.февраль

«Литературная викторина»

викторина

8-9

5

Лучше всех оказался Пименов М., Кирин С.

4.февраль

«Конкурс пословиц и поговорок»

 

конкурс

8

4

Работа в коллективе сплотила ребят.

5. март

«Турнир грамотеев»

игра

8-9

4

Лучшие результаты показал Пименов М., Кирин С.,

 Павлов А.

6. апрель

«Литературная викторина»

викторина

5,9б

5

Учащиеся показали хорошие знания по сказкам, былинам, изученным произведениям.

7. май

«Клуб эрудитов»

Интеллектуальная игра

8-9

4

Эрудитом  русского языка стал Давиденко П. Неплохие рез-ты показали Кирин С. и Шарафутдинов В.  

Проведение внеурочных мероприятий в рамках предметной недели

2011 – 2012 учебный год

п/п

название

форма

классы

кол-во участников

результат

1. апрель

«За семью печатями»

интеллектуальная игра

     

4-10

5

Лучший игрок-

Кирин С.

2.апрель

«Эрудит»

игра

9

5

Призовое место – Тен В.

3. апрель

«Далевский конкурс»

конкурс пословиц и поговорок

8

8

Все учащиеся класса приняли активное участие

4. апрель

«Конкурс знатоков русского языка»

конкурс

5-10

6

1 место – Косатенко В.

2 место – Рзянин В.

3 место – Гузеев А.

 

2012 – 2013 учебный год

п/п

название

форма

классы

кол-во участников

результат

1. ноябрь

«Поле чудес в Литературной стране»

игра

     

4-10

 

9

Суперфиналистом стал Чулков Денис

2.ноябрь

«Умники»

интеллектуальная игра

9-10

3

учащиеся 4-6 классов готовили сценки для участников

Призовое место занял Шарафутдинов В.

3. ноябрь

«Лишь слову жизнь дана»

марафон

4-10

вся школа

Первое место занял 10 класс, 2 – 4-7 классы, 3 –8-9 классы

4. ноябрь

Конкурс газет «Жизнь замечательных людей»

конкурс

4-10

вся школа

Все классы награждены призами

2013 – 2014 учебный год

п/п

название

форма

классы

кол-во участников

результат

1. ноябрь

 «Литературный поединок»

игра

     

5-9

вся школа

1 место –  7-9 классы

2 место – 5-6 классы

2.ноябрь

«Литературная игра»

 игра

6-9

5

1 место – Давиденко П.

2 место – Медведев С.

3 место – Шангин В.

3. ноябрь

«Конкурс рисунков »

конкурс

5-8

6

Все участники награждены призами

Победители конкурсов и активные участники предметной недели награждены грамотами и призами.

           Данная работа по обобщению опыта способствовала совершенствованию методической работы, обеспечению учебно-воспитательного процесса, повысила мое личностное профессиональное развитие. За публикацию разработки урока на тему «Сложные предложения с разными видами связи» я получила сертификат. Данная работа в ноябре 2013 года прошла экспертную оценку и получила положительное заключение экспертной комиссии СМИ http: //www.proshkolu.info. За публикацию внеклассного мероприятия по теме «Литературная игра» получила свидетельство. Адрес публикации: http: //worldteacher.ru/2482-986.html

  Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок и внеклассную работу помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что по запросам времени государству нужны  образованные и коммуникабельные люди.

Выводы

         Практическая задача развития творческих способностей учащихся в моем педагогическом опыте реализовывалась через использование и систематизацию различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы На основе анализа и обобщения моего  опыта и изучения литературы можно сделать следующие выводы:

  1. В процессе работы необходимо учитывать уровень ЗУНов учащихся;
  2. Эффективность работы обеспечивают разнообразие методических форм и приемов работы.
  3. Правильное высказывание повышает у учащихся веру в себя, развивает творческое воображение.

       

          Так как я самостоятельно, без методической помощи работала над обобщением собственного опыта  по теме «Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство формирования творческих способностей учащихся с девиантным поведением», считаю, что опыт не до конца  систематизирован. Я не остановлюсь на достигнутом,  продолжу работу по совершенствованию  методов и форм работы как урочной, так и внеурочной деятельности.  

          Материал опыта можно рекомендовать для ознакомления и внедрения в свою практику как педагогам, работающим с девиантными детьми, так и учителям общеобразовательных школ. Многие учителя нашей школы  вводят в свою практику элементы кейс-метода, что продуктивно сказывается на познавательной активности учащихся и повышении мотивации к обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы от 22 ноября 2012 г.

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Учебники, монографии, брошюры

3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. – (Коррекционная педагогика).

4. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.  

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Учитель, 2007.

8. Смирнова Т.Т. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н /Д.: «Феникс», 2004. –103 с.

9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 508 с.

10. Селевко Г.К. ., Современные образовательные технологии, - М:, 1989. – 193 с.

11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

12. Цветкова Р.И. Психология трудного подростка: Учебное пособие / Хабаровский госуд. пединститут. – Хабаровск, 1990. – 78 с.

13. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогических инноваций / И.Р.Юсуфбекова. - М.,   2001. - 91 с.

14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская: М., 1996. – 95 с.

 

Периодические издания

15.  Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

16. Бегашева Н.И. Психолог в специальной школе для подростков с отклоняющимся и криминальным поведением // Журнал практического психолога, - 1999. - № 12. - С. 18-31.

17. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. - №1.- С. 16-19.

Электронные ресурсы

18. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/

(дата обращения: 10.10.2012)

19. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12 (дата обращения: 23.11.2012)

20. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/ (дата обращения: 30.12.2012)

.

 

 

Приложение 1.

Диагностика учебной мотивации

Таблица 1

Диагностика учебной мотивации учащихся

Инструкция.  Оцени, насколько верны для тебя следующие высказывания. Для этого обведи кружком нужный балл:

0 баллов – неверно;

1 балл – частично верно;

2 балла – в целом верно

3 балла – абсолютно верно.

№ п/п

Вопросы

Баллы

0

1

2

3

1.

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

0

1

2

3

2.

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире

0

1

2

3

3.

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться

0

1

2

3

4.

Для меня важно получить хорошую оценку

0

1

2

3

5.

Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция

0

1

2

3

6.

Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку

0

1

2

3

7.

Если ты учащийся, то обязан хорошо учиться

0

1

2

3

8.

Я проявляю интерес только к отдельным предметам

0

1

2

3

9.

Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников

0

1

2

3

10.

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться

0

1

2

3

11.

Приходиться учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей

0

1

2

3

12.

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решаю трудную задачу, хорошо выучиваю правило и т.д.

0

1

2

3

13.

Хочу знать, как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком

0

1

2

3

14.

Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе жизни

0

1

2

3

15.

 На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы

0

1

2

3

16.

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде)

0

1

2

3

17.

Мне нравятся такие формы урока, как игра, конференция, викторина, диспут, презентация и т.д.

0

1

2

3

18.

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи

0

1

2

3

19.

 Много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

0

1

2

3

20.

Учеба в моем возрасте – самое главное дело

0

1

2

3

Таблица 2

Ключ к анализу компонентов учебной мотивации

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2,8,15

Коммуникативные

3,9,16,17

Эмоциональные

1,10,21

Саморазвития

6,13,19

Позиция учащегося

7,14,20

Достижения

5,12

Внешние (поощрения, наказания)

4,11,18

Результаты диагностики:

 Результаты исследований свидетельствуют о том, что познавательные интересы учащихся находятся на низком уровне 10%, коммуникативные – 23%. Интересна для учащихся организация работы на уроке в режиме «сотрудничества». Также немаловажную роль играет эмоциональный мотив (учитель должен нравиться, обстановка на уроке – доброжелательная, излишняя строгость мешает в обучении) – 30%, мотив саморазвития – низок 12%. Позиция учащегося – большинство ответили, что учиться действительно необходимо – 30%, собственные достижения повышают самооценку – 45%, но при этом совсем неважно получать хорошие оценки, главное – поощрения педагога и родителей.

В итоге уровень мотивации учебной деятельности учащихся за три года обучения в школе закрытого типа составил 45 % .

Приложение 2.

Творческая задача

Творческая задача по русскому языку

Зачем огород городить?

         В Древней Руси, чтобы защититься от врагов, поселения огораживали стеной из бревен.

         Реши: какие слова произошли от слова огородить, если их значения:

1) крупный населенный пункт

2) участок земли для выращивания овощей

Подумай, как можно объяснить правописание безударных гласных в этих словах.

Приложение 3.

Конспект урока

Конспект урока по литературе по теме "Образ Пугачева в романе

А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Цели. 

  • Обобщение и систематизация материала;
  •  Показать глубину и обаяние личности Пугачева;  
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

Оборудование: иллюстрация к повести «Капитанская дочка». Альбом «А.С. Пушкин», 8 класс.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы разберем образ Пугачева. Это сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ.

Образ Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.

III. Беседа.

- Когда и как появляется Пугачев на страницах повести?

(Во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели»  образ главного героя появляется впервые. Читатель еще не знает, что этот «дорожный», «бродяга» (так называет его рассказчик) будет «осаждать крепости и потрясать государством». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя).

- Давайте найдем описание «вожатого» во второй главе.

(учащиеся находят и зачитывают описание)

- А когда возникает тема народных волнений?

 (Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных волнений: в разговоре прохожего с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления и только что усмиренного бунта Казачьего Яицкого войска. Во сне Гринева мужик с черной бородой является ему каким-то благодетелем, но он же окружен кровью и мертвыми телами, несет в себе что-то страшное).

- В каких главах еще говорится о Пугачеве?

(В главе VI о Пугачеве говорится в письме генерала коменданту Белогорской крепости. Здесь Пугачев в обычном восприятии его людьми  правительственного лагеря:  беглый казак и злодей, «самозванец».

 В главе  VII - «Приступ» – мы видим уже предводителя народного восстания – учащиеся зачитывают описание).

- Обратимся к сцене своеобразного «военного совета», на котором присутствует Гринев (гл. VIII). Прочтем отрывок: «Необыкновенная картина мне представилась…», кончая абзацем о том, какое действие на рассказчика произвела народная разбойничья песня, пропетая Пугачевым и его товарищами.

( Чтение сцены)

- А теперь разберем разговор Пугачева и Гринева.

(Обращаем внимание на  портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение с окружающими его казаками и Гриневым, отмечаем и тон рассказчика.

 В конце сцены Пугачев соглашается отпустить Гринева «на все четыре стороны». «Так и быть… казнить так казнить, миловать так миловать». В этом и доброта его, и стремление отблагодарить, широта, размах души. «Вожатый» вывел Гринева к постоялому двору во время бурана. Гринев подвез прохожего к ночлегу. Гринев сверх того угостил его вином и подарил тулуп. Пугачев все еще помнит его. Теперь он расквитался с Гриневым в личных отношениях полностью. Он великодушно отпускает Гринева, не задумываясь, что перед ним человек враждебного лагеря).

- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в XI главе?

(Он отмечает ту же простоту, душевность. Конечно, Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост, искренен и говорит правду).

- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и скорая страшная гибель не минуема?

         а) Когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его

           сподвижники - «люди, обреченные виселицы, поют о виселице»;

           б) Когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;

           в) Когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.

- С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?

( До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит силы, чтобы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг. Петра Гринева узнал «в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Гринев испытывал боль за Пугачева, желая спасти его. «Емеля, Емеля! – думал он с досадой,  - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь…», «Мысль о нем  неразлучно была во мне мыслю о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни…».

Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву. Таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыслом, содержанием, а повесть – глубиной содержания).

IV. Игровая ситуация

- Представьте себе, что вы Екатерина II. Попробуйте «вжиться» в образ императрицы.

- Какие действия вы бы предприняли для устранения русского бунта, как наказали бы виновников?

- А теперь представьте себе, что вы Пугачев. Ваши действия?

 

V. Выводы по теме урока.

(Пугачев в романе Пушкина вызывает сочувствие. Автор поэтизирует его народные черты, его образный язык. И при этом писатель ничуть не приукрашивает Пугачева. Характер дан диалектически: Пугачев бывает жесток, но чаще – добр; он бывает хвастлив, но чаще прост, незаносчив, но наряду с этим – заботливо осматривает взятые крепости, отдает разумные приказания, руководит движением. А главное в нем – это воля к борьбе с ненавистным политическим строем. И поскольку в романе именно Пугачеву отведено самое большое внимание, мы можем сказать, что образ Пугачева – композиционный центр романа.

В целом – образ Пугачева вызывает симпатию читателя).

 

Домашнее задание:

составить план к теме «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Приложение 4

Тест по литературе

Тест по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

1. Городничего уездного города N звали:

    а) Лука Лукич Хлопов;

    б) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин;

    в) свой вариант

2. Лжеревизор Хлестаков был одет:

    а) в чиновничий мундир;

    б) по петербургской моде;

    в) в сюртук.

3. За что был зол Городничий на купца Абдулина?

    а) за недостаточную взятку;

    б) за жалобу;

    в) просто так.

4. Христиан Иванович Гибнер был:

     а) смотрителем богоугодных заведений;

     б) уездным лекарем;

     в) судьей.

5. Хлестаков, принятый за ревизора, посетил сначала:

     а) богоугодное заведение;

     б) тюрьмы и острог;

     в) городской суд.

6. Хвастаясь, Хлестаков приписывает себе псевдоним:

     а) Загоскина;

     б) Брамбеуса;

     в) Милославского.

7. Как выманивал деньги Хлестаков у городских чиновников?

     а) требовал;

     б) просил взаймы;

     в) свой вариант.

8. Где происходит объяснение в любви Хлестакова с женой и дочерью городничего?

      а) в каретном сарае;

      б) в доме;

      в) в гостинице.

9. Унтер-офицерская жена была выпорота:

     а) за пьяную драку;

     б) за измену мужу;

     в) по ошибке.

10. Каким образом раскрылся обман Хлестакова?

      а) Хлестаков проболтался;

      б) из письма Хлестакова;

      в)  свой вариант.

Приложение 5

Внеклассное мероприятие

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА»

Цели: развитие познавательной и творческой активности школьников.

Задачи:

1) повысить интерес к изучению литературы и чтению книг;

2) вовлечь учащихся в творческую деятельность

ХОД ИГРЫ

СЛАЙД 1

Игра начинается с просмотра мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый».

Ведущий. Этими строчками А.С. Пушкина мы начнем литературную игру.

Мне нужно 5 участников. Для этого необходимо набрать 3 балла во время отборочного тура.

Отборочный тур.

1. Как обычно заканчиваются сказки?

2. Назовите русского баснописца.

3. Как звали няню Пушкина?

4. Автор поэмы «Мороз, Красный нос».

5. В кого превратился андерсеновский гадкий утенок?

6. Кто напал на сказочную Муху-Цокотуху?

7. Кто дал царевне отравленное яблоко?

8. Чем занимались семь богатырей?

9. Жилище старика со старухою.

10. Как прозвали Василису?

11. Князь-богатырь из поэмы Пушкина, спасший от злых сил свою невесту Людмилу.

12. Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве?

13. Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?

14. Мастер, подковавший блоху.

15. Близкий друг Винни-Пуха.

16. На каком музыкальном инструменте играл былинный Садко?

17. Любимица семи гномов.

18. Сказочный персонаж, исполняющий желания.

19. Птица, которую спасла Дюймовочка.

20. Русский поэт, автор стихотворения «Белеет парус одинокий».

Ведущий. Итак, у нас 5 участников. Занимайте свои места.  Послушайте условия игры. Все 5 участников  проходят 3 конкурса, по итогам которого игрок, набравший меньше баллов, выбывает.  В последующих 3 конкурсах участвуют 4 игрока, выбывает тот, кто наберет меньше баллов. Последние 2 конкурса определят победителя (по итогам всех конкурсов). Представляем членов жюри…

 Мы начинаем игру.

СЛАЙД 2

1 конкурс-разминка «Имена»

Конкурс проводится по принципу игры «Города». Ведущий называет имя любого литературного персонажа из какого-нибудь произведения, например, Тарас (Бульба, «Тарас Бульба»). Пояснять обязательно. Затем продолжают игроки. Они должны назвать имя, начинающееся последней буквой предыдущего имени. Засчитываются только полные ответы, т.е. нужно указать не только имя, но и произведение, и автора.

        

СЛАЙД 3

2 конкурс «Заглавие»

В течение 3 минут игрокам необходимо как можно больше записать художественных произведений, в названии которых содержатся имена числительные (раздаются листочки игрокам).

        

СЛАЙД 4

3 конкурс «Кто я?»

Участникам зачитывается по частям словесный портрет литературного героя, которого они должны отгадать. (Словесный портрет записан на экране). Дается три попытки. С каждой попыткой баллы снижаются. Игроки записывают ответ на листочках. Затем проверяются ответы и подсчитываются баллы.

СЛАЙД 5

Словесный портрет 1:

«Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец.  Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хота обозначало «святой». (5 баллов)

СЛАЙД 6

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города» (3 балла)

СЛАЙД 7

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

СЛАЙД 8

Ответ: Вещий Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина)

СЛАЙД 9

 Словесный портрет 2:

«Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)

СЛАЙД 10

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)

СЛАЙД 11

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

СЛАЙД 12

Ответ: Илья Муромец.

Ведущий. Слово предоставляется жюри…

По итогам трех конкурсов выбывает…

СЛАЙД 13

4 конкурс «Угадай-ка»

Каждый игрок загадывает литературного героя из какого-либо произведения. Выходит и пантомимическими средствами изображает этого героя  другим участникам. Оценивается правильность ответа и артистичность.

СЛАЙД 14

5 конкурс «Эстрада»

Участники соревнуются в знании стихотворений. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. Стихотворение оценивается по пятибалльной системе.

СЛАЙД 15

6 конкурс «Галерея»

СЛАЙД 16

На экране изображены портреты писателей и поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П.Чехов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Фет, И.С.Тургенев) Все портреты пронумерованы. Игроки получают подсказку с фамилиями, именами, отчествами  писателей и поэтов. Задача заключается в том, чтобы правильно подписать портреты. На выполнение дается 3 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

 

Ведущий. Слово предоставляется жюри…

По итогам 6 конкурсов из игры выбывает…

У нас остается 3 игрока. Последние конкурсы определят победителя.

        

СЛАЙД 17

7 конкурс «Библиотека»

СЛАЙД 18

На экране вы видите список произведений. Необходимо правильно подписать автора. (Список авторов раздается участникам). Время на выполнение 3 минуты.

СЛАЙД 19

8 конкурс «У Лукоморья дуб зеленый»

Нашу игру мы начинали с просмотра мультфильма. Игрокам нужно вспомнить отрывок, найти и исправить ошибки в тексте. Каждая исправленная ошибка оценивается 1 баллом.

СЛАЙДЫ 20, 21

Подведение итогов игры.

Ведущий. Слово предоставляется жюри…

Награждение победителей.

СЛАЙД 22          

                                   ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Приложение 6

Литературный ринг

Литературный ринг по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. 7 класс

1. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов

Иван Сергеевич                                             Пушкин

Николай Васильевич                                    Салтыков-Щедрин

Николай Алексеевич                                    Лермонтов

Михаил Евграфович                                     Гоголь

Александр Сергеевич                                  Ломоносов

Алексей Константинович                            Тургенев

Михаил Юрьевич                                         Некрасов

Михаил Васильевич                                     Толстой
 
2. Соотнесите название произведения с его автором

«Бирюк»                                                        Некрасов

«Дикий помещик»                                       Тургенев

«Русские женщины»                                    Гоголь

«Василий Шибанов»                                   Салтыков-Щедрин

«Повесть о том…»                                      Толстой

«Тарас Бульба»

«Русский язык»

3. Назовите литературоведческие термины, которые изучались во 2-ой четверти.


4. Кто это?

1). Писатель-сатирик

2). Главная тема творчества – тема обездоленного народа

3). Автор стихотворений в прозе

4). Создал образ женщины-декабристки

5). Автор баллад об эпохе Ивана Грозного

6). Использовал в своих произведениях гротеск

7). Создал « поэму о любви к родине»


5. Назовите героя.

  1. «Набрал ……………. пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки»
  2. «Меньшой брат его, ………………., имел чувства несколько живее как-то более развитые»
  3. «Ужасна будет, знаю я,

           Жизнь мужа моего………………..   »


    4) «...И твердо жду смерти желанной!»

         Так умер…………., стремянный».


    5) «Когда очнулся………………… от удара и глянул на Днестр, уже

         козаки   были на челнах и гребли веслами».

6. Где и когда родился Н.В. Гоголь?

7. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в начало повести «Тарас Бульба» описание Запорожской Сечи?

а) для создания в повести национального колорита

б) показать истоки героизма Тараса и Остапа

в) посмеяться над запорожцами

8. Кто из сыновей Тараса влюбился в паночку?

9. Какая смерть постигла сыновей Тараса Бульбы?

10. Как погиб сам Тарас?

11. Докажите, что Тарас Бульба – народный герой (2-3 предложения).

12. Назовите родовое поместье И.С. Тургенева.


13. В какой сборник входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»?

14. Что обозначает слово «бирюк»?

15. Почему Бирюк все же отпустил крестьянина?

16.  Каковы условия жизни Бирюка?

17. Какие стихотворения в прозе написал И.С. Тургенев?

18. Каким показывает народ в своих стихотворениях поэт

 Н. А. Некрасов?

19. Что послужило поводом к написанию стихотворения «Размышления у парадного подъезда»?

20. Как родился замысел этого стихотворения?

21. Какие поэмы Некрасова посвящены декабристам?

22. Назовите героев поэмы «Русские женщины».

23. Что высмеивал в своих сказках Салтыков – Щедрин?

24. Назовите элементы русской сказки в «Повести…» Салтыкова-Щедрина.

25. Какие слова величают генералы, чтобы усыпить бдительность мужика?

26. Какие литературные приемы использует писатель в «Повести…»?

27. Назовите фамилию «русского помещика» из сказки «Дикий помещик».

28. В какой газете помещик прочитал важный для себя совет, и как он звучал?

29. Сколько раз и кто обозвал помещика дураком?


30. Какой важной части так и не смог приобрести помещик?

Приложение 7

Внеклассное мероприятие

«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК»

(Познавательная игра)

Цели: формировать познавательный  интерес к русскому языку; воспитывать интерес к предмету; развивать речь, память, логическое мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, текст сценок, листочки, ручки, фломастеры.

ХОД ИГРЫ

        Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык.

        Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт – целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). А что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа. Это наш родной язык, мы  на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его с экранов телевизора.

        А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним. Сегодня мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что «нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский).

         Наша познавательная игра будет проходить следующим образом. Участники разделятся на две группы. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли… (представляет членов жюри)

  1. Конкурс «Эрудитов»

1. В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (творог)

2. Какое животное ходит во фраке? (рак)

3. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (катер)

4. Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол? (убрать букву в)

5. В каком цветочке разместилась целая страна? (настурция)

6. Какая часть линейки очень быстро тает на солнце? (средняя часть – иней)

7. Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (лук)

8. Какое очень опасное устройство вмонтировано во все иллюминаторы кораблей и самолетов? (мина)

9. Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? (желе)

10. Кто всегда живет во дворце? (вор)

11. С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (невод)

12. Какое  водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (душ)

13. Что занимает ровно половину острова? (ров)

14. Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника к камень? (буквы Б и У – булыжник)

  1. Конкурс «Найти вторую половину»

 Ведущий. На экране вы видите  первую  часть пословиц. Найдите ее продолжение среди записанных частей пословиц на листочках. В этом конкурсе максимум можно заработать 4 балла.

Испокон века…                                    потом чтение

Сначала учение…                                а речь короткая

Веревка хороша длинная…                не учатся и математики

Без букв и грамматики…                    книга растит человека

Человеческое слово…                         по полету

Видно птицу…                                    острее стрелы

Речи что мед,…                                   а дела – что полынь.

  1. Конкурс «Один звук, марш!»

Ведущий. Этот конкурс состоит из трех  частей. За каждое правильное задание команда получает по 1 баллу.

Часть 1. Из каждого слова «выньте» по звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.

Например: горсть – гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.  

(Ребята работают на листочках)

Часть 2. Теперь, наоборот, в данные вам слова добавьте по одному звуку, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза – гроза.

Стол, лапа, шар, клад, укус, усы, дар.

Часть 3. Теперь вам следует в словах заменить один согласный звук.

Например: корж – морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, полено.

Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов трех конкурсов.

  1. Конкурс «Творческое задание»

Ведущий. А теперь попробуйте восстановить текст. За каждый текст без ошибок команда получает 3 балла.

ОТЕЛ

Нсатола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятсяко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи.

Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

ЛОТЕМ.

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет.

Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

  1. Конкурс « Доскажи фразеологизм»

Ведущий. Послушайте фразеологизм и доскажите его в рифму. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

…(«Водой не разольешь)

Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова

Поют…(кто в лес, кто по дрова)

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу).

  1. Конкурс «Составь пословицу»

Ведущий. Составьте из данных слов пословицы о языке, речи. Объясните  их толкование. (Оценка – максимум 4 балла).

(Пословицы разрезаны на части).

Пословицы:

Речь вести – не лапти плести.

Язык до Киева доведёт.

Язык мал, а всем миром владеет.

Язык говорит, а голова и не ведает.

Язык – враг: прежде ума глаголет.

Речь красна слушанием.

Хорошая беседа дорогу коротает, как песня – работу.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

  1. Конкурс «Сценка»

Ведущий. Я сейчас раздам вам текст. В течение 3-5 минут команде нужно подготовить сценку «На уроке» и «Рецепт». Пока команды будут готовиться, жюри подведет итоги конкурсов.

Сценка «На уроке»

Учитель. Расскажи, Петров, о сложном предложении.

Петров. Ну вот, значит, сложное предложение это значит так сказать предложение, которое, так сказать значит, состоит из двух или нескольких, значит, простых, сливающихся, значит, в одно целое по смыслу и в произношении. Сложные предложения бывают, ну как это?

Ага, вспомнил, сложносочиненными и сложноподчиненными. Сложносочиненными называются, значит, предложения которые вот это, ну, состоят из самостоятельных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненные – это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых простые предложения соединяются, ну, как их, ну, подчинительными союзами.

Во время ответа учитель что-то посчитывал и оценивает ответ на «2».

Ученик. А почему Петров получил «2», ведь он ответил все как будто бы правильно?  

Учитель. Петров получил «2» за культуру речи. Он из 80 слов употребил нужных 50 и «сорняков» - 30.

Сцена «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе учишься, молодой человек?

- В седьмом «Бы».

- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Жутко дружно, жутко весело.

- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает ученику рецепт -  учебник по грамматике русского языка.

  1. Конкурс шифровальщиков

Ведущий. Расшифруйте спрятанное слово.

№ п/п

Примеры

Да

Нет

!!!

1

5 + 2 + 1 = 8

п

у

2

7 – 1 – 3 = 4

ц

р

3

10 + 5 – 8 = 8

х

е

4

2 + 7 = 7 + 2

в

ы

5

6 + 2 + 1 = 1 + 2 + 6

о

ф

6

5 – 3 = 10 – 7

й

с

7

7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1

х

а

8

8 ˃  6 + 1

о

я

9

10 – 5  ˂  7

д

л

10

1 + 2 + 3 ˃ 9 – 2 – 1

м

н

11

10 – 5 – 4  ˂  5 – 4 – 1

ю

о

Ведущий.  Предоставляем слово жюри.

( Жюри подводит итоги игры).

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Ведущий. Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился, и вы узнали  много интересного о русском языке.

Кузнецова Елена Валерьевна «Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся с девиантным поведением»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается  содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....