Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Яцкина Елена Александровна

        УМК Г.И.Беленького.

       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина     «Пиковая дама»)

       Форма проведения: урок-размышление.

       Методы: исследовательский метод, проблемно-поисковый.     

       Дидактическое сопровождение: текст повести А.С.Пушкина,  

       выставка детских работ (иллюстрации к повести).

       Добин Е.С. История девяти сюжетов.- Л., Детская литература, 1990

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pikovaya_dama.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бутырская  основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

урок литературы

            Три злодейства

           (по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Урок разработан

                             учителем русского языка

                             и литературы Яцкиной Е.А.

Бутырки 2012

Тема:                   « Три злодейства» 

Форма проведения: урок-размышление.

Цель:

  1. Расширить представление о творчестве  А.С.Пушкина;
  2. совершенствовать навык исследовательской деятельности в ходе анализа самостоятельно прочитанного произведения;
  3. развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы;
  4. прививать потребность работать с дополнительной литературой;
  5. воспитывать стремление к истинным ценностям.        

Оборудование:

             текст повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»; выставка детских работ (иллюстрации к повести); книга Е. Добина «История девяти сюжетов» - Л., Детская литература, 1990.

                                          Ход урока:

I. Сообщение  урока. Целеполагание.

II. Знакомство с выставкой иллюстраций. Представление учащимися своих работ.

       

III. Вступительное слово учителя.

     

      Читая «Пиковую даму», или «Шинель» Гоголя, или «Муму» Тургенева, мы верим: перед нами – сама жизнь. И это правда: в настоящей литературе жизнь предстает такой, как она есть. Но оказывается, это вовсе не значит, что писатель просто описывает все, как было на самом деле. Он отбирает факты, изменяет их, иногда выдумывает, - только пройдя через творческое воображение, жизнь становится литературой.  А литература отражает правду жизни.

      Писатель не только рассказывает о жизни, он еще и хочет сказать нам что-то важное, донести до читателя мысли, которые он передумал, и чувства, которые перечувствовал.

    Сегодня мы постараемся понять ту основную мысль, которую хотел донести до нас А.С.Пушкин, создавая  увлекательнейшую повесть «Пиковая дама».

 

VI.Сообщение ученика.

     

         История создания повести «Пиковая дама».

      Сюжетному замыслу повести, одному из самых глубоких в литературе той эпохи, дал толчок курьезный случай, ставший известным Пушкину из уст молодого князя Голицына.

      Князь Голицын рассказал Пушкину, как он однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин ее знал) и просить у нее денег.

     Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигравших карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом, слывшим чародеем, которому были открыты  тайны черной магии. Внук поставил и отыгрался.

Учитель:

      Финал пушкинской повести совсем не похож на радужный конец карточного приключения Голицына. Но в его хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет. Вернее, зерно сюжета, остов, который легко облекался живой плотью человеческих характеров и отношений.

 Работа над темой урока.

Учитель:

      «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства», - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя  на балу у посланника с Лизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

 

Проблемный вопрос:

 

Какие три злодейства совершил Германн?

V. Исследование текстового материала

1.  Кто стал первой жертвой Германна?

  1. Найдите в тексте строки, характеризующие Лизавету Ивановну. Что толкнуло ее откликнуться на ухаживания «влюбленного военного инженера»?  
  2. Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
  3. С каким чувством «бедная девушка» простилась с Германном?
  4. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть ее дальнейшую судьбу?

Вывод: первой жертвой Германна стала Лизавета Ивановна.

     

2. Определите вторую жертву Германна.    

  1. Перескажите II главу, которая посвящена старухе-графине.
  2. Как относится автор к этому персонажу?
  3. Найдите в V главе и выразительно прочитайте монолог Германна.

Вывод: Вторая жертва Германна – старуха-графиня.

3.  Итак, кто же третья жертва Германна?

  1. Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу? Найдите соответствующее место в тексте.
  2. Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
  3. В чем заключается притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?
  4. Что привело Германна к трагическому финалу?

 Вывод: Третья жертва – сам Германн.

  VI.  Итог урока.

      «Пиковая дама» - трагическая повесть глубокого этического смысла. Повесть об испепеляющем, тлетворном могуществе золота. Автор показал, как алчность, жажда обогащения губят душу человека, постепенно уничтожая все остальные человеческие чувства.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "А.С.Пушкин "Пиковая дама"

Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Учащиеся учатс...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...

Ролевая игра "Три злодейства" по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" (учитель Красильникова Н.П.)

Методическая разработка урока-ролевой игры по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" для 8 класса. "Три злодейства". Урок проходит в виде суда над главным героем Германом....


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо, Елена Александровна!