Урок литературы "А.С.Пушкин "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Учащиеся учатся сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pikovaya_dama.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы»

Цель:  

Знать: историю создания повести,

Понимать: её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя»,

Уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени.

Оборудование: иллюстрации к повести.

«Пиковая дама»

«Пиковая дама» произвела при появлении своём в

1834 г. Всеобщий говор и перечитывалась от  пышных

чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий

 успех этого лёгкого и фантастического рассказа особенно       объясняется тем, что в повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены    

по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно.

(П. Анненков.)

1. Почему Германн не играет в карты, по словам Томского?

(Он расчетлив)

2. Что Томский рассказал о своей бабушке, графине Анне Федотовне?

(Знает тайну карт, когда надо отыграться)

3. Что мы узнали о Лизавете Ивановне, воспитаннице графини?

(гл.2 «В самом деле…»)

-виновата во всем: в плохой погоде, в дорогах плохих, если в книге не так описаны события.

4. Что однажды увидела Лиза?

(Молодого инженера под окнами дома, который стоял часами в любую погоду)

5. Что мы узнали о Германне?

(гл. 2 стр.22(«Германн был сын обрусевшего немца…») он не беден, поставил 47 тысяч.

6. что задумал Германн после рассказа Томского?

(разбогатеть)

7. Каким образом?

(Стать любовником 87-летней старухи, но это его не пугает, ради денег он готов на все)

8. Но что его пугает?

(чтобы стать любовником потребуется время, а она уже стара, может умереть и унести тайну карт в могилу)

9. Что Томский говорит о Германне?

(«Лицо истинно романтическое…»)

10. А как к Германну относится автор?

(«… благодаря новейшим романам, это, уже пошлое, лицо»).

11. Германн  для Лизы кто?

(Таинственный влюблённый, ловящий её мимолётный взгляд)

12. А Лиза для Германна кто?

(Орудие обдуманного плана: проникнуть в спальню графини, поэтому игра лживая, притворство.Письма списаны с немецкого романа; занят интригой).

13. Планировал ли Германн убивать старуху-графиню?

(Нет, пистолет не заряжен; ему нужна тайна любой ценой)

14. Почему умерла старая графиня?

(внезапное вторжение ночью незнакомого человека, угрожающего ей смертью; она подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела.«Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима»)

15. а как ведёт себя Германн?

(обвиняет её в ребячестве, требует тайну карт; совесть его не мучит, он в ужасе-не узнал тайну карт)

16. Что сказала графиня Германну?

(«Это была шутка…»)

17. Что скрывается под маской любви Германна?

(«Деньги,- вот чего алкала его душа».)

- Откуда узнал тайну карт? (во сне)

18. Комментарий игры в штосс

(Е.Добин, стр.45-46)

19. Что случилось с Германном?

(Он попал в сумасшедший дом, повторяя тройка, семёрка, туз-дама)

20. Какие три  злодейства  совершил Германн?

(Погубил старуху, Лизу, себя)

21. Полюбил ли Германн Лизу?

(Наверное, об этом свидетельствует поцелуй; но всё поглотили деньги)

22. Жизненный ориентир Германна?

(Расчёт, умеренность, трудолюбие)

«Пиковая дама»

  1. «Человек очень замечательный»,- так говорит о Германне Томский. Чем он замечателен?

- образ внешне заурядного, даже скучного человека.

- Что рассказал Томский о бабушке.

Докажите, что Германн он азартный человек.

(целые ночи просиживал за карточным столом; но умеет выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту всё, вплоть до жизни)

  1. Томский рассказал о выигрыше бабушки, что сказал Германн?

(Сказка!

но загорелся желанием узнать тайну и сказочно быстро увеличить скромный капитал отца)

  1. Три злодейства  Германна?

- обманул Лизу; (убитая любовь)

- по его вине умирает графиня;

- сам попадает в сумасшедший дом, т.к. совершил злодейства против других людей, это привело к саморазрушению.

4. Обман Лизы. Что мы о ней узнаем?

Осуществление плана начинается с растаптывания чувств Лизы. Способность любить - главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет надругаться над чувствами, любовью Лизы; через неё он попадает в дом графини.

- Почему Лиза поверила Германну?

(видит молодого  инженера, стоящего неподвижно и смотрящего в её окошко;

постоянство офицера, стоящего под окошком;

письмо Германна-думает, что он влюблен в неё.

- Докажите, что неискренне?

(Написано из немецкого романа,) а потом чувства увлекает его, и он пишет сам.

Лиза не искушена в подобных делах, поэтому поверила Германну.

- Как Лиза назовёт Германна, когда он вышел из спальни графини?

(Чудовище!)

- Что больше всего тревожило Германна, когда он вышел от старухи?

(Не узнал тайну обогащения)

- Как Германн хотел «подбиться» к графине?

(стать её любовником - это 80летней-то старухи)

            - Но что его смущает?

(Она умрёт через неделю)

- Почему старуха не открыла ему тайну? Что она сказала?

(Это была шутка)

- Можно ли ей поверить?

(Да, старуха клянется 2 раза)

- Сказала ли она ещё что-нибудь?

(Нет)

- А почему?

(Её нечего выдавать – тайны не было; тайна для Германна, Томского и его друзей)

- Почему Германн не поверил?

Что он ей сказал?

(Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка.Признание графини выбивает основание из-под его авантюры)

- Чувствует ли он угрызение совести?

(Нет)

- Что для него важнее всего?

(Деньги,- вот чего алкала его душа!- это скрыто под маской любви.)

- Докажите, что он не бедный человек?

(сел за карточный стол – 47 тыс. руб.)

Всё же Германн добился своего: он узнал «секрет графини». Как? От кого? Была ли умершая старуха в комнате Германна? Или это было видение?

(Германн в трактире много пил; лег, не раздеваясь, на кровать.)

Зачитать о видении.

(Графиня не выдавала секрет трёх  карт – но Германн его узнал)

Правила игры в штосс

(Е. Добин, стр. 45)

- Как Чекалинский и другие отнеслись к выигрышу Германна?

Зачитать:

- А после того как он «обдернулся»?

(Интерес к нему пропал, он перестал существовать для всех)

- Цель жизни Германна?

(Расчёт, умеренность, трудолюбие; покой и независимость.Попал в сумасшедший дом)

- Что готов Германн предложить графине?

(Заключить сделку с дьяволом)

- Зачем он идёт на похороны?

( Испросить прощения у графини)

- Какие три условия (три карты) поставила графиня?

(в сутки более одной карты не ставить; больше в жизни не играть; жениться на Лизе)

(Это не входит в его планы)

- Зачем Германну нужно увеличить своё состояние?

(Пробиться в высший свет)

- Почему он выбрал Лизу?

(Случайно – она орудие его коварного плана – попасть в дом графини)

- что мы узнали о Лизе в конце повести?

(Вышла замуж)

- По любви?

(Нет, её душа надломлена обманом Германна)

- С чем связан роковой поворот событий в повести?

(С ключом)

- Ключ у Германна, куда он идёт?

(Не к Лизе, а в спальню графини)

- Сколько времени Германн добивался у Лизы ключа?

(Три недели)

- какой он увидел графиню?

Зачитать

- Как вначале Германн разговаривает с графиней?

(умоляет, уговаривает)

- А когда это не помогает?

(Угрожает, но не хотел её убивать, т.к. пистолет не был заряжен)

- Почему умерла графиня?

(Не выдержала внезапного вторжения незнакомца, угрожающего ей смертью, ведь её под 90 лет)

- Почему Германн проиграл?

( Германн, когда сел за стол в третий раз, был уверен, что поставил на туза, свою карту накрыл кипой банковских билетов.Германн на вершине удачи. Сейчас он станет обладателем 376 тыс.

- Что произошло?

Думая невольно о графине, наградившей его секретом Жен-Жермена, Германн вместо туза взял из колоды даму- даму пик.

Сказалось громадное психическое напряжение последних дней: роковым образом Германн сам перепутал карты и проиграл всё.

Объятый страхом, смотрит он на пиковую даму, «как он мог обдернуться». Ему мерещится, что пиковая дама «прищурилась и усмехнулась». И - самое страшное!- необыкновенно похожа на старую графиню.

«Старуха!- закричал он в ужасе». Германн уже во власти безумия. Он попадает в сумасшедший дом, где «бормочет» три карты.

- О чём повесть?

(Об испепеляющем тлетворном могуществе золота)

- Почему тройка, семёрка, туз?

(Программа Германна: «… вот что утроит, усемерит мой капитал…»

Игра: ставку можно было удвоить («пароли»), учетверить (« пароли-пе»), удвоенные «пароли-пе» - это увеличение ставки в восемь раз. Поскольку одна ставка своя, чистый выигрыш соответственно- три ставки при «пароли-пе», семь ставок при двойном «пароли-пе». Германн следит за игрой и рассуждает как игрок, отлично знающий условия игры. Тройка и семёрка врезаются в его память.

- Почему туз?

(Это самая старшая карта в колоде; тузами звались знатные, уважаемые люди)

- Германн хочет утроить, усемерить свой капитал, обрести независимость, всевластие, стать на карточном жаргоне тузом.

- Германна и Лизу сближает их положение, в котором они подчиняются чужим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

Конспект урока по литературе "Пиковая дама" А.С. Пушкина

Урок «Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы» помогает учащимся узнать историю создания повести, понять её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя.ЦЕЛИ:- Образова...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...