Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ г. Калачинска Омской области "Лицей"

Учитель  русского языка и литературы: Михайлова Светлана Петровна

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

Доказать важность каждого из основных персонажей для развития действия и для повести в целом.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

2. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения.

– На прошлом уроке мы говорили об исключительной роли Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». Скажите, есть ли персонажи, не менее значимые для данной повести? Давайте попробуем их перечислить.

Формулируем тему урока:

– Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка»?

– Выбираем одного из героев романа (работа по группам). Первая группа: Пугачёв. Вторая группа: Гринёв. Третья группа: Швабрин.

– Написать характеристику героя – значит выявить черты характера этого героя.

– На основе следующей информации определите свои задачи.

Того, что даёт нам представление о человеке в повседневной жизни, недостаточно для раскрытия литературного характера. Литературная характеристика героя в отличие от рассказа о герое должна отражать:

1) этическую, социальную направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.);

2) психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками);

3) проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами;

4) отношение автора к поведению персонажа и к мотивам его поступков;

5) реализацию этого авторского отношения (как автор выражает своё отношение).

Группы записывают свои задачи:

– рассказать о … ;

– объяснить… ;

– описать… ;

– выявить …

– Просмотрите текст романа и назовите отличительные черты характера героя.

Например, Пугачёва отличают безрассудство, решительность, жестокость и великодушие одновременно, умение быть благодарным и т.д.

 Соберите фактический материал. Просмотрите текст и найдите примеры проявления этих качеств. Сделайте цитаты.

– Найдите прямые оценки героя, данные автором, другими персонажами.

– Перечитайте размышления героя (внутренние монологи), характеризующие его личность. Сделайте цитаты.

 Составьте и запишите рабочий план ответа (развёрнутый план сочинения-рассуждения).

Информация для учителя.

Следует подумать, как показан характер: в развитии или уже готовым, сформировавшимся. Это определит последовательность плана. В первом случае план лучше составлять в соотнесении было – стало, во втором – начать с самых ярких, значимых черт характера.

Если характер дан в развитии, то в тексте сочинения будет уместно соединять предложения словами «вначале», «спустя какое-то время», «постепенно», «со временем».

– Составьте наброски к вступлению и заключению.

Информация для учителя.

Не следует забывать, что эти части должны быть связаны не только с основной частью, но и между собой. Например, во вступлении можно объяснить и обосновать значимость героя для произведения, а в заключении подвести итог, чем же так интересна личность (характер) данного героя. Можно во вступлении обозначить место героя в системе персонажей, а в заключении уточнить, почему же именно это место занимает герой в романе.

– Распределяем роли между участниками группы.

1) Вступление. Роль героя в повести.

2) Этическая, социальная направленность личности героя (его идеалы, цели и пр.).

3) Психологическое объяснение его поступков (что движет его поступками).

4) Проявление характера во взаимоотношениях с другими персонажами.

5) Личное отношение к поведению персонажа и к мотивам его поступков.

6) Персонаж с точки зрения сегодняшнего дня.

7) Заключение.

Информация для учителя.

Не следует забывать, что характеристика героя даётся со стороны, не им самим. Не предполагает этот жанр и описания твоего отношения к герою. Нужно избегать прямых оценок типа «мне нравится», «я считаю» и стараться выражать своё отношение неявными способами (например, объяснить причины поступков героя, провести параллели с другими персонажами, книгами и т.д.).

Итоги работы в группах. Подведение итогов: каждая группа должна доказать, что именно вокруг данного персонажа возникает основная интрига в повести (романе).

III. Итог урока.

Каждый из персонажей – Гринёв, Швабрин, Пугачёв – одинаково важны и для развития сюжета, и для общей концепции повести. Они показывают разные стороны человеческой личности; они раскрываются во взаимодействии; наконец, они имеют реальные прототипы, и именно благодаря изображению этих персонажей достигается эффект исторической правды в повести.

 

IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся пишут сочинение-характеристику по персонажу, выбранному в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...