Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смысловые вехи, интегрировать отдельные факты, детали.

В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_grinevym.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).

Форма урока — «судебное заседание».

Цель урока:

Образовательные: проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения – выделять в тексте главные смысловые вехи, интегрировать отдельные факты, детали; раскрыть причины общения Пушкина к данной теме.

Воспитательные: подвести школьников к осознанию сущности нравственных понятий (честь, достоинство человека) и тем самым воздействовать на формирование этих качеств.

Развивающие: целенаправленной организацией мыслительной деятельности способствовать формированию логического мышления, развитию внимания, памяти

Ход урока

I. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин... Кажется, нет более близкого и понятного русскому сердцу поэта. Но Александр Сергеевич не был бы тем Пушкиным, если бы не нес в своем творчестве вечную тайну, которую хочется понять, разгадать именно тебе. Пушкин - это всегда открытие и всегда тайна. И в этом отношении «Капитанская тайна»- удивительное произведение. Наша задача - разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки", тайны человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце жизни.

Наш урок сегодня будет проходить в форме ролевой игры - урока-суда. Материалом для судебного заседания будет служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Мы заранее распределили роли, вы индивидуально и группами готовились к участию в игре, и сейчас я хочу напомнить права и обязанности судебного процесса. Судья и народные заседатели определяют вину и меру наказания подсудимого. Прокурор обвиняет подсудимого, адвокат и его коллегия (защитники) его защищают и ищут для него смягчающие вину обстоятельства (находят в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П.А. Гринёвым).

Представление действующих лиц:

Судья   __________________________________________________________

Подсудимый (Гринев П.А.)_________________________________________

Прокурор ________________________________________________________

Свидетели: А.И. Швабрин, А. Савельев, Е. Пугачев  ___________________________

Адвокат и его коллегия ____________________________________________

Секретарь судебного заседания _____________________________________

Народные заседатели — остальные ученики.

II. Сообщение темы урока. Определение понятий:

честь — общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;

мужество — храбрость, присутствие духа в опасности;

благородство — высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честью.

III. Ход «судебного процесса».

Секретарь:  Прошу всех встать! Суд идет! Прошу садиться! На сегодняшнем заседании присутствуют: подсудимый прапорщик Гринев Петр Андреевич, свидетели - офицер Швабрин Алексей Иванович, дворовый человек Архип Савельев, беглый казак Пугачев.

Судья: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые народные заседатели!

Сегодня слушаем дело Петра Андреевича Гринёва по обвинению в государственной измене.

Как показало следствие, Пётр Андреевич Гринёв, дворянин, офицер императорской гвардии, «вступил в службу к Пугачёву, был помилован самозванцем, пировал с бунтовщиками, принимая от главного злодея подарки», самовольно отлучился с места службы в Оренбурге в военное время и назад не вернулся.

Судья: (обращается к подсудимому)  Петр Андреевич! Встаньте! Признаете ли вы себя виновным?

Гринев:  Нет! Не признаю!

Судья:  Что вы можете сказать по данному обвинению?

Гринев: (отвечает спокойно)  «Каковы бы ни были обвинения, я надеюсь их рассеять чистосердечными объяснением истины».

Судья:  Прокурор! Есть ли у вас вопросы к подсудимому?

Прокурор: Да! Какие у вас были взаимоотношения с офицером вашего гарнизона Швабриным?

Гринев: Поначалу дружеские, потом - разладились. Надо сказать, что он в моей судьбе сыграл немаловажную роль.

Прокурор:  Для дачи показаний хотелось бы вызвать Швабрина Алексея Ивановича.

Секретарь: Приглашается свидетель Швабрин!

Судья: Что вы можете сказать по делу прапорщика Гринева?

Швабрин: Уважаемый господин судья! Уважаемые народные заседатели! Я хорошо знаком с Гриневым и утверждаю, что он был дружен с Пугачевым и состоял у него на службе! Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то Пугачев расправился со всеми, кто не перешел на его сторону, и лишь Гриневу даровал жизнь, приглашал его на свои пирушки и военный совет, отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю? Народные заседатели? Прошу!

Народные заседатели: Вот вы - свидетель - сами офицер, тоже, как Гринев, присягали императрице? Вы сказали, что только Гриневу Пугачев даровал жизнь, а как же вы? Вы, кажется, перешли на сторону Пугачева?

Прокурор: Протестую! Речь идет совсем о другом человеке - Гриневе. Моральную сторону вопроса оставим в стороне. Поступок Швабрина - дело его чести и совести.

Судья: Принимается! Слово предоставляется защите подсудимого.

Защитники №1: Цель наша - привести доказательства проявления чести и благородства Петра Гринева. Не будем углубляться в его юность и даже не станем вспоминать о первых месяцах службы в Белогорской крепости.

Начнем с момента, когда комендант получил известие о приближении бунтовщиков (защитники приводят факты из главы 7 "Приступ")

Накануне всем известных событий - окружении бунтовщиками Белогорской крепости, Гринев, по его признанию, "чувствовал в себе великую перемену: волнения души" его были менее тягостны, "нежели то уныние", в котором он пребывал.

В ночь перед приступом крепости он не спал и не раздевался, намереваясь утром проводить уезжающую Марью Миронову. Но отъехать они не успели: мятежники уже были у крепости. "С сердечным трепетом" наш подзащитный отправился на вал.

Здесь комендант Иван Кузьмич бодро расхаживал и, верный присяге императрицы, подбадривал солдат: "Ну, детишки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные".

А вот гвардеец Швабрин, ныне выступающий против Гринева, как раз стоял на валу, пристально разглядывая неприятеля.

Василиса Егоровна, комендантша крепости, явившаяся с Машей, наблюдала, как комендант приставлял фитиль к наведенной пушке.

Гринев: Увидев Машу, я «невольно стиснул рукоять моей шпаги. Я жаждал доказать, что достоин ее доверенности и с нетерпением ожидал решительной минуты».

Адвокат: Завязался бой. Отправив жену и дочь домой, Иван Кузьмич руководил сражением: заряжал пушку картечью, предпринял вылазку гарнизона. Но "оробелый гарнизон" в бой не вступил, и мятежники, воспользовавшись тем, что ворота были открыты, "ворвались в крепость".

Тех, кто оказал сопротивление Пугачеву и не хотел ему присягать, собрали в кучу.

Послушайте, как человек чести и долга, капитан Миронов, отвечал самозванцу: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец! ». Говорил он твердым голосом, хотя изнемогал от раны. Его товарищи, воодушевленные мужеством капитана, отвечали также. Пугачев велел их повесить.

Смело глядел на самозванца и Гринев, «готовясь повторить ответ его великодушных товарищей». К его «неописанному изумлению» он увидел среди мятежников Швабрина, что-то шепнувшего на ухо Пугачеву. Участь Петра была решена.

Прошу уважаемый суд приобщить к делу вещественное доказательство-видеокассету, подтверждающую смелость и мужество моего подзащитного. (Приобщается к делу видеокассета)

Адвокат:  Конечно, поручик Гринев обрадовался своему невольному освобождению. Так ли это?

Гринев:  Что сказать. … В ту минуту… не мог сказать, чтобы я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел.

Адвокат: Обратите ваше внимание, господа, к какому выводу пришел офицер Гринев, когда его упрашивали поцеловать ручку лжецарю и повиноваться ему. Озвучьте это, Гринев!

Гринев: В те мгновения «я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению!».

Адвокат: Все слышали! Господин судья, отметьте это в протоколе. Лишний раз эти слова, подтверждают мысль, что этот офицер-человек чести, мужества и благородства.

Взволновано он наблюдал, как жители присягали самозванцу. Тяжело ему было, когда расправились ни в чем не повинной Василисой Егоровной. Такие люди, как капитан Миронов и его жена- образец для подражания. В них Гринев видел людей, не изменяющих своим принципам и чувству долга.

Судья: Слово предоставляется свидетелю защиты Архипу Савельеву.

Секретарь: Вызывается свидетель Савельев!

Савельич: Беглый каторжник Емельян Пугачев, впоследствии назвавший себя «царем», «народным заступником», я думаю, надолго запомнил свою первую встречу с моим господином во время бурана. Петр Андреевич благодарит своего спасителя. Дарит ему заячий тулупчик и не только это. Он проявляет к нему уважение, ведь буран,- прости Господи!- не различает, кто перед ним: дворянин или холоп. Однажды мой молодой господин разглядел человека в Пугачеве, обратился к лучшему, что было в нем, и Пугачев не забывает про этот случай, потому и спасает его от лютой казни, хотя батюшка Петр Андреевич и не признал в нем вожатого.

Судья: У меня вопрос к защите: как ведет себя Гринев после освобождения?

Защита № 2: (Гл.VIII «Незваный гость») После освобождениявзволнованный Гринев бросился искать Машу. В отчаяние его привел комендантский дом: все перевернуто, разграблено, сломано. У Палаши он узнал, что Маша у попадьи, но под влиянием известия о казни родителей, у нее случилась горячка.

Найдя обрадованного Савельича в своей квартире, Петр Гринев поразился известию о том, что самозванец- это тот человек, который во время бурана вывел их к постоянному двору.

Судья: Так ли это гвардеец Гринев?

Гринев: Все верно! Я «изумился. Сходство Пугачева с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады, мне отказанной. Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством! ».

Помню, «я погрузился в размышления. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею… было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна Отечеству.»

Адвокат: Прошу суд учесть эти слова, в пользу обвиняемого!

Судья. Принимается! Суд интересует следующее: Пугачев, торжествуя в Белогорской крепости, чувствуя себя царем, сбрасывает в себя «царскую» важность, когда разговаривает с Гриневым. Почему?

Адвокат: Я отвечу, ваша честь! Конечно, при своих товарищах Пугачев важничал, но скрывать что-либо от нашего героя он считал неуместным. Давайте спросим об этом самого Пугачева!

Секретарь: По делу вызывается Емельян Пугачев!

Е.Пугачев: Здравствуйте, люди добрые! Я хорошо помню все встречи с «его благородием». Первую - во время бурана в степи, я вывел их к жилью, его благородие пожаловал тогда мне заячий тулупчик. Вторая встреча произошла в захваченной мною Белогорской крепости. Его благородие держался выше всех похвал. Вечером я велел позвать его к себе. «Струсил ты, - спросил я тогда, - признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? А покачался ты на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал его…Ты крепко передо мною виноват. Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я скрывался от своих недругов.… Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство?».

Напрямик я спросил его: «Обещаешься ли служить мне с усердием?».

Адвокат: Так какими же качествами должен обладать человек, искренне отказывающий грозному Пугачеву, в чьих руках он находится? Стойкость, мужество, самообладание - вот не полный перечень достоинств, которые мой подзащитный проявил в этой ситуации! Не правда ли, господа народные заседатели?

Народные заседатели № 1: Я согласен с адвокатом. Действительно, это человек обладал большой силой духа и смелостью, чтобы отказаться служить Пугачеву. Ведь перед ним уже не пьяница с постоялого двора, а человек, называющий себя «государем Петром Федоровичем»!

Народные заседатели № 2: я тоже разделяю мнение защиты. Гринев не побоялся вступить в спор с Пугачевым и от этого только выиграл. Потому что его искренность и честность понравилась Пугачеву.

Народные заседатели № 3: Я тоже соглашусь с защитником. Хочу добавить, что, раз отметив в Гриневе доброту, сострадательность, Пугачев увидел честность и бескомпромиссность в нем. При следующей встрече именно эти качества вспомнит Пугачев и отпустит Гринева с Машей Мироновой.

Судья: Мне ясно позиция всех присутствующих! Офицер Гринев, помните ли вы свои ощущения после разговора с Пугачевым? Что вы можете сказать по этому поводу?

Гринев: Начнем с того, ваша честь, что «вопрос и дерзость его показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться». Однако, чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? …Ты сам увидел бы, что я лукавлю».

Судья (Пугачеву): Признаете вы эти слова?

Пугачев: Да, все было так. На все мои вопросы его благородие отвечал «с твердостью». Он гордился тем, что «присягал императрице», сам «природный дворянин». Для него - честь - мужская, дворянскаячеловеческая, в конце концов,- не пустой звук, а осмысленное понятие.

Адвокат: Прошу эти слова занести в протокол. И от себя добавляю, что, сознавая себя во власти Пугачева, не колеблясь, Гринев отклонил службу у Пугачева. Искренность офицера «поразила Пугачева», и он отпустил его со словами: «Казнить так казнить, миловать так миловать».

Судья: Заявление принимается! Теперь слово обвиняющей стороне.

Прокурор: Уважаемые дамы и господа! Мне доподлинно известно, что прапорщик Гринев, находясь в осажденном Оренбурге, вызывается стать во главе отряда и очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но чем это вызвано? Это следствие того, что он получил тайное послание от Марьи Мироновой, дочери коменданта, в которую он влюблен! Мало того, когда ему отказывают в этом, он самовольно покидает город. Видимо, он к тому же был «отряжен в Оренбург шпионом».

Судья: Господин адвокат, как вы прокомментируете это обвинение?

Адвокат: (глава XI «Мятежная слобода»). Уважаемый суд! Я попытаюсь объяснить причину отлучки Гринева из Оренбурга и встречи с Пугачевым.

Как утверждает адвокат, Петр Андреевич стремится стать во главе отряда и разгромить восставших в Белогорской крепости. Но ведь оренбургский генерал, к которому с этой просьбой обратился Гринев, лишь посоветовал «взять терпение», отказал в содействии.

Конечно, наш подзащитный понимал, что в военное время самовольно уехать из осажденного Оренбурга- это значит нарушить военную дисциплину. Как быть? Нарушить воинский долг или нарушить долг перед любимой девушкой, оказавшейся в руках подлого Швабрина?

Я думаю, вы согласитесь со мной, отметив, что в одиночку бросившись спасать Машу, Гринёв проявил безрассудную смелость, доброту, благородство и великодушие.

Обратите внимание, что о том же благородстве идет речь, когда мой подзащитный не оставляет в руках пугачевского караула верного Савельича. Он возвращается к нему и, будучи связанным, предстает перед Пугачевым.

Удивительно, что именно в Пугачеве, Гринев найдет человека, который спасет Марью Ивановну.

Прокурор: Почему же Пугачев спасет капитанскую дочку? Ведь Швабрин, поняв, что его план замужества на ней не удался, выдает Машу?

Адвокат:  Да, то, чего страшился Гринев, совершилось. Он видел, как «омрачилось лицо» Пугачева и понял, что сейчас все решится… Вы спрашиваете, что их спасло?

Твердость и честность Петра Андреевича. Это и оценил Пугачев.

Гринев: Когда мы встретились, то решили, что Марья Ивановна отправится в деревню к моим родителям. Я знал, что отец мой «почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за Отечество».

Судья: Так почему же Гринев рассказал Пугачеву все о своей невесте, предательстве Швабрина, а на суде, намереваясь быть правдивым, скрывает существование обстоятельств, связанных с Марьей Ивановной?

Адвокат: Да, действительно, Петр Андреевич намеревался быть правдивым на суде. Однако он видел, что следственная комиссия относилась с предубеждением к его словам. Какие мысли были в его голове? Спросим у него самого!

Гринев: «Мне пришло в голову, что если назову Машу, то комиссия потребует её к ответу; и мысль впутать имя её между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».

Адвокат: Вы слышали доказательство благородства господина офицера? Как вы помните, Швабрин чуть не погубил Машу, объявив, что она дочь коменданта крепости. Однако, Пугачев, проявив великодушие и поистине сделав царский подарок молодым, отпускает их.

Казалось бы, Маша наконец-то обретает счастье. Но судьба приготовила ей новый удар. Какой, спросите вы? Арест Петруши, обвинение его в пособничестве бунтовщикам, в измене присяге. Марья Ивановна, зная своего жениха, была уверена, что он не рассказал всей правды. Ведь для него честь любимой девушки дороже жизни.

«Трусиха», по словам матушки Василисы Егоровны, Маша принимает смелое решение: поехать к самой императрице, чтобы просить за Гринева.

Вот слова, в которых выражено её убеждение в благородстве и силе чувств Петра Андреевича : (читает) «Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался судом, то потому только, что не хотел впутать меня». Это поступок делает честь капитанской дочке.

Судья: Народные заседатели, согласны ли вы с мнением защиты? Есть ли у вас свое отношение к Маше Мироновой?

Народные заседатели № 4: Капитанская дочка Маша Миронова - решительная и самоотверженная девушка. Её смелое решение поехать в Петербург помогло спасти Гринева.

Народные заседатели № 5: Тихая и робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших обстоятельствах. Вспомним, что она вынесла:

* отказ родителей Гринева в свадьбе;

* смерть родителей;

* заточение Швабриным и его издательства;

* арест Гринева.

Но она победила свою судьбу «горькой сироты», обрела дом, семью, счастье. Она растопила холодное сердце величественной императрицы и спасла будущее Петра Гринева, его честь, его семью.

Народные заседатели № 6: Я хочу добавить, что поступки Маши мне очень симпатичны.

Если же говорить в целом обо всем произведении, то честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Не случайно повесть носит такое название - «Капитанская дочка».

Судья: Заключительное слово предоставляется обвинению.

Прокурор: Ваша честь, предъявленные в суде доказательства благородства, мужества, честного служения Отчизне Петра Андреевича Гринева полностью снимают с него все обвинения, тем более, что императрица простила невинного и отдала дань уважения «уму и сердцу дочери капитана Миронова».

Судья: С заключительным словом пусть выступит адвокат!

Адвокат: Уважаемые дамы, господа, дорогие гости! Во время нашего суда вы неоднократно убеждались, что подсудимый Гринев Петр Андреевич человек благородный, твердый в своих убеждениях, честный офицер на службе правительства.

Молодой, легкомысленный человек, которого мы видим в начале произведения и другой Гринев во время исторических событий:

* он готов на смерть вслед за комендантом крепости,

* столкнувшись с нерешительностью и равнодушием оренбургского командования, вынужден сам ехать в Белогорскую крепость,

* у него появляется невольная симпатия к широте и обаянию души Пугачева,

* мы отмечаем нравственную стойкость Гринева, умение не терять надежду во время войны и ареста,

* у него сострадание к Пугачеву,

* он умеет любить, помогать, прощать людей.

Господа, вывод, к которому приходит Петр Гринев: во всех тяжелых жизненных испытаниях нужно сохранять честь, доброту и благородство.

Я считаю, что Петр Гринев не виновен!

Судья: Народные заседатели! Прошу вас проголосовать; считаете ли вы невиновным офицера Гринева?

(Народные заседатели голосуют)

Секретарь: Прошу всех встать! Суд удаляется для вынесения приговора. (Судья проходит в совещательную комнату).

Секретарь: Прошу встать! Суд идет!

Судья: Дорогие друзья! Суд, рассмотрев все обстоятельства по делу офицера Гринева, выслушав защиту и обвинение, приходит к выводу: Дело прекращается за отсутствием состава преступления. Петр Андреевич Гринев невиновен!

IV. Подведение итогов:

Учитель. Ребята, вы доказали, что благородство Гринева проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за ее судьбу, в чувстве собственного достоинства. И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознается в своих грехах и отдает себя на суд людской!

А.С. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринёва обращением своего героя к внуку. Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть):

«Любезный внук мой, Петруша!

...Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я всё полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею... Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества, мною в тебе замеченных: доброту и благородство».

Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства.

V. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сформулировать темы сочинения.

VI. Самооценка обучающихся.

Как вы сегодня оцениваете вашу подготовку к уроку

Подчеркните  нужное

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне

Был полезен / бесполезен, интересен / скучен

Домашнее задание мне

кажется: легким/трудным, интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...