Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Черкасова Ольга Николаевна

В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления   в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».

На фоне картин о России, класс исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».

Цели:

- проследить по тексту путь духовного становления Гринева;

- пробудить интерес к чтению произведений А.С. Пушкина и к русской классике;

- учиться быть настоящим человеком, вбирая в себя все то лучшее, что присуще положительным героям повести и другим произведениям.

Ход урока.

   Звучит мелодия Чайковского из цикла «Времена года» «Осень». На фоне музыки звучат стихи.

Учитель: Октябрь уж наступил,

                 Уж роща отряхает

                 Последние листы с нагих своих ветвей,

                 Дорога промерзает.

                  Журча, еще бежит за мельницу ручей…

                  Унылая пора! Очей очарованье!

                  Приятна мне твоя прощальная краса!

                  Люблю я пышное природы увяданье

                  В багрец и золото, одетые леса…

И снова с нами А.С. Пушкин…

(Слайд «Портрет А.С. Пушкина)

Мы привыкли к его имени, к его поэзии. Прошло много лет с тех пор, как не стало великого поэта, но покуда вертится земля, пока живы люди, для всех времен он самый современный. Великий и желанный спутник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости. А почему?

(Учитель читает эпиграфы под портретом. Вместе с учащимися делается вывод.)

Ученик: Да потому что его произведения учат жить, растят настоящего человека, воспитывая самые лучшие качества характера.

Учитель: Действительно, Александр Сергеевич – великий и желанный спутник, идет с нами от нашего детства и до старости. И сегодня на уроке мы это докажем.

   Вернемся на время в мир нашего детства… Вспоминаем строки:

Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду расскажи…  или

«Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»».

Переживаем, плачем, радуемся…

Учитель: Растем мы, растет вместе снами и великий поэт. Теперь мы не только восхищаемся окружающей нас природой, но и задумываемся над судьбой Владимира Дубровского, возмущаемся поведением Троекурова и размышляем о несправедливости крепостнической России. А прочитав рассказ «Станционный смотритель», задумываемся о милосердии. о долге перед родителями.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об очень интересной, нужной, злободневной книге-повести «Капитанская дочка». Проблема, затронутая в книге. очень серьезная. важная, и очень современная, которая и послужит теме нашего урока.

(Слайд – Тема урока)

Учитель: А цель урока: проследить по тексту путь духовного становления Гринева. Посмотрите. какие святые слова отражены в постановке темы: «Честь, достоинство, нравственность».

(Слайд – Словарная работа)

Учитель: В качестве домашнего задания я просила выяснить по «Толковому словарю», значение слов: честь, достоинство, нравственность, достоинство, милосердие.

Ученик 1: Честь – достоинство. высоко ценимое моральное состояние, вызывающее чувство гордости.

Ученица 2: Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение в обществе.

Ученик 3: Достоинство – положительное качество, это совокупность лучших человеческих качеств характера и уважение к себе.

Ученик 4: Милосердие – готовность помочь кому–нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.

Учитель: Итак, закрыта последняя страница книги. Какое впечатление оставила она у вас? Какие эпизоды, страницы наиболее запомнились и взволновали? Кто главные герои?

Ученик: Капитан Миронов, Пугачев, Гринев, Швабрин. Все основные герои проходят через нравственные испытания. И один из них – Петр Андреевич Гринев.

Учитель: Прежде чем говорить о его нравственных испытаниях, мы обязаны отметить, чем характерно время, в какое происходит действие.

Ученица: Действие происходит не просто во время войны – оно разворачивается на фоне одного из самых крупных и кровавых. жестоких и беспощадных восстаний в России – восстании под предводительством Е. Пугачева.

(Слайд – портрет Пугачева)

Историческая справка. (Подготовленный ученик рассказывает о причинах восстания, работа с картой).

(Слайд – вступление казачества в пугачевское войско).

Учитель: Почему мы уделяем внимание истории? Да потому что все герои повести так или иначе связаны с пугачевским бунтом, выявляя свои нравственные и далеко не нравственные идеалы. А еще мы должны отметить, что во время важных исторических событий происходит переделка человеческого характера. Эту переделку, своего рода метаморфозу, качеств характера мы особенно заметим на образах Гринева и Швабрина.

Учитель: Итак, перед нами образ Гринева.

- В какой семье воспитывался Петр Гринев? Что можно сказать об отце и матери.

Ученик: П. Гринев воспитывался в патриархальной дворянской семье. самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам и в то же время замашки крепостника.

Ученица: Мать – мягкая и безвольная. Преданный, но недалекий Савельич. Добрый, но беспутный мосье Бопре. Поэтому неудивительно, что домашнее воспитание ограничивалось умение судить о свойствах борзового кобеля, кое-как читать по-французски и драться на шпагах, ав нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. мечтая служить в гвардии и вести веселую жизнь в Петербурге.

Учитель: А сейчас мы посмотрим фрагмент из повести. отражающий тот момент, когда Гринев рассказывает о своей жизни в родительском доме и решение отца отправит его на настоящую службу.

Сценка.

Действующие лица.

Петр Гринев

Отец – Андрей Петрович Гринев

Мать Гринева

Монолог Петруши о жизни в родительском доме. Начало действия.

(Матушка вяжет. Петруша интересуется вязанием, припевая. вытанцовывает какие-то движения). Батюшка в это время читает усердно «Придворный календарь», проговаривает какие-то слова, охает, вздыхает, затем задумывается, швыряет календарь и лицом, не предвещающим ничего доброго, обращается к матушке).

БАТЮШКА: Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?

МАТУШКА: Да вот пошел 17 годок. Петруша родился в тот самый год. как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда ещё…

БАТЮШКА: (резко прерывает матушку) Добро. Пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.

(Матушка чуть ли не падает в обморок, уронила вязанье. Петруша поддерживает ее, а она плачет).

ПЕТРУША (радостно). Матушка, не надо плакать. Ведь это так хорошо! Я хочу на службу! Это свобода! (В сторону, тихо, чтобы маменька не услышала). Я буду офицером гвардии, окунусь в удовольствия петербургской жизни. У меня будет много денег! Для меня будут открыты все питейные заведения! Ура!

БАТЮШКА: (строго посмотрел на сына) Так, через 5 дней я назначаю отъезд, а я сию минуту намерен написать к будущему твоему начальнику, с которым был близко знаком. Палашка! Принеси немедля перо и лист бумаги.

МАТУШКА: (в страшном волнении, руки дрожат и голос с плачем) Не забудь, Андрей Петрович, поклониться князю Бокареву; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

БАТЮШКА: (нахмурился, стал чернее тучи) Что за вздор! К какой стати стану я писать к князю Бокареву?

МАТУШКА: Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

БАТЮШКА: Ну, а там что?

МАТУШКА: Да ведь начальник Петрушин – князь Бокарев. Петруша-то записан в Семеновский полк.

БАТЮШКА: Записан!!! А мне какое дело, что он записан! Петруша в Петербург не поедет! Чему он научится. служа в Петербурге? Безрассудно тратить деньги на развлечения и удовольствия? Повесничать? Нет! пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не гуляка, шалопай, бездельник. Да, не шаматон! Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.

МАТУШКА: (берет шкатулку, копается, достает вначале распашонку, в которой крестили Петрушу, крестится, целует ее, а потом дрожащими руками вручает паспорт мужу).

 Возьми пашпорт, вот он хранится вместе с сорочкою, в которой крестили нашего Петрушеньку.  

БАТЮШКА: (Читает внимательно в паспорте, затем кладет его перед собой и начинает писать).

(Петруше). Вот я пишу письмо к Андрею Карловичу Разумовскому, моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его  начальством (отдает ему письмо).

МАТУШКА: Батюшка, в какую же неведомую даль посылать единственного сыночка, единственное чадо наше. За что же так? Вместо петербургской жизни Петрушу ждет сторона глухая и отдаленная. И служба там для него будет тяжким несчастьем.

БАТЮШКА: (строго) Хватит причитать! Пусть он будет настоящим солдатом. Идите, Авдотья Васильевна, собирайте сына в дорогу.

(Матушка с причитаниями уходит).

БАТЮШКА: (обращается с достоинством, с волнением к Петру).

Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу : береги платье снову, а честь смолоду (целует его по-русски 3 раза, а матушка крестит его, благославляя в дорогу, затем прислоняется лицом в плечо мужа; Петруша уходит, кланяясь родителям).

(После просмотра сценки, класс делает выводы о воспитании Гринева и характере его отца).

Учитель: Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

Учитель: Первое испытание в самостоятельной жизни (встреча с Зуриным). Какие качества характера проявились при этой встрече?

Учитель: Встреча в степи с вожатым. Что интересного вы узнали из этого эпизода о Гриневе?

РАБОТА С ТЕКСТОМ. (Учащиеся зачитывают строки о поведении Гринева с вожатым 9СТР.74 от слов: «Хорошо»,- сказал я…)

Ученик: Гринев  то доброе, светлое, что вынес из родительского дома. В благодарности Гринева заключено и жалость, и сострадание, и уважение к человеку. А человеку холодно… И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это кощунство. Значит, в книге затрагивается и тема милосердия. Очень злободневная тема.

Учитель: Тема милосердия занимает немалое место в книге. Милосердие, конечно, не совсем ушло из нашей жизни. Но … многие стыдятся своих истинных чувств, поэтому люди стали равнодушны друг к другу. Мерилом ценности человека стали деньги, положение в обществе. Наверно, это потому, что падает нравственность. И вы, ребята, должны очень серьезно подойти к разрешению данной проблемы. А что мы сейчас наблюдаем в нашей жизни?

(Дети приводят примеры нравственных и безнравственных поступков из окружающей их действительности.)

Пример 1. Снимается скрытой камерой такой эпизод: лежит на улице мужчина; проходят мимо люди, много людей. Одни считают, что это пьяница, пусть протрезвеет, другим некогда, а третьим все равно. Но вот подошел к нему человек, нагнулся над несчастным, огляделся по сторонам и … снял с него шапку, убежал.

Пример 2. Ученица утверждает, что животные проявляют заботы, милосердия больше, чем люди. В газете она прочитала сообщение о том, как в волчьей стае растет ребенок, чудом оказавшийся среди волков, кормится молоком волчицы. Но вот облава. Волки почувствовали это и смогли бы убежать. Но у зверей есть неписанный закон: спасаться не в одиночку, но маленький человек не умеет быстро бегать, и волчица, вскормившая человеческого детеныша, не оставила малыша, а стая не смогла оставить волчицу… Черный силуэт вертолета уже опустился над ними… Волчица погибает, а мальчик громко воет над ней, плакать по-человечески научить его было некому.

Учитель: Это страшное сравнение. Но оно  о многом заставляет нас задуматься. Произведения классической литературы высоко нравственны. Во многом очень ярко выделена тема милосердия. Примеры поучительные. Берите с собой в жизнь все то лучшее, что увидели в книгах великих писателей. Вернемся к повести.

Итак, продолжается путь духовного становления Гринева. Он приезжает в пункт назначения – Белгородскую крепость.

(Слайд – «Белгородская крепость»).

Учитель: Какой мечтал увидеть крепость Гринев?

- А что увидел?

РАБОТА С ТЕКСТОМ. (Описание крепости.)

- Сравните крепость на слайде с описанием крепости в книге: гл. «Крепость» со слов: «Я глядел…»

- В чем он разочаровывается и что доставляет ему удовольствие в Белгородской крепости? (зачитывают)

(Слайд – Василиса Егоровна и Иван Игнатьевич за пряжей)

АНАЛИЗ УВИДЕННОГО.

Ученик: Гринев видит красоту простых людей, добрые взаимоотношения, тесное общение, любовь.

Учитель: - С какой целью автор вводит Швабрина?

                - Что стало причиной ссоры со Швабриным?

                - А почему Гринев не отказался от дуэли?

Итак, вернемся к великому историческому событию – восстанию крестьян под предводительством Е.И. Пугачева.

Пугачев без боя берет Белгородскую крепость. Как же показана автором 1-я встреча Гринева с Пугачевым - «государем»?

(Слайд – Гринев перед Пугачевым)

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Стр.105 от слов «Очередь была за мною..» Идет работа с текстом, раскрывается характер Гринева и параллельно с ним Е. Пугачева.

Исполняется фрагмент из повести «Гринев и Пугачев».

Учитель: Внимательно прочитали отрывок из повести.

- Что можно сказать о Гриневе?

- Какие качества характера Гринева и Пугачева проявились в этом кульминационном эпизоде повести?

  В книге немало пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы в повести?

Учащиеся находят в повести пейзажные зарисовки, зачитывают. (Например, стр. 112, со слов «Я оставил Пугачева и вышел на улицу…»)

Учитель: Первый раз за свое пребывание в крепости Гринев почувствовал мир, покой, появилась надежда на жизнь, на счастье.

  Итак, честь стала в повести мерой человечности и порядочности всех героев. Погибает Иван Игнатьевич, Мироновы. Отношение к долгу и чести развело Гринева и Швабрина. А честность и искренность Гринева привлекли к нему Пугачева. Достоинство и честь офицера… В каких произведениях особо затрагивается эта тема? (Ребята приводят в пример немало книг, одна из них А. Куприна «Брегет»)

Ученики: Приводят примеры о состоянии нашей армии в 90-х годах, встречаются случаи, когда офицеры распродавали военное имущество, даже оружие; офицеры пьянствовали; в армии царила «дедовщина»; родители покупают справки, чтобы сыновья не шли в армию. Факты кричащие.

Учитель: Да, беспорядков у нас в армии было много, к счастью, положение в настоящее время улучшилось. Престиж армии снова на высоте. Очень надеюсь, что страницы повести не пройдут бесследно. Вам в будущем строить новую жизнь, вам руководить страной. Возьмите в самостоятельную жизнь книги Пушкина, которые помогут вам в трудных жизненных ситуациях. А сейчас вернемся к повести.

- В каких эпизодах показано, где еще Гринев проявляет свое благородство?

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Дети приводят примеры из повести. Зачитывают страницы об отношении к Савельичу. («Мятежная слобода» стр. 124 «Темнота приближающейся ночи… повели нас с торжеством» и другие.)

Учитель: И снова судьба сводит Гринева с Пугачевым.

(Слайд – «Гринев снова перед Пугачевым» Анализ картины).

Учитель: Скажите, пожалуйста, в каком поступке Гринев-человек побеждает Гринева-солдата?

- Как вы смотрите на самовольный отъезд Гринева?

Ответ: Самовольный отъезд Гринева из осажденного Оренбурга формально является нарушением дворянского долга. Но Петр действует не с дворянских, а с общечеловеческих позиций.  Им движет любовь и сознание своего долга по отношению к бедной сироте. Именно в этот момент Гринев-человек побеждает Гринева-солдата.

Учитель: каким же предстал перед нами Гринев в конце повести?

Ответы: Образ Гринева дан в развитии. Несмотря на ошибки героя книги, перед нами вырастает образ честного, верного в любви, своему долгу. а ведь в начале перед нами легкомысленный молодой человек, ограниченный во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал. И пусть поступки Гринева не имеют большого исторического значения, но Пушкин показывает, что эти незаметные, тихие подвиги, человеческие поступки важнее событий государственного масштаба.

Учитель: Таким образом,  в повести «Капитанская дочка» нравственными являются гордость, верность слову (клятве, присяге, чести дворянина, умение сострадать, а также умение быть великодушным,  умение прощать и быть благородным. А вот обращение пишущего записки Гринева в старости своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я  выплыл, наконец, и слава Богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе … если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство».

  Эти строки – великое напутствие вам, молодым, нашей смене. Возьмите их с собой с нашего урока. Пронесите эти золотые слова великого поэта через всю свою жизнь. Мы живем с вами сейчас в очень трудное время. Главное, вы любите свой отчий край, гордитесь державой, а когда вырастите, будете преумножать ее богатства, любить Россию.

(Слайд – «Виды просторов нашей Родины»)

На фоне картин о России класс исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...

: Урок развития речи. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Разработка урока по подготовке к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". На уроке проводится работа по закреплению умения учащихся работать со сложным планом, развитию...