Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Заяц Ирина Станиславовна

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Ольга  и  Татьяна Ларины: сходство  и  различие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы. 9 класс

А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА. ОЛЬГА И ТАТЬЯНА ЛАРИНЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Учитель: Заяц Ирина Станиславовна

Класс:  9

Предмет: литература

Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Ольга  и  Татьяна Ларины: сходство  и  различие»

УМК: Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. –  4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. 

УМП: Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.

Цель урока: рассмотреть с учащимися своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и  Татьяны Лариных.

Задачи урока:

  1. раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
  2. совершенствовать навыки аналитической работы с  поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;
  3. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  4. воспитывать культуру читательского восприятия.

 Предполагаемые результаты:

Личностные:

  • Проявлять интерес к изучаемой теме;
  •  осознавать успешность собственной учебной деятельности;
  •  развивать свои творческие способности;
  •  работать над культурой  речи.

Метапредметные:

  • Уметь работать с тестовым материалом;
  • выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы;
  • уметь формулировать собственные мысли;
  • выполнять  аналитическую и сопоставительную работу;
  • обобщать и делать выводы;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные:

  • Знать содержание и проблематику произведения;
  • рассмотреть  своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и  Татьяны Лариных;
  • раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
  •  читать выразительно.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу

Настраиваются на работу

2.

Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какие персонажи романа представлены приведёнными ниже цитатами? Что их объединяет? На основании цитат опишите один день деревенского помещика. 1) Онегин шкафы отворил: // В одном нашёл тетрадь расхода, // В другом наливок целый строй, // Кувшины с яблочной водой // И календарь осьмого года: // Старик, имея много дел, // В иные книги не глядел. 2) …А сам в халате ел и пил; // Покойно жизнь его катилась; // Под вечер иногда сходилась // Соседей добрая семья… // Там ужин, там и спать пора, // И гости едут со двора. 3) Во многом он бы изменился… // В деревне счастлив и рогат, // Носил бы стёганый халат… // Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел… 4) Их разговор благоразумный // О сенокосе, о вине, // О псарне, о своей родне, // Конечно, не блистал ни чувством, // Ни поэтическим огнём…

Заслушивание нескольких творческих работ

3.

Мотивация учебной деятельности

Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонения, любви, но прежде всего как личность не менее значительную, нежели мужчина. И первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта.

Если первоначальный замысел романа «Евгений Онегин» свидетельствовал о том, что главной задачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с озлобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном варианте перед читателем — «страдающий эгоист», жестоко расплатившийся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. В результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя всё новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом каждую строчку. У главного героя появляются серьёзные сюжетные «противовесы» — Татьяна, Лен ский, автор-повествователь,— которые коренным образом меняют первоначально задуманную расстановку действующих лиц. Каждая глава — это вопрос, на который автор не даёт прямого ответа, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки своего героя. С третьей главы к решению этих вопросов подключается и Татьяна. Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, один из известных женских образов русской литературы. Эта девушка нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей поэта было показать тип простой, русской девушки, лишённой каких бы то ни было необычных, романтических черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. Вероятно, Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», увлёкся чудесной девушкой, оживающей под его пером. Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него «милым идеалом». Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и  как тип русской девушки из провинциальной дворянской семьи.

Внимательно слушают, делают записи.

4.

Работа над темой урока

Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Нравственность — термин, чаще всего употребляемый в речи и литературе как синоним морали, иногда  — этики. В  более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Нравственные (моральные) ценности — это то, что ещё древние греки именовали этическими добродетелями. Античные мудрецы главными из добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей все народы почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в  их безупречном, абсолютно полном и  совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

 Идеал  — высшая ценность; наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о  благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

5.

Аналитическая работа с текстом романа: фрагмент третьей главы — разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных

Беседа

• О каких событиях повествует автор в этой главе?

 • Как вы поняли смысл эпиграфа к этой главе?

 • Какое впечатление произвели на Онегина обе сестры Ларины? Обоснуйте своё мнение.

• Как восприняла Татьяна визит Онегина?

 • Как вы считаете, какие черты Евгения Онегина покорили сердце Татьяны?

• Проанализируйте отношение автора к своей героине. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из текста романа.

Выразительное чтение диалога Онегина и Ленского заранее подготовленными учащимися.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Коллективная работа над составлением таблицы «Татьяна Ларина и Евгений Онегин».

Аналитическая работа с текстом романа: сопоставительная характеристика Ольги и Татьяны Лариных.

6.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя — Итак, полная противоположность Татьяне  — её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, // Как лань лесная, боязлива», то Ольга — «всегда как утро весела, // Как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», всюду в доме Лариных слышен её «звонкий смех». Но внешняя привлекательность и  чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Она не может понять Татьяну, её не заставляют задуматься поведение и  настроение Ленского накануне дуэли. Её чувства не так глубоки и постоянны, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском, и вскоре вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский).

Внимательно слушают, делают обобщения.

7.

Домашнее задание

1. Перечитать вторую, третью, пятую, седьмую главы романа и подумать над вопросом: «Каков внутренний мир Татьяны и  почему он в  противоречии с миром внешним?».

 2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различия».

Внимательно слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс

Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...

Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс

Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"...

Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...

Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)

Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина ГермановнаТип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока:...