Материалы из опыта работы Богдановой Ирины Викторовны учителя русского языка и литературы ГБОУ 456 Колпинского района Спб
методическая разработка на тему

Артемова Анна Николаевна

Материал содержит ключевые технологии .методы и приемы работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_bogdanovoy_i.v.docx24.39 КБ
Файл opyt_bogdanovoy_i._v.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы Богдановой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 456

 Формирование универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий на уроках литературы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют быстрого совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Поэтому я пытаюсь  организовать учебный процесс, нацеленный на формирование УУД.
Главная цель моей педагогической деятельности – это раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, готовой к самостоятельным действиям и принятию решений.
Задачи: 
•   формирование УУД
• развитие у детей способности к саморазвитию  и  самосовершенствованию;
• формирование умения использовать на практике полученные знания и навыки.

Теперь учащимся необходимо осваивать новые формы процесса обучения, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая - проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сферы ребенка.
Я использую в своей работе следующие
приемы и технологии формирования универсальных учебных действий.

1.Проектное обучение. 
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:

- Будьте добросовестными по отношению к товарищам, работайте в полную меру своих сил.

-Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

-Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

 -Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

 -Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.


Все учащиеся участвуют в обсуждении этих правил. При этом у детей формируются универсальные учебные действия: личностные (желание приобретать новые знания, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативные (участие в диалоге сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные, регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали).
Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена высоко. Обязательно распределение ролей в группах: организатор, генератор идей, шлифовальщик, энтузиаст и т.д.
Организуя групповую форму работы на уроке, учитель должен стремиться не фиксировать отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создавать условия, при которых каждый ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе.

5. Информационно-коммуникативные технологии

Чтобы урок был интересен ученикам, я, как современный учитель-словесник, осваиваю новые технологии и применяю их в своей практике. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современный урок.

Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов («Энциклопедию русской литературы», продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия»)

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)

- работа с ресурсами Интернет (материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru , http://www.rusedu.ru /: это видеофрагменты, литературоведческими справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. )

Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки работы с информацией);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- исследование  лексического и этимологического значений  слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари.
Я предлагаю следующие варианты исследовательских заданий:
1) найди ошибки в предложенной  презентации и доработай ее, изменив тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, аргументированно доказать свою позицию
2)на основе анализируемой презентации сформулируй тему, а затем выяви логику расположения слайдов;
3) сопоставь несколько презентаций на одну тему и оцени их по плану, данному ученику.

План анализа презентации (Автор, тема, цели, задачи, содержание презентации, межпредметные связи, отзывы)

Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

7. Технология продуктивного чтения. 

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  

Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание прочитать книгу.

  1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
  2. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

 Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение текста. 
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Перечитывание текста 

Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов )
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций  произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3)Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4) Творческие задания,  опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление

Содержания.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Теперь дети  сами находят   решение главной  проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится  партнёром, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

 Выводы:
В результате работы по данным технологиям на моих уроках у обучающихся развивается интерес к урокам литературы, достигаются  стабильные положительные результаты.

Использование новых технологий, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках, развивает творческие способности школьников, формируют все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль), и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные ( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

 Я люблю свою работу, люблю своих учеников и уверена, что неуспешных детей не бывает! И это, считаю, самое главное!  Я с детства мечтала стать учителем. Мечта осуществилась. 10 лет уже отдано школе. За долгое время работы с учащимися поняла, что для успешной работы нужны только душа и сердце! Я уверена в этом!



Предварительный просмотр:

Тема «Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо литературы».

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

•        помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;

•        вызвать их мотивацию;

•        научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМП). Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.

Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Ожидаемые результаты:

•        самосовершенствование личности;

•        развитие творческих способностей;

•        умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

•        сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления

Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.

Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.

Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.

Возможные приёмы и методы - корзина идей, дерево предсказаний, кластеры, прогнозирование по портрету, верные-неверные утверждения.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы -  маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа), ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, корзина толстых и тонких вопросов и др. Учащиеся находятся в непосредственном контакте с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Возможные приёмы и методы - заполнение кластеров, таблиц, написание творческих работ (синквейны, эссе) шесть шляп мышления). Учащиеся творчески анализируют изученную информацию, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.  Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Результативность применения ТРКМП

 ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся. Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМП значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.

Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.

Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе по заданной тематике.

Уровень познавательных запросов учащихся

 

традиционная методика

технология РКМ

высокий

14

35

средний

43

55

низкий

43

10

Технология ТРКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.

На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.