Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе на тему

Волохина Светлана Алексеевна

 Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Т/У Дорога чести Петра Гринева

 в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель и задачи урока:

         образовательная:  формирование понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

      развивающая:      способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;

       воспитательные:  помочь понять значения нравственных качеств  как  долг  и  честь, достоинство, нравственный  выбор,   способствовать развитию познавательных способностей учащихся,  творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества.

Оборудование:1.Наглядная презентация учебного материала

                            2. Проектор, экран.

                           3.Учебник, текст повести

                                            Эпиграф  к  уроку:  «Береги  честь  смолоду».

                                                        Ход урока

  1. Орг. момент.

1 слайд. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер».                        Это  слова  Н.В. Гоголя

Мы  учимся у Пушкина  светло  и чисто любить, крепко и  преданно  дружить, ценить  самые  прекрасные чувства.

Пушкин  живёт  и исцеляет  нас от пошлости, подлости, равнодушия, мелочности. Его  произведения- чистый  родник.  И  примером  этому  служит  его  великолепная повесть  «Капитанская  дочка»,  которую  мы  с  вами изучили.

Сегодня у нас заключительный урок по этому произведению.  Я бы назвала его Урок –размышление.

 О чём же мы сегодня будем размышлять.

 Послушайте одну притчу и постарайтесь определить тему нашего разговора.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: — Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.

-О чем же говорится в этой притче. Как мы назовем наш урок.

2слайд  –Действительно, наш разговор пойдет сегодня о чести, достоинстве и нравственном выборе героя повести «Капитанская дочка».

                        А назовем мы его «Дорога Чести Петра Гринева»

 Наша задача:  проследить по тексту путь духовного становления Петра Гринева, как из Петруши он становится Петром Андреевичем Гриневым. Какие обстоятельства повлияли на это формирование.

3 слайд --Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке.  Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа?

(Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").

-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании вступления.

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.

 

-Что же такое честь?

4 Слайд

Честь – 1.внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя, уважение, почет.

  Слово это было столь важным для русского человека на протяжении веков, что оно прочно вошло в пословицы.

5 слайд

Задание на соответствие. Составьте пословицу, найдя вторую половину в правом столбике.                      

Каков есть,

такова и честь

За совесть и честь

хоть голову снесть

Честь окрыляет

бесчестье гнетет

Где честь

там и правда

Честь лучше

богатства

Честь дороже

жизни

Не кусок пирога

а честь дорога

Кто  с честью дружит

тот верно Родине служит

6 слайд «Проверь себя»

7 слайд -А какую пословицу к «Капитанской дочке» взял А.Пушкин в качестве эпиграфа?

    -Кто является образцом чести и совести в повести?

 Петр Гринев, Мария,  капитан Миронов со своей женой, Иван Игнатьич.

- Как называет автор главного героя в начале и как меняется его имя в течение произведения?

8 Слайд.     Петруша-Петр- Петр Андреевич

- Как же происходил этот путь взросления?

Каждый человек в жизни  сталкивается с проблемой выбора

Как поступить в той или иной ситуации? что выбрать? по какому пути пойти?

9 слайд. Как будто стоишь на перепутье двух-трех дорог, где лежит камень с надписью

С честью пойдешь по жизни-можешь погибнуть.

Против чести пойдешь—жить будешь  

Именно перед таким выбором и оказался Петр Гринев.

10 слайд

Давайте проанализируем его поведение с того момента, как герой покинул дом. С кем пришлось ему встретиться и как эти люди повлияли на его становление? Зурин—Маша--

 11Слайд.

1. Как  характеризует его ситуация с Зуриным?

 По пути в крепость Петр необдуманно проигрывает Зурину 100 рублей, ругает Савельича, хотя тот был прав. Но при этом автор показывает, что Петр переживает из-за того что обидел Савельича. Но долг отдаёт, так как это дело чести, он обещал.

2. Как  характеризует его поведение с Марией?

Он любит её, так как готов пожертвовать ради Маши жизней, защищая её честь на дуэли, вступает в переговоры с Пугачевым, молчит на суде, не назвав её имени .

3. Сопоставьте поведение Гринева и Швабрина во время взятия крепости и после её падения.  Какие бесчестные поступки совершил Швабрин?

 Швабрин сразу же перешёл на другую сторону, оделся по-казацки, льстит, старается угодить Пугачеву.

4. Но самый главный выбор перед Петром стоял, когда он встретился с Пугачевым. Какую дорогу выбрать? Куда пойти? Поцеловать руку злодея или нет? Поцеловать—значит предать жизненные идеалы, предать честь, Машу, капитана Миронова, своих родителей… Но при этом остаться жить. Не поцеловать—значит погибнуть.

-Что выбрал Гринёв?

Гринев выбирает смерть. Достоинство, благородство, верность долгу не позволили ему пойти по дороге подлости и предательства. Лучше он умрёт, но не поцелует руку Пугачева.

Ученик читает стих

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить

                                  Видеоклип  « Честь»                                            

Учитель: Постарайтесь запомнить  эти слова:

Зависит всё, что в мире есть от поднебесной выси, но наша честь от нас самих зависит.

Вывод:   К каким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка»?

  Замысел  «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.

Домашнее задание:    Составьте  синквейн с данным словом

Синквейн .

 Прилагательные---офицерская, рабочая, высокая. огромная, заслуженная, неожиданная, девичья.

Глаголы –оказать, удостоиться, принять с честью, беречь, хранить, блюсти, уронить, запятнать, потерять, задеть, оскорбить, дорожить, ручаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...

«Формирование характера Петра Гринева» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок проведен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии ...

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка...