Главные вкладки

    «Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
    учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

    Сидельникова Ирина Васильевна

    Тезисы выступления.

    «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев.

    Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению  и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одарённых в умственном отношении детей:

    • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
    • дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);
    • дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

           Педагогический коллектив гимназии работает в направлении выявления, поддержки, развития не только интеллектуальной одаренности учащихся, но и спортивной, художественно-эстетической, коммуникативной.

    Одарённые ученик, «образовывается» в гимназии под непосредственным влиянием команды учителей - предметников,  учителя – тьютера, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни.

     

    Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.

    Работа  с ОД  в старшей профильной школе диктует определенные требования к личности педагога.

    Для определения квалификационных характеристик педагога, необходимых для работы с одаренными детьми, можно использовать перечень профессиональных умений, который включает:

    • умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования  ребенка;
    • умение модифицировать учебные программы;
    • умение стимулировать способности учащихся;
    • умение работать по экспериментальному плану;
    • умение консультировать родителей.

    Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.

          Развитие творческих, писательских способностей учащихся – поле деятельности, близкое мне как учителю русского языка и литературы. На протяжении многих лет, с 2006 года, я занимаюсь с учениками, проявляющими интерес и способности к написанию художественных и публицистических  текстов. Работа над созданием художественного и публицистического произведения формирует устойчивый интерес к литературе, что способствует и выбору профессии. Мои ученики -  победители и лауреаты научно-практической  городской конференции «Шаг в будущее» в номинации «Литература» и «Журналистика». Активное участие принимают  учащиеся 10-11 классов и в  проекте «Познание и творчество». Российский открытый заочный конкурс-олимпиада 2009г. Журналистика. Мир человека 9-11 классов Титаева Евгения, учащаяся 11В класса. Ежегодно

                В последние годы в старших профильных классах я преподаю элективный курс «Основы журналистики» и являюсь руководителем ДиМО (Детского и Молодёжного Объединения)  «Юный журналист», редактором  школьной газеты «Гимназист».

                Цель курса состоит не только в том, чтобы овладеть основами журналистского профессионального мастерства, но и углубить знания учащихся по теории литературы и русского языка, развить умение анализировать художественный текст.

    В программе элективного курса  есть  раздел  «Газетно - журнальные жанры», где в качестве практикума «Проба пера» мы с учащимися повторяем теорию стихосложения (виды рифм, стихотворные размеры), читаем и анализируем стихи известных поэтов (как правило, Серебряного века), разбираем выразительные средства (тропы), пытаемся понять те законы красоты, по которым пишутся стихи, изучаем жанры лирики. Интересно проходят занятия, на которых говорим о том, чем отличается проза от поэзии, что такое лирическая проза.

     Как учитель русского языка и литературы стараюсь, чтобы ребята увлеклись поэзией, поняли, какое место она занимает в жизни человека. Не каждый из старшеклассников, кто посещает элективный курс, станет поэтом или профессиональным журналистом, но вкус к художественному слову, умение образно выразить свою мысль может пригодиться в жизни, сформирует личность.

           Заканчиваются занятия практической работой.

    Ребята готовят рубрики: «Поговорим о пустяках в стихах», «Я объявляю Вам любовь…», «РИО (район интенсивного общения)», в которые входят наиболее удачные поэтические или прозаические тексты.

                Фрагменты (этапы) занятий с одарёнными детьми в старшей профильной школе.

    I. Формулирование проблемных вопросов.

    1. Чем отличается поэзия от прозы?

    Ребятам дается задание сравнить отрывок из романа И.С. Тургенева «Накануне» и стихотворение А. Фета и ответить на вопросы:

    1.Что общего в отрывке из романа И. С. Тургенева и в стихотворении А. А. Фета?

    2. Рассмотрите средства создания образности в предложенных произведениях (выразительные средства)

    3. В чём отличие прозаического текста от поэтического?

    4. В чём своеобразие тургеневской прозы?

     

       II.  Сравнительный анализ поэтических образов:

     

    И.С. Тургенев

    А.А. Фет

    Под липою

    Под липой было прохладно и спокойно

    Как  здесь свежо под липою густою

    Цветы

    Как очарованные, как мёртвые, висели мягкие гроздья жёлтых цветов

    И тысячи висящих надо мною

    Качаются душистых опахал

    Воздух

    Вдали…всё сверкало, всё горело

    лучистый пар колебался над землёй

    А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

    колебляся, как будто дремлет он

    Кузнечики

    Кузнечики трещали повсеместно…

    горячий звук жизни

    Так резко-сух снотворный и трескучий

    Кузнечиков неугомонный звон

     

    Сходство текстов

    1. Предмет описания (жаркий летний день)
    2. Присутствие героя («приятно было слушать», «висящих надо мною…»)
    3. Использование выразительных средств:

    - эпитетов («воздух жгучий», «сладкий запах» и др.)

    - олицетворений («пробегал ветерок», «проходят облака» и др.)

    - сравнений («высокие стебельки стояли, как очарованные», «И, как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака») и т. д.

     

    Отличия текстов

    1. Описание летнего дня в романе И.С Тургенева более подробное, детальное (см., например, синтаксические конструкции, обилие выразительных средств).
    2. Пейзаж в лирическом произведении изображается ради себя самого, то есть ради самого изображения и прямой связи с внутренним состоянием души лирического героя.

    Пейзаж в эпическом произведении – элемент сюжета, служит приёмом тематического развития события (раскрывает душевное состояние героя, помогает понять авторскую позицию и т. д.)

    III.  Интерпретация поэтического текста. Создание текстов собственного сочинения.

    Творческое задание: написать лирический этюд, миниатюру, стихотворение в прозе  в рубрику «Я объявляю Вам любовь…»  школьной газеты «Гимназист»

     

            В основе всех занятий лежит деятельно – коммуникативный подход, что очень важно в настоящее время при организации работы со старшеклассниками. Ребята реализуют себя как творческую личность, на занятиях они не только говорят о важных проблемах своей жизни, но учатся высказывать мысли и чувства с помощью поэзии.

     Работа по развитию литературных, творческих способностей учащихся старших профильных классов, работа с высокомотивированными учащимися – интересное и важное для учителя поле деятельности.

    На занятиях элективного курса у учеников формируется полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и умение создавать свои произведения, что в конечном итоге способствует развитию точной и выразительной письменной речи учащихся. 

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

    Тезисы выступления.

    «Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев.

    Под одарённостью ребёнка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению  и более выраженные творческие проявления. Выделяют три категории одарённых в умственном отношении детей:

    • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
    • дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);
    • дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

           Педагогический коллектив гимназии работает в направлении выявления, поддержки, развития не только интеллектуальной одаренности учащихся, но и спортивной, художественно-эстетической, коммуникативной.

    Одарённые ученик, «образовывается» в гимназии под непосредственным влиянием команды учителей - предметников,  учителя – тьютера, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни.

    Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.

    Работа  с ОД  в старшей профильной школе диктует определенные требования к личности педагога.

    Для определения квалификационных характеристик педагога, необходимых для работы с одаренными детьми, можно использовать перечень профессиональных умений, который включает:

    • умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования  ребенка;
    • умение модифицировать учебные программы;
    • умение стимулировать способности учащихся;
    • умение работать по экспериментальному плану;
    • умение консультировать родителей.

    Встреча с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях.

          Развитие творческих, писательских способностей учащихся – поле деятельности, близкое мне как учителю русского языка и литературы. На протяжении многих лет, с 2006 года, я занимаюсь с учениками, проявляющими интерес и способности к написанию художественных и публицистических  текстов. Работа над созданием художественного и публицистического произведения формирует устойчивый интерес к литературе, что способствует и выбору профессии. Мои ученики -  победители и лауреаты научно-практической  городской конференции «Шаг в будущее» в номинации «Литература» и «Журналистика». Активное участие принимают  учащиеся 10-11 классов и в  проекте «Познание и творчество». Российский открытый заочный конкурс-олимпиада 2009г. Журналистика. Мир человека 9-11 классов Титаева Евгения, учащаяся 11В класса. Ежегодно

            В последние годы в старших профильных классах я преподаю элективный курс «Основы журналистики» и являюсь руководителем ДиМО (Детского и Молодёжного Объединения)  «Юный журналист», редактором  школьной газеты «Гимназист».

            Цель курса состоит не только в том, чтобы овладеть основами журналистского профессионального мастерства, но и углубить знания учащихся по теории литературы и русского языка, развить умение анализировать художественный текст.

    В программе элективного курса  есть  раздел  «Газетно - журнальные жанры», где в качестве практикума «Проба пера» мы с учащимися повторяем теорию стихосложения (виды рифм, стихотворные размеры), читаем и анализируем стихи известных поэтов (как правило, Серебряного века), разбираем выразительные средства (тропы), пытаемся понять те законы красоты, по которым пишутся стихи, изучаем жанры лирики. Интересно проходят занятия, на которых говорим о том, чем отличается проза от поэзии, что такое лирическая проза.

     Как учитель русского языка и литературы стараюсь, чтобы ребята увлеклись поэзией, поняли, какое место она занимает в жизни человека. Не каждый из старшеклассников, кто посещает элективный курс, станет поэтом или профессиональным журналистом, но вкус к художественному слову, умение образно выразить свою мысль может пригодиться в жизни, сформирует личность.

           Заканчиваются занятия практической работой.

    Ребята готовят рубрики: «Поговорим о пустяках в стихах», «Я объявляю Вам любовь…», «РИО (район интенсивного общения)», в которые входят наиболее удачные поэтические или прозаические тексты.

            Фрагменты (этапы) занятий с одарёнными детьми в старшей профильной школе.

    I. Формулирование проблемных вопросов.

    1. Чем отличается поэзия от прозы?

    Ребятам дается задание сравнить отрывок из романа И.С. Тургенева «Накануне» и стихотворение А. Фета и ответить на вопросы:

    1.Что общего в отрывке из романа И. С. Тургенева и в стихотворении А. А. Фета?

    2. Рассмотрите средства создания образности в предложенных произведениях (выразительные средства)

    3. В чём отличие прозаического текста от поэтического?

    4. В чём своеобразие тургеневской прозы?

       II.  Сравнительный анализ поэтических образов:

    И.С. Тургенев

    А.А. Фет

    Под липою

    Под липой было прохладно и спокойно

    Как  здесь свежо под липою густою

    Цветы

    Как очарованные, как мёртвые, висели мягкие гроздья жёлтых цветов

    И тысячи висящих надо мною

    Качаются душистых опахал

    Воздух

    Вдали…всё сверкало, всё горело

    лучистый пар колебался над землёй

    А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

    колебляся, как будто дремлет он

    Кузнечики

    Кузнечики трещали повсеместно…

    горячий звук жизни

    Так резко-сух снотворный и трескучий

    Кузнечиков неугомонный звон

    Сходство текстов

    1. Предмет описания (жаркий летний день)
    2. Присутствие героя («приятно было слушать», «висящих надо мною…»)
    3. Использование выразительных средств:

    - эпитетов («воздух жгучий», «сладкий запах» и др.)

    - олицетворений («пробегал ветерок», «проходят облака» и др.)

    - сравнений («высокие стебельки стояли, как очарованные», «И, как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака») и т. д.

    Отличия текстов

    1. Описание летнего дня в романе И.С Тургенева более подробное, детальное (см., например, синтаксические конструкции, обилие выразительных средств).
    2. Пейзаж в лирическом произведении изображается ради себя самого, то есть ради самого изображения и прямой связи с внутренним состоянием души лирического героя.

    Пейзаж в эпическом произведении – элемент сюжета, служит приёмом тематического развития события (раскрывает душевное состояние героя, помогает понять авторскую позицию и т. д.)

    III.  Интерпретация поэтического текста. Создание текстов собственного сочинения.

    Творческое задание: написать лирический этюд, миниатюру, стихотворение в прозе  в рубрику «Я объявляю Вам любовь…»  школьной газеты «Гимназист»

            В основе всех занятий лежит деятельно – коммуникативный подход, что очень важно в настоящее время при организации работы со старшеклассниками. Ребята реализуют себя как творческую личность, на занятиях они не только говорят о важных проблемах своей жизни, но учатся высказывать мысли и чувства с помощью поэзии.

     Работа по развитию литературных, творческих способностей учащихся старших профильных классов, работа с высокомотивированными учащимися – интересное и важное для учителя поле деятельности.

    На занятиях элективного курса у учеников формируется полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и умение создавать свои произведения, что в конечном итоге способствует развитию точной и выразительной письменной речи учащихся.  

    Скриншот(ы) презентации  «Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» ( Из опыта работы учителя русского языка Сидельниковой И.В.) от 10.02.14г.                                                                      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

    В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

    Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

    Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

    Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

    Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

    План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

    Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...

    План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

    Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...

    Выявление одарённых детей и особенности работы с ними

    В условиях  быстро  развивающемся   информационном  мире,  развитии  новых  технологий,  резко  ставится  вопрос  о  талантливых...