Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Корчагина Зоя Николаевна

"Долг и честь в повести "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korchagina_z.n.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Корчагина Зоя Николаевна

Предмет

литература

Класс

8

Тема

Долг и честь в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель деятельности
учителя

углубить знания учащихся о повести А.С. Пушкина, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь».

Тип урока

Обобщающий урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные. Знать:

•        основные признаки повести, ее жанровое своеобразие;

•        основные этапы анализа прозаического текста;

        Метапредметные. Уметь: 

•        выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста;

•        определять тему и идею произведения;

•        давать развернутые ответы на вопросы;

•        находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения.

 Личностные: формирование положительного отношения к учению,  уважительного  отношения к собеседнику.

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, диалогический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение.

Образовательные
ресурсы

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование

  •  портрет А.С. Пушкина;
  • сборники его повестей;
  • иллюстрации к повести «Капитанская дочка»;
  • аудиозапись из фильма «Капитанская дочка».

Основные понятия и термины

Повесть, нравственные понятия «долг», «честь».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

После представления сцены задает вопросы:

- Что за сцена разыграна перед вами?

- Кто в ней участвует?

- Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?

Представляют сцену  дуэли Алексея Швабрина и Петра Гринёва. Глава IY «Поединок», (исполняют роли Савельича, Швабрина, Гринёва).

К – понимают чувства других людей и сопереживают им, осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

III. Изучение нового материала (Составление кластеров «Гринев», «Шабрин»)

Указывает учащимся на основные стороны личности героев, задает уточняющие вопросы.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства;

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

IV. Практическая деятельность Комментированное чтение и обсуждение повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Организует комментированное чтение повести и беседу по следующим темам:

  1. Воспитание и образование
  2. Отношение к окружающим людям
  3. Отношение к любви
  4. Понимание воинского долга

Читают текст, анализируют его, беседуют по вопросам, интерпретируют информацию.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию..

К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

V. Итоги урока (составление синквейна). Рефлексия деятель-
ности

Заслушивает составленные обучающимися синквейны

Составляют синквейн, формулируют, что усвоено на уроке.

П – ориентируются

в своей системе знаний, установить соответствие результатов поставленной цели.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено.

Л – проявляют интерес к предмету 

VI. Домашнее задание

Выдает задание (написать письмо А. Швабрину о понятиях «долг», «честь»).

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности