Конспект урока в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Тема урока: Игра не на жизнь, а на смерть.

Тип урока: обзор эпического произведения

Класс: 8-ой

Цели урока:

Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста.

Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения.

Воспитательные: воспитать любовь к русской классической литературе, в частности к творчеству А.С.Пушкина; привить интерес к слову, к кинематографу.

Оборудование: тексты повести, портрет А.С.Пушкина, видеофрагмент кинофильма «Пиковая дама» 1982 г. режиссера  Масленникова, аудиофрагмент оперы Чайковского «Пиковая дама».

Оформление доски:

Число

Тема

Портрет

1.Орг.момент (1 мин)

У: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку.

2.Слово учителя

(5 мин)

У: Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока.   На сегодняшнем уроке наше внимание будет уделено одному из знаковых произведений писателя. А что это за произведение, вы скажете, посмотрев фрагмент фильма 1982 года режиссёра И.Масленникова (смотрим фрагмент фильма).

3. Введение темы ( 2 мин)

Беседа (30 мин)

( 2 мин)

У: Ребята, вы догадались, по какому произведению снят этот фильм?

Д: «Пиковая дама»

У: Верно. В этом эпизоде мы видим двух героев: Германна и Чекалинского. Германна играет Виктор Проскурин, которого вы можете узнать по фильму «Сокровища Агры» из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»; а Чекалинского играет Иннокентий Смоктуновский, который может быть вам знаком по роли Юрия Деточкина из комедии «Берегись автомобиля». Ребята, почему повесть и фильм так названы? Ведь в выигрышной комбинации нет пиковой дамы? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к эпиграфу повести. Откроем тексты и прочитаем его: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга».  Как вы понимаете эпиграф?

Д: Пиковая дама – это графиня, у которой Германн хотел узнать секрет выигрышной комбинации карт. На отказ графини он стал угрожать ей, в итоге графиня умерла от испуга. Она выражает тайную недоброжелательность по отношению к Германну, т.к. по его вине она умирает, а он не выполняет ее последней воли – не женится на Лизе.

У: Итак, главные герои повести – графиня и Германн. Когда он впервые появляется на страницах повести? Найдите это в тексте.

Д: – А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!

– Игра занимает меня сильно, – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

– Германн немец: он расчетлив, вот и всё! – заметил Томский. – А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна. (1 глава).

У: Что мы узнаем о главном герое из этого диалога?

Д: Это молодой инженер, немец.

У: Что говорится о его отношении к карточной игре?

Д: Что он никогда не играл, но игра занимает его очень сильно. «Он не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести лишнее».

У: Ребята, давайте найдем более подробную характеристику героя и причины, по которым он все-таки решился на игру.

Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твердо убеждён в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасала его от обыкновенных заблуждений молодости. Так, например, будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему (как сказывал он) жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее, – а между тем целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры.

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. «Что, если, – думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу, – что, если старая графиня откроет мне свою тайну! – или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать счастия?.. Представиться ей, подбиться в её милость, – пожалуй, сделаться её любовником, но на это требуется время – а ей восемьдесят семь лет, – она может умереть через неделю, — да через два дня!.. Да и самый анекдот?.. Можно ли ему верить?.. Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

У: Каким предстает Германн в этом отрывке? Что мы можем сказать о нем?

Д: Германн не позволял себе малейшей прихоти, он скрытен, честолюбив, но при этом он имел сильные страсти и огненное воображение, твердость характера.

У: Как он отнесся к анекдоту о трех картах?

Д: Он сильно подействовал на его воображение, Германн постоянно о нем думал. С одной стороны, его прельщала возможность быстро разбогатеть, проверить свое счастье, но с другой стороны, расчет, уверенность и трудолюбие не давали ему решиться на игру

У: Есть и ещё одна причина, по которой он не брался за карты. Дело в том, что во времена Пушкина азартные игры были запрещены. Это рассматривалось как уголовное преступление. Карточная игра и стала сюжетом повести. (Доклад: Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался).

У: Пушкина заинтересовала эта история, потому что он и сам был неравнодушен к картам. Пристрастился он к ним ещё в лицее. Но играет он обычно несчастливо. Перед Южной ссылкой проиграл оцененную в тысячу рублей рукопись первого сборника стихов. Выкупить ее и издать он смог только через 5 лет. Пушкин не редко закладывал ещё неизданные произведения, в том числе и 5 главу «Евгения Онегина».

У: Как вы думаете, почему вдруг такой рассудительный и осторожный человек, как Германн решается на такой рискованный шаг?

Д: Потому что он был уверен в успехе, убежден в нем. Он не думал, что это риск, т.к. узнал верный способ выигрыша.

У: Каким образом герой рассчитывал выведать секрет графини? Ведь, как мы помним из текста, она не раскрыла его даже своим детям и внукам. Что стало решающим в плане Германна?

Д: «Германн увидел свежее личико и чёрные, эта минута решила его участь».  Он решил узнать комбинацию карт через Лизу, воспитанницу старой графини. Он начал ухаживать за ней и добился того, что она провела его в дом.

У: Что происходит далее?

Д: Вместо того, чтобы пойти к Лизе, которая его ждет, Германн заходит в комнату графини, дожидается, когда она остается одна и умоляет ее открыть ему тайну игры.

У: Давайте найдем этот фрагмент в тексте.

– Не пугайтесь, ради Бога, не пугайтесь! – сказал он внятным и тихим голосом. – Я не имею намерения вредить вам; я пришёл умолять вас об одной милости.

Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала. Германн вообразил, что она глуха, и, наклонясь над самым её ухом, повторил ей то же самое. Старуха молчала по прежнему.

– Вы можете, – продолжал Германн, – составить счастие моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду...

Германн остановился. Графиня, казалось, поняла, чего от неё требовали; казалось, она искала слов для своего ответа.

Это была шутка, – сказала она наконец, – клянусь вам! это была шутка!

Этим нечего шутить, – возразил сердито Германн. – Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы отыграться.

Графиня видимо смутилась. Черты её изобразили сильное движение души, но она скоро впала в прежнюю бесчувственность.

– Можете ли вы, – продолжал Германн, – назначить мне эти три верные карты? Графиня молчала; Германн продолжал:

– Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того: они же не знают и цены деньгам. Моту не помогут ваши три карты. Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот всё-таки умрёт в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия. Я не мот; я знаю цену деньгам. Ваши три карты для меня не пропадут. Ну!..

Он остановился и с трепетом ожидал её ответа. Графиня молчала; Германн стал на колени.

– Если когда-нибудь, – сказал он, – сердце ваше знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, – всем, что ни есть святого в жизни, – не откажите мне в моей просьбе! – откройте мне вашу тайну! – что вам в ней?.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором... Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, – я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но и дети мои, внуки и правнуки благославят вашу память и будут её чтить, как святыню…( 3 глава).

У: Каким образом Германн пытается выяснить секретную комбинацию? Что он говорит графине?

Д: Сначала он говорит о том, что самой графине эта тайна не принесет пользы, а ее родственники и без того богаты и, кроме того, все равно не знают цену деньгам. Для них это богатство, которое можно выиграть, не станет спасением или благом, а он способен найти разумное применение выигрышу, у него эти деньги не пропадут.

У: Как эти слова характеризуют Германна?

Д: Здесь читатель все более убеждается в расчетливости Германна, он пытается убедить графиню в том, что деньги не станут для него искушением, а принесут только пользу.

У: Каково отношение Германна к старой графине?

Д: Он относится к ней как к средству для достижения цели, однако не желает ей зла.  Он пытается задобрить ее, обещая, что и он и все его потомки будут чтить ее память. Германн взывает к лучшим человеческим чувствам графини, однако она остается непреклонна.

У: И что же происходит далее? Давайте прочтем.

Д: Старуха не отвечала ни слова. Германн встал.

– Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы, – так я ж заставлю тебя отвечать... С этим словом он вынул из кармана пистолет.

При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела... Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.

– Перестаньте ребячиться, – сказал Германн, взяв её руку. – Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? – да или нет?

Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.(3 глава).

У: Проанализируем, как меняется отношение Германна к графине? Какие черты характера героя здесь проявляются?

Д: Отношение крайне негативно: если сначала он упрашивал, был мягок с ней, то теперь он опустился до оскорблений, становится резким, жестким, не отступает от своей цели. В итоге поведение героя приводит к трагедии – графиня умирает.

У: Можем ли мы сказать, что Германн виновен в ее смерти?

Д: Да, конечно.

У: Ребята, мы сделали вывод, что Германн использовал графиню в целях достижения своих корыстных целей. А есть ли ещё герои в повести, к которым Германн относится подобным образом?

Д: Да, есть. Воспитанница графини Лиза, которая влюбляется в Германна, оказывается обманутой. Германн использует ее чувства и ее положение только чтобы проникнуть в дом. Давайте найдем в тексте эпизод, когда Германн признается Лизе в своей причастности к смерти старухи.

Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой её благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своём раскаянии. Германн смотрел на неё молча: сердце его также терзалось, но ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения.

– Вы чудовище! – сказала наконец Лизавета Ивановна. (4 глава).

У: Таким образом, Германн не только виновен в гибели графини, но и погубил прекрасное чувство Лизы, нанес ей душевную травму.

У: Давайте подумаем, права ли Лиза, назвав Германна чудовищем? Так ли однозначен этот герой? Неужели он совсем не чувствует своей вины? Обратимся к эпизоду в начале 5 главы (похороны графини).

Три дня после роковой ночи, в девять часов утра, Германн отправился в *** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини. Не чувствуя раскаяния, он не мог однако совершенно заглушить голос совести, твердивший ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мёртвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, – и решился явиться на её похороны, чтобы испросить у ней прощения.

Что мы можем сказать по данному отрывку?

Д: Германн все-таки чувствует угрызения совести, считает себя в некоторой степени виновным в смерти старухи. Однако, на похороны он приходит попросить прощения у старухи, а также, чтобы успокоить свою совесть.

У: Ребята, простила ли его графиня? Как мы узнаем об этом? Давайте найдем ответ в тексте.

– Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твёрдым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, – но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...

У: И что же происходит? Выполняет ли Германн завещание графини? Удается ли ему выиграть?

Д: Нет, он не женится на Лизе, более того, он и не смог выиграть.

У: Давайте обратим внимание на игру Германна. Читаем.

– Позвольте поставить карту, – сказал Германн, протягивая руку из-за толстого господина, тут же понтировавшего. Чекалинский улыбнулся и поклонился, молча, в знак покорного согласия. Нарумов, смеясь поздравил Германна с разрешением долговременного поста и пожелал ему счастливого начала.

– Идёт! – сказал Германн, надписав мелом куш над своей картою.

– Сколько-с? – спросил, прищуриваясь, банкомёт, – извините-с, я не разгляжу.

– Сорок семь тысяч, – отвечал Германн.

При этих словах все головы обратились мгновенно, и все глаза устремились на Германна. – Он с ума сошёл! – подумал Нарумов.

– Позвольте заметить вам, – сказал Чекалинский с неизменной своею улыбкою, – что игра ваша сильна: никто более двухсот семидесяти пяти семпелем здесь ещё не ставил.

– Что ж? – возразил Германн, – бьёте вы мою карту или нет? Чекалинский поклонился с видом того же смиренного согласия.

– Я хотел только вам доложить, – сказал он, – что, будучи удостоен доверенности товарищей, я не могу метать иначе, как на чистые деньги. С моей стороны я конечно уверен, что довольно вашего слова, но для порядка игры и счетов прошу вас поставить деньги на карту.

Германн вынул из карман банковый билет и подал его Чекалинскому, который, бегло посмотрев его, положил на Германнову карту.

Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.

– Выиграла! – сказал Германн, показывая свою карту.

Между игроками поднялся шёпот. Чекалинский нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо.

– Изволите получить? – спросил он Германна.

– Сделайте одолжение.

Чекалинский вынул из кармана несколько банковых билетов и тотчас расчёлся. Германн принял свои деньги и отошёл от стола. Нарумов не мог опомниться. Германн выпил стакан лимонаду и отправился домой.

На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошёл к столу; понтеры тотчас дали ему место. Чекалинский ласково ему поклонился.

Германн дождался новой тальи, оставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.

Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семёрка налево.

Германн открыл семёрку.

Все ахнули. Чекалинский видимо смутился. Он отсчитал девяносто четыре тысячи и передал Германну. Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился.

В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но всё улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв её кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.

Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.

– Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...

– Старуха! – закричал он в ужасе.

У: Итак, мы с вами прочитали эпизод игры Германна. В начале урока мы видели этот фрагмент в исполнении актеров. Теперь прослушаем, как эта же сцена воплощена в опере Чайковского «Пиковая дама». Во время прослушивания подумайте и сравните воплощение одной и той же сцены в разных видах искусства: кино, литература, опера (слушаем фрагмент оперы).

Д: В кинофильме Германн спокойно отнесся к своему проигрышу, как будто он этого ждал, предчувствовал; или же он ещё не осознал произошедшего. В повести Пушкина он видит сходство между пиковой дамой и графиней, что приводит его в ужас, он кричит: «Старуха!», здесь уже можно видеть, как сильно его потрясла неудача в игре. В опере же это ощущение ещё более усиливается благодаря музыкальному сопровождению, мощным голосам исполнителей.

У: Да, вы правы. Т.о. мы можем сделать вывод, что передать одну и ту же ситуацию при помощи различных видов искусства можно неодинаково. Каждый художник, будь то писатель, режиссер или композитор, видит историю по-своему, и каждая из точек зрения может иметь право на существование. Однако же первоисточником все-таки является литературное произведение Пушкина.

 Как вы думаете, почему Пушкин, в отличие от реальной истории, на которой основана повесть, заставляет героя проиграть?

Д: Потому что Германн наказан судьбой за свои поступки: он виновен в смерти графини, обманул Лизу, хотел без особых усилий быстро разбогатеть, но у него это не получилось.

У: Давайте вернемся к эпиграфу и подумаем, могла ли повесть закончиться выигрышем Германна?

Д: Нет, т.к. в эпиграфе сказано, что пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Пиковая дама становится роком для Германна. Он видит в ней графиню, которая будто насмехается над ним.

У: Что происходит в финале с главным героем?

Д: Он сходит с ума, находится на лечении в психиатрической больнице и постоянно твердит комбинацию карт.

У: Может ли мы сказать, что Германн загубил не только жизнь старой графини, но и свою судьбу?

Д: Да, он становится жертвой своей расчетливости, в каком-то смысле его можно назвать мертвецом, т.к. он уже не живет, а существует.

У: Ребята, какой вывод мы можем сделать по этой повести. Обобщим все, сказанное нами на уроке.

Д: Пушкин в повести показывает расчетливого молодого человека, который в своем желании разбогатеть заходит слишком далеко. И просто из стремящегося к лучшей жизни он превращается в циничного, готового на все ради достижения своей цели человека.

У: Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

Д: Да, т.к. и сейчас есть такие люди, которые, как и Германн, готовы на все ради материального благополучия.

Таблица

Знакомство с героем (1 глава)

Германн  - сын обрусевшего немца.Он не позволял себе малейшей прихоти,  скрытен, честолюбив, но при этом он имел сильные страсти и огненное воображение, твердость характера.

История о картах сильно подействовал на его воображение, Германн постоянно о нем думал. С одной стороны, его прельщала возможность быстро разбогатеть, проверить свое счастье, но с другой стороны, расчет, уверенность и трудолюбие не давали ему решиться на игру.

Разговор с графиней (3 глава)

Здесь читатель все более убеждается в расчетливости Германна, он пытается убедить графиню в том, что деньги не станут для него искушением, а принесут только пользу. Он относится к графине как к средству для достижения цели, однако не желает ей зла.  Он пытается задобрить ее, обещая, что и он и все его потомки будут чтить ее память. Германн взывает к лучшим человеческим чувствам графини, однако она остается непреклонна.

Смерть графини (3 глава)

Отношение к графине крайне негативно: если сначала он упрашивал, был мягок с ней, то теперь он опустился до оскорблений, становится резким, жестким, не отступает от своей цели. В итоге поведение героя приводит к трагедии – графиня умирает.

Признание Лизе (4 глава)

Германн не только виновен в гибели графини, но и погубил прекрасное чувство Лизы, нанес ей душевную травму.

Похороны графини (5 глава)

Германн все-таки чувствует угрызения совести, считает себя в некоторой степени виновным в смерти старухи. Однако, на похороны он приходит попросить прощения у старухи, а также, чтобы успокоить свою совесть.

Сон Германна (5 глава)

Германн выясняет выигрышную комбинацию. Он не женится на Лизе, не выполняет волю покойной, следовательно, прощения не получает.

Игра Германна (6 глава)

Германн наказан судьбой за свои поступки: он виновен в смерти графини, обманул Лизу, хотел без особых усилий быстро разбогатеть, но у него это не получилось. Он становится жертвой своей расчетливости, в каком-то смысле его можно назвать мертвецом, т.к. он уже не живет, а существует.

Вывод: Германн предстает неоднозначным героем. Он расчетлив, готов на все ради достижения своей цели, но при этом он не совсем утратил человеческие качества. Он не получает прощения от графини и Лизы и остается наказан судьбой за свои деяния.



Предварительный просмотр:

Таблица. Характеристика Германна

Знакомство с героем (1 глава)

Разговор с графиней (3 глава)

Смерть графини (3 глава)

Признание Лизе (4 глава)

Похороны графини (5 глава)

Сон Германна (5 глава)

Игра Германна (6 глава)



Предварительный просмотр:

Доклад: Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался).

У: Итак, мы с вами прочитали эпизод игры Германна. В начале урока мы видели этот фрагмент в исполнении актеров. Теперь прослушаем, как эта же сцена воплощена в опере Чайковского «Пиковая дама». Во время прослушивания подумайте и сравните воплощение одной и той же сцены в разных видах искусства: кино, литература, опера (слушаем фрагмент оперы).

Д: В кинофильме Германн спокойно отнесся к своему проигрышу, как будто он этого ждал, предчувствовал; или же он ещё не осознал произошедшего. В повести Пушкина он видит сходство между пиковой дамой и графиней, что приводит его в ужас, он кричит: «Старуха!», здесь уже можно видеть, как сильно его потрясла неудача в игре. В опере же это ощущение ещё более усиливается благодаря музыкальному сопровождению, мощным голосам исполнителей.

У: Да, вы правы. Т.о. мы можем сделать вывод, что передать одну и ту же ситуацию при помощи различных видов искусства можно неодинаково. Каждый художник, будь то писатель, режиссер или композитор, видит историю по-своему, и каждая из точек зрения может иметь право на существование. Однако же первоисточником все-таки является литературное произведение Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...

План-конспект урока «Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Материал представляет собой план-конспект урока литературы в 8 классе по теме: "Значение судьбы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Материал рассчитан на то, что учащиеся первично оз...