Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Ларина Марина Германовна

Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».

Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина Германовна

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: активизировать интерес обучающихся к произведениям и творчеству А.П. Чехова, формировать способность внимательного прочтения текста, совершенствовать навыки анализа и выявления авторской позиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)

Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».

Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина Германовна

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: активизировать интерес обучающихся к произведениям и творчеству А.П. Чехова, формировать способность внимательного прочтения текста, совершенствовать навыки анализа и выявления авторской позиции.

Задачи обучения: 

1) образовательные: расширить кругозор обучающихся, обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: ассоциация, «говорящая фамилия», ирония, портрет, речь, художественная деталь, черты характера, авторская позиция; указать на прием контраста как на важнейшую составляющую произведения; формировать у учащихся умение логически излагать свои мысли, умение сознательного и активного слушания, формировать умение оценивать поступки людей.

2) развивающие: развивать интерес к литературе, слову писателя, развивать творческие способности обучающихся, их речь и художественное воображение; развивать умение анализировать художественный текст, умение слушать собеседника.

3) воспитательные: создать условия для формирования эстетического чувства; воспитывать культуру поведения учащихся, формировать интерес к литературе.

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности и постановке обучающимися цели работы.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив , формулируют цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание.

Приём «Ассоциативный ряд», «Корзина идей».

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляют контакт с новой информацией.

Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы

Отслеживают процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.

Приемы: «Прогнозирование».  «Лингвистический эксперимент».

Работа с художественной деталью.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

 

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обмениваются мнениями.

Отвечают на вопросы.

Систематизируют новую информацию.

Высказывают оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи .

Ответы на вопросы.

Личностные: 

личностное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

 нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

синтез — выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Текст рассказа «Хористка» не читается детьми заранее, каждую часть рассказа выдаем детям в ходе урока.

Ход урока:

1.ВЫЗОВ Прием «Ассоциативный ряд»

Рассказы А. П. Чехова вызывают у меня-…

Итак, как вы, конечно, догадались: мы сегодня знакомимся с рассказом А. П. Чехова. Определимся с целью нашей работы.

Рассказ, который мы сегодня прочитаем вместе, называется «Хористка» Как вы думаете: о чем пойдет речь в рассказе?

Прием «Корзина идей»

Хористками во времена Чехова называли певиц, участниц хора, практически все они состояли на содержании у богатых мужчин и воспринимались просто как девушки для развлечений.

2.Осмысление содержания

Работа с 1 частью рассказа.

Однажды, когда она еще была моложе, красивее и голосистее, у нее на даче, в антресолях, сидел Николай Петрович Колпаков, ее обожатель. Было нестерпимо жарко и душно. Колпаков только что пообедал и выпил целую бутылку плохого портвейна, чувствовал себя не в духе и нездорово. Оба скучали и ждали, когда спадет жара, чтоб пойти гулять.

-Ваши первые впечатления от услышанного (Ожидаем чего-то плохого: жара, недовольство героя, скука).

-Как автор относится к своим героям? Иронию писателя улавливаем в разговорной форме прилагательного ГОЛОСИСТЕЕ, в описании состояния героя НЕ В ДУХЕ и НЕЗДОРОВО. Как зовут героя? (Герой назван по имени и отчеству. Возможно, он старше героини.). А. П. Чехов часто использует прием «говорящая фамилия». Почему Николай Петрович Колпаков? (Может быть, колпак не столь солиден, как шляпа?)

Почему героиня без имени? Это пока остается загадкой.

Вдруг неожиданно в передней позвонили.

Прием «Прогнозирование»

-Как вы думаете: кто пожаловал в гости к героям?

Работа с 2 частью рассказа.

Вдруг неожиданно в передней позвонили.

Колпаков, который был без сюртука и в туфлях, вскочил и вопросительно поглядел на Пашу.

- Должно быть, почтальон или, может, подруга, - сказала певица.

Колпаков не стеснялся ни подруг Паши, ни почтальонов, но на всякий случай взял в охапку свое платье и пошел в смежную комнату, а Паша побежала отворять дверь. К ее великому удивлению, на пороге стоял не почтальон и не подруга, а какая-то незнакомая женщина, молодая, красивая, благородно одетая и, по всем видимостям, из порядочных.  

Незнакомка была бледна и тяжело дышала, как от ходьбы по высокой лестнице.

 - Что вам угодно? - спросила Паша.  

 Барыня не сразу ответила. Она сделала шаг вперед, медленно оглядела комнату и села с таким видом, как будто не могла стоять от усталости или нездоровья; потом она долго шевелила бледными губами, стараясь что-то выговорить.  

 - Мой муж у вас? - спросила она наконец, подняв на Пашу свои большие глаза с красными, заплаканными веками.  

 - Какой муж? - прошептала Паша и вдруг испугалась так, что у нее похолодели руки и ноги. - Какой муж? - повторила она, начиная дрожать.  

 - Мой муж... Николай Петрович Колпаков.  

 - Не... нет, сударыня... Я... я никакого мужа не знаю.  

 Прошла минута в молчании. Незнакомка несколько раз провела платком по бледным губам и, чтобы побороть внутреннюю дрожь, задерживала дыхание, а Паша стояла перед ней неподвижно, как вкопанная, и глядела на нее с недоумением и страхом.  

 - Так его, вы говорите, нет здесь? - спросила барыня уже твердым голосом и как-то странно улыбаясь

 - Я... я не знаю, про кого вы спрашиваете.  

 - Гадкая вы, подлая, мерзкая... - пробормотала незнакомка, оглядывая Пашу с ненавистью и отвращением. - Да, да... вы гадкая. Очень, очень рада, что, наконец, могу высказать вам это!  

 Паша почувствовала, что на эту даму в черном, с сердитыми глазами и с белыми, тонкими пальцами, она производит впечатление чего-то гадкого, безобразного, и ей стало стыдно своих пухлых, красных щек, рябин на носу и чёлки на лбу, которая никак не зачесывалась наверх. И ей казалось, что если бы она была худенькая, не напудренная и без чёлки, то можно было бы скрыть, что она непорядочная, и было бы не так страшно и стыдно стоять перед незнакомой, таинственной дамой.

-Кто из вас догадался, что явилась жена Колпакова? Две женщины, 2 соперницы встретились. Они очень разные. Обратимся к их портретам. (Пришедшая –молодая и красивая, с белыми тонкими пальцами, хорошо одетая женщина. Паша-с рябинами на носу, непослушной челкой пухлыми и красными щеками). Какая из них вам кажется красивой? А певица некрасивая? Это точка зрения автора? Возможно, и она хороша собой, молода и очаровательна. Просто ее портрет подается от лица расстроенной девушки. Вполне вероятно, что Паша юная, милая, румяная девушка с очаровательной и непокорной челкой, с милыми веснушками на прелестном носике. Паша, считая себе «непорядочной» и не может рядом с собой, как ей кажется, ущербной, поставить благородную особу. Кто из женщин вызывает у вас симпатию? А как автор относится к своим героиням? Замечаем, что у хористки появляется имя Паша, что свидетельствует о том, что певица не является для писателя отрицательным персонажем.

Прием «Лингвистический эксперимент»

- Обратимся к предложениям, выделенным звездочками .К ее великому удивлению, на пороге стоял не почтальон и не подруга, а какая-то незнакомая женщина, молодая, красивая, благородно одетая и, по всем видимостям, из порядочных. Предлагаю убрать вводную конструкцию «по всем видимостям». Что меняется? С вводной конструкцией появляется неуверенность в сказанном, сомнение в благородстве героини. И это сомнение вносит автор.

Аналогичную работу произведем со следующим предложением.

Она сделала шаг вперед, медленно оглядела комнату и села с таким видом, как будто не могла стоять от усталости или нездоровья; потом она долго шевелила бледными губами, стараясь что-то выговорить. В каких деталях здесь мы улавливаем авторское отношение к героине? («села с таким видом» и  «как будто».)Что произойдет с предложением, если мы уберем эти фразы?( Предложение, содержащие фразы « села с таким видом и «как будто», дает нам сомнение автора в глубине горе пришедшей).

Работа с 3 частью рассказа.

 - Где мой муж? - продолжала дама. - Впрочем, здесь он или нет, мне всё равно, но должна я вам сказать, что обнаружена растрата и Николая Петровича ищут... Его хотят арестовать. Вот что вы наделали!  

 Барыня встала и в сильном волнении прошлась по комнате. Паша глядела на нее и от страха не понимала.  

 - Сегодня же его найдут и арестуют, - сказала барыня и всхлипнула, и в этом звуке слышались оскорбление и досада. - Я знаю, кто довел его до такого ужаса! Гадкая, мерзкая! Отвратительная, продажная тварь! Я бессильна... слушайте вы, низкая женщина!.. я бессильна, вы сильнее меня, но есть кому вступиться за меня и моих детей! Бог всё видит! Он справедлив! Он взыщет с вас за каждую мою слезу, за все бессонные ночи! Будет время, вспомните вы меня!  

 Опять наступило молчание. Барыня ходила по комнате и ломала руки, а Паша всё еще глядела на нее тупо, с недоумением, не понимала и ждала от нее чего-то страшного.

 -Я, сударыня, ничего не знаю, - проговорила она и вдруг заплакала.

У меня бывает много гостей, но я никого не неволю. Вольному воля.  

 - Я говорю вам: обнаружена растрата! Ради такой... как вы, ради вас он решился на преступление. Поймите вы это! А между тем есть средство спасти его и нас от нищеты и позора. Если я сегодня внесу девятьсот рублей, то его оставят в покое. Только девятьсот рублей!  

 - Какие девятьсот рублей? - тихо спросила Паша. - Я... я не знаю... Я не брала.  

 - Я не прошу у вас девятисот рублей... у вас нет денег, да и не нужно мне вашего. Я прошу другого... Мужчины обыкновенно таким, как вы, дарят драгоценные вещи. Возвратите мне только те вещи, которые дарил вам мой муж!

 - Сударыня, они никаких вещей мне не дарили! - взвизгнула Паша, начиная понимать.  

 - Где же деньги? Он растратил свое, мое и чужое... Куда же всё это девалось? Я была возмущена и наговорила вам много неприятного, но я извиняюсь. Вы должны меня ненавидеть, я знаю, но если вы способны на сострадание, то войдите в мое положение! Умоляю вас, отдайте мне вещи!

 - Гм... - сказала Паша и пожала плечами. - Я бы с удовольствием, но, накажи меня бог, они ничего мне не давали. Впрочем, правда ваша, - смутилась певица, - они как-то привезли мне две штучки. Извольте, я отдам, ежели желаете...  

 Паша выдвинула один из туалетных ящичков и достала оттуда дутый золотой браслет и жидкое колечко с рубином.

 Барыня вспыхнула, и лицо ее задрожало. Она оскорбилась.  

 - Что же вы мне даете? - сказала она. - Я не милостыни прошу, а того, что принадлежит не вам... что вы, пользуясь вашим положением, выжали из моего мужа... этого слабого, несчастного человека. Я в последний раз прошу: дадите вы мне вещи или нет Если я не достану девятисот рублей, то и он погиб, и я с детьми погибла. Убить эту мерзавку или на колени стать перед ней, что ли?

Предлагаю проследить за поведением героинь. Отметим глаголы, называющие действия Паши? Колпаковой? (Паша: «глядела, не понимала и ждала чего-то страшного, вдруг заплакала…, тихо спросила, взвизгнула, начиная понимать…, смутилась». Всего один громкий звук издает молодая девушка. Совсем иначе, шумно и эффектно ведет себя жена Колпакова («всхлипнула, ходила по комнате и ломала руки»,она извиняется, возмущается, оскорбляется).

- Кто из героинь больше страдает? Казалось бы, все ясно: та, которая более эмоциональна и взволнованна, испытывает особые душевные страдания. Верим ли мы в ее страдания? Объясните, почему? Что настораживет нас в поведении красавицы жены? Пришедшая красавица всхлипывает и «ломает руки» в нужный момент, легко переходит от резких оскорблений в адрес хористки «гадкая, мерзкая, отвратительна,») к угрозам( Бог все видит),  и извинениям , не стесняясь Паши, она цинично размышляет, не встать ли на колени перед соперницей, то есть изощренно неприглядно, неблагородно и непорядочно мадам Колпакова выглядит в этой сцен Актерство и неискренность пришедшей не вызывают наших симпатий. Кто теперь из героинь выглядит благородно? Кто здесь актриса? Все перевернулось с ног на голову Благородная и неблагородная словно местами поменялись.

 Давайте и в этой части рассказа найдем авторское отношение к героиням? (Чехов продолжает намекать нам на неискренность оскобленной жены, которая «всхлипнула, и в этом звуке слышались оскорбление и досада…ходила по комнате и ломала руки»)

Прием «Прогнозирование»

- Что же случится дальше?

Работа с 4 частью рассказа.

Барыня прижала платок к лицу и зарыдала.  

 - Я прошу вас! - слышалось сквозь ее рыданья. - Вы же ведь разорили и погубили мужа, спасите его... Вы не имеете к нему сострадания, но дети... дети... Чем дети виноваты?  

 Паша вообразила маленьких детей, которые стоят на улице и плачут от голода, и сама зарыдала.  

 - Что же я могу сделать, сударыня? - сказала она. - Вы говорите, что я мерзавка и разорила Николая Петровича, а я вам, как пред истинным богом... заверяю вас, никакой пользы я от них не имею... В нашем хоре только у одной Моти богатый содержатель, а все мы перебиваемся с хлеба на квас. Николай Петрович образованный и деликатный господин, ну, я и принимала. Нам нельзя не принимать.  

 - Я прошу вещи! Вещи мне дайте! Я плачу... унижаюсь... Извольте, я на колени стану! Извольте!  

 Паша вскрикнула от испуга и замахала руками. Она чувствовала, что эта бледная, красивая барыня, которая выражается благородно, как в театре, в самом деле может стать перед ней на колени, именно из гордости, из благородства, чтобы возвысить себя и унизить хористку

 - Хорошо, я отдам вам вещи! - засуетилась Паша, утирая глаза. Извольте. Только они не Николая Петровичевы... Я их от других гостей получила. Как вам угодно-с...  

 Паша выдвинула верхний ящик комода, достала оттуда брошку с алмазами, коралловую нитку, несколько колец, браслет и подала всё это даме.  

 - Возьмите, ежели желаете, только я от вашего мужа никакой пользы не имела. Берите, богатейте! - продолжала Паша, оскорбленная угрозой стать на колени. - А ежели вы благородная... законная ему супруга, то и держали бы его при себе. Стало быть! Я его не звала к себе, он сам пришел...  

 Барыня сквозь слезы оглядела поданные ей вещи и сказала:  

 - Это не всё... Тут и на пятьсот рублей не будет.  

 Паша порывисто вышвырнула из комода еще золотые часы, портсигар и запонки и сказала, разводя руками:  

 - А больше у меня ничего не осталось... Хоть обыщите!  

 Гостья вздохнула, дрожащими руками завернула вещи в платочек, и, не сказав ни слова, даже не кивнув головой, вышла.

 -Запишите ваши мысли по поводу услышанного.( Произошел грабеж : наивную девушку вымогательница ловко обворовала) Какие человеческие качества здесь находят отражение? Запишите их через антонимические пары. (добрая –злая, бескорыстная-алчная, правдивая –лживая, искренняя –нечестная, стеснительная –наглая, простодушная –хитрая, сочувствующая – эгоистичная, скромная –высокомерная, расчетливая –непосредственная, простосердечная -вымогающая) Приходим к выводу, что чистые и светлые черты характера у женщины, не уважаемой обществом, и напротив, отрицательное характеризует благородную, с точки зрения общества, даму.

Прием «Прогнозирование»

Следующая часть рассказа будет последней. Пора нам «выпустить» из смежной комнаты Николая Петровича Колпакова. Задаю наш традиционный вопрос: чем завершится повествование, как себя поведет герой?

Работа с5 частью рассказа 

 Отворилась из соседней комнаты дверь, и вошел Колпаков. Он был бледен и нервно встряхивал головой, как будто только что принял что-то очень горькое; на глазах у него блестели слезы.  

 - Какие вы мне вещи приносили? - набросилась на него Паша. - Когда, позвольте вас спросить?  

 - Вещи... Пустое это - вещи! - проговорил Колпаков и встряхнул головой. - Боже мой! Она перед тобой плакала, унижалась...

 - Я вас спрашиваю: какие вы мне вещи приносили? - крикнула Паша.

 - Боже мой, она, порядочная, гордая, чистая... даже на колени хотела стать перед... перед этой девкой! И я довел ее до этого! Я допустил!

 Он схватил себя за голову и простонал:  

 - Нет, я никогда не прощу себе этого! Не прощу! Отойди от меня прочь... дрянь! - крикнул он с отвращением, пятясь от Паши и отстраняя ее от себя дрожащими руками. - Она хотела стать на колени и... перед кем? Перед тобой! О, боже мой!

 Он быстро оделся и, брезгливо сторонясь Паши, направился к двери и вышел.

 Паша легла и стала громко плакать. Ей уже было жаль своих вещей, которые она сгоряча отдала, и было обидно. Она вспомнила, как три года назад ее ни за что, ни про что побил один купец, и еще громче заплакала.

Продолжите фразу «Мой взгляд на ситуацию…». Отмечаем, что бедная девочка, ограбленная, растоптанная и уничтоженная морально низкими людьми, вызывает у нас, читателей, сочувствие.

3. Рефлексия.

Последнее задание: одним предложение напишите, что этим рассказом хотел сказать Чехов.

Можно ли назвать рассказ А.П. Чехова «Хористка» современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»

Урок  литературы по технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока:   Урок внеклассного чтения...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...