Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Замышляева Марина Евгеньевна

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyshlyaeva_m_tekhkarta_uroka.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Замышляева М.Е., учитель русского языка и литературы, ГКОУ СО СКОШИ №78 ( для слепых и слабовидящих детей)

Предмет

Класс

Тема

УМК

Методы обучения

Тип

урока

Планируемые результаты обучения

Формы организации

учебной деятельности

Личностные

Метапредметные

Предметные

Литература

5 класс

 

«Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина»

(изучение стихотворений «Поёт зима-аукает..»

«Нивы сжаты, рощи голы…»)

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательн.  Учреждений. В 2 ч. (Г.С.Меркин) М.-Русское слово-РС, 2009.

Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.5класс»

Ф.Е. Соловьёва

словесный, практический, репродуктивный,

проблемный, частично-поисковый

урок усвоения новых знаний

развитие эстетического сознания через освое ние отечественного культурного наследия; развитие нравственно-эстетических представ лений о связи

человека с природой;  осознание российской идентичности;

воспитание любви к малой родине, к родной природе;

формирование готов ности и способности к самообразованию;

самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этической ориентации,

формирование

коммуникативной компетентности

совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, устанав ливать причинно-след ственные связи, де лать выводы, приво дить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершен ствование умения использовать речевые средства в соответст вии с задачей комму никации;. формирова ние умения организо вывать и оценивать свою деятельность, осуществлять сотрудничество

умение выявлять  особенности  пей зажной лирики Есенина, характе ризовать образно- поэтический язык его стихотворений, развитие интереса к его творчеству;

осознание влияния биографии на становление творче ской личности поэта;

совершенствование речевых умений,

навыков вырази тельного чтения; овладение ключе выми понятиями и умениями, необхо димыми для анализа и  интерпре тации поэтичес кого  текста

фронтальная, индивидуальная, парная

работа с    учебником, рабочей тетрадью, словарём,

сигнальными карточками,

алгоритмом, листком самооценки

Средства обучения,

оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, словарь, видеофрагмент о детстве С. Есенине, портрет Есенина

компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран

Основные понятия

«малая родина», образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация, неологизм.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

(универсальные учебные действия)

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Организа ционный

Психологически настраивает на деловое и доброжелательное сотрудничество

Оценивают готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

мобилизация сил, энергии, волевая саморегуляция

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Мотива ция к учебной деятельности. Актуализа ция знаний.

Организует взаимо проверку  д.з. (таблица, заполнен ная на основе статьи учебника) Вводит в тему (Считаете ли вы детство Есенина счастливым? Инте ресно вам ближе познакомиться с его личностью и творчеством?) Предлагает посмотреть фильм о детстве Есенина и дополн. таблицу.

Участвуют во взаимопроверке (образец выполне ния задания и крите рии оценивания проецируются  на доску).

Выносят оценоч ные суждения о детстве поэта. Смотрят фрагмент видеофильма и вносят дополнения в свои таблицы «Детство

С. Есенина»

смыслообразование (определение границ «знания- незнания», установление связи между целью учебной деятельнос ти и её мотивом),

нравственно-этическая ориентация (принятие семейных ценностей, личностный моральный выбор)

умение осуществлять контроль, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок,

умение извлекать основную информацию из различных источ ников, отбирать и структурировать её, преобра зовывать в виде таблицы,

умение осознан но строить речевое выска зывание в устной и сжатой письменной форме

умение принимать точку зрения, не совпадающую с собственной, выражать аргументированное согласие (несогласие) с участником диалога

Постановка цели урока

В ходе обсуждения понятия «малая родина» (с опорой на личн.  опыт уч.),

предлагает опред. главную тему твор. поэта. Организует подводящий к теме урока диалог (Кто может помочь по-новому взглянуть на родную природу, открыть неожиданное в известном?)

Объясняют значение понятия

« малая родина».

Высказывают предположения, аргументируют их.

Отвечая на вопрос учителя, самостоя тельно определяют тему и формули руют цели урока

смыслообразование (установление связи между целью учебн. деятельности и её мотивом);

формирование ценностно- эмоцио нального компонен та осознания своей этнической  принадлежности

действие целеполагания как умение поставить учебную задачу на основе того, что усвоено и что предстоит усвоить

умение выдвигать и обосновывать гипотезы, самостоятельно определять познавательные цели

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

владение монологической и диалогической речью

Изучение нового

Проводит повторе ние основных изобраз.- выразит., средств, диктуя их определения. Знако мит со стихотворе

ниями, выявляет первые впечат ления. Просит высказать предпо ложение об исполь зовании тропов в стихах Есенина. С помощью вопроса (Как это прове рить?)  моти вирует к выполне нию практической работы по анализу текста («Поёт зима-аукает…») и организует обсуж

дение  результатов. Проводит лексичес кую работу. Даёт задание найти в «Кратком словаре терминов» понятия «ассонанс», «алли терация» и привес ти примеры (по ва риантам). Предлага ет сделать выводы

Показывают название тропов, используя  сигналь ные карточки Высказывают мне ния о стихотворен., предположения о выразит. средствах.

Выполняют практи ческую работу в парах (разноуровне  вые задание) по на хождению тропов Участвуют в работе лексической работе (неологизмы., роль уменьш.- ласкат. суфф.), проводят аналогию с произ ведениями устного народного творчес тва.

Самостоятельно по словарю изучают новые понятия, приводят примеры из стихотворения. Обобщают наблю дения: характери зуют звукообразы как фонетические средства выразит. Делают выводы о поэтике Есенина

готовность к получению и применению новых знаний;

развитие эстетического чувства и художественного вкуса, знание культуры своего народа

умение принимать и сохранять учебную задачу, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению  затруднений

умение самосто ятельно находить способы решения проблем поискового характера, пред ставлять резуль таты исследова ния, умения осуществлять  анализ с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие;

смысловое чте ние, извлечение необходимой информации из текстов разных жанров;

умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать; умение сравнивать, устанавливать аналогии

умение строить продуктивное взаимодействие, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, умение учитывать разные мнения и обосновать собственное

Офтальмологическая пауза.

Зарядка для глаз (проводит учащийся)

формирование ценности здорового образа жизни

Предлагает дока зать строчками из стих. «Нивы сжа ты, рощи голы», что поэт восприни мает природу как крестьянин-земле пашец,  поразмыш лять о причинах. Проверяет инд. опережающее зада ние(анализ текста на уровне синтак сиса и морфолог.)

Организует работу над выразитель ным чтением.

Цитируют строки, подтверждающие тезис, обосновы вают его. Заслушивают сооб щение учащегося, комментируют.

С помощью алгоритма готовят ся к выразитель ному чтению. Читают стихотво рения, выбирают наиболее точную интонацию

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей

умение планировать и последовательно осуществлять действия с учётом конечного результа при выполнении индивидуальногоопережающего задания к уроку

умение отбирать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков, умение доказы вать, определять причинно- следственные  связи;

рефлексия способов действия

умение участвовать в коллективном обсуждении, проявляя доверие и эмпатию, разрешать возможные конфликты на основе согласования позиций

Закрепле ние Коррекция

Просит учащихся ответить на вопросы: «Какой предстаёт природа в лирике Есенина? Что в его взгляде на  мир кажется вам близ ким?» Предлагает написать синквейн по теме урока

Делают вывод, что природа в изобра жении Есенина-это одушевлённое существо, живущее своей жизнью, а человек-часть природы.

Пишут и зачиты вают синквейны

совершенствование

ценностно-смысловых представлений о мире и человеке

коррекция (внесе ние дополнений и корректив в слу чае расхождения эталона и реаль ного продукта)

умение строить логическую цепочку рассуж дений, обобщать, делать выводы в развёрнутой и сжатой форме; самостоятельно решать задачу  творческого характера

умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, умение грамотно использовать речевые средства  для выражения своих чувств и мыслей в диалоге

Рефлексия

Оценка

Выявляет степень удовлетворённости уроком. Побуждает к рефлексии. Пред лагает осуществить самооценку. Используя данные листа наблюдений за деятельностью учащихся на уроке, соглашается с их самооценкой либо вносит коррек тивы. Комментирует результаты.

Высказывают отношение к уроку,

Осущестляют саморефлексию (приём незакончен ного предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Теперь я смогу…

Письменно фикси руют результаты самооценки по обозначенным критериям (приём «Линейка»)

самоопределение, развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании

рефлексия, умение установить соответствие цели деятельности её результату, оценка (осознание качества и уровня освоения материала); формирование адекватной самооценки

умение грамотно строить устное речевое высказывание

умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, владение монологической формой речи

Домашнее задание

Предлагает вы

учить на выбор стих. С. Есенина о природе, проиллю стрировать (по же ланию). Составить и вписать в свои словари словарные статьи «ассонанс», «аллитерация»

Уточняют задание,

записывают. Вспоминают адреса образовательных сайтов, на которых можно найти дополнительные сведения по мате риалу, изученному на уроке.

формирование ответственного отношения к учёбе, способность делать осознанный  выбор

умение планировать пути достижения учебной цели

умения опреде лять познаватель ные интересы и потребности, умение использо вать в познава тельных целях различные источники информации

умение осуществлять сотрудничество с учителем