Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выводы может сделать для себя читатель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_n.a._soserdotskaya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Задачи:         Проверить знание текста повести. Помочь учащимся выявить основные черты характера главных героев. Донести до детей точку зрения Пушкина, которая заключается в том, что за любым преступлением неизбежно следует наказание.

Отработать умение находить в литературном произведении тропы. Работать над развитием читательской культуры учащихся. Обогащать словарный запас. Формировать умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью.

Прививать любовь учащихся к пушкинской прозе.

Цели:         С помощью разнообразных заданий проверить степень овладения художественным произведением; развивать познавательный интерес к родной литературе, творчеству А.С. Пушкина.

Воспитывать навыки взаимодействия во время коллективной работы.

Оборудование: Иллюстрации, рисунки детей: пиковая дама, тройка, семерка, туз.

Пока душа не обезумела и Пушкин в ней – душа жива.

Евг. Евтушенко

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы вновь

обращаемся к творчеству А. С. Пушкина, завершая этим произведением цикл уроков внеклассного чтения, посвященных двухсотлетию со дня рождения поэта.

И вновь мы обращаемся с вами к теме злодеяния и возмездия. Почему вновь?

Потому что к этой теме обращались, читая драму «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии».

  1. Прежде всего давайте докажем, что «Пиковая дама» - повесть!

1). Одна главная сюжетная линия

2). Характер главного героя не меняется

3). Все вокруг образа одного героя

4). Произведение эпического жанра

Это произведение необычно, т.к. А.С. Пушкин создает особое жанровое образование – внутри повести сказка.

Итак, в повести исследуется человеческая драма.

  1. Чтение эпизода из повести (гл. IV «… он позвал Л.И. .. « Как вы побледнели!»)

Томский произносит фразу о злодействе случайно, а попадает в точку.

?  Какие же три злодейства совершил Германн? Вот это мы и должны выяснить сегодня на уроке.

Итак, первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна.

Найдем во второй главе строки, посвященные Лизавете Ивановне (стр. 244-245).

Пушкин создает образ Л.И. прекрасно используя средства художественной выразительности или тропы, давайте найдем их в тексте и подчернкнем карандашом, а один у доски выписывает (читаем, ищем).

Тропы:    Эпитеты – пренесчастное создание, домашняя мученица, самая жалкая роль в свете.

Антитеза – бедная воспитанница знатной старухи из пышной гостиной уходила плакать в бедной своей комнате

Сравнение – в сто раз милее наглых и холодных невест.

? Тронул ли вас образ пушкинской героини?

Для достижения своей цели Германн решил использовать Лизавету Ивановну.

? Как он это делает? (Пишет записки)

? Почему Л.И. отвечает на домогания Г.? (Она «с нетерпением ожидала избавителя»)

Чтение по ролям (IV гл. «… Она сидела, сложа крестом… поцеловал ее наклоненную голову и вышел»).

? Успел ли Г. полюбить Л.И. за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

 (Да. Поцелуй.)

? Что же помешало развиться чувству Г. к Л.И.?

Ответ звучит из уст Л.И.: «Деньги – вот чего алкала его душа!»

? С каким чувством Л.И. прощается с Г.?

(«Г. пожал холодную, безответную руку». Удивительно точная художественная деталь! Говорит о многом. О чем?) В душе у Л.И. разочарование, безразличие, равнодушие к Г., ко всей жизни, к самой себе).

(Забегая  вперед: Что дальше произойдет с Л.И.? Чем заканчивается повесть?)

Вывод: Доказали ли мы, что Л.И. – первое злодейство Германна?

(Да, Л.И. – безответная жертва. Г. насмеялся над ней, растоптал ее чувства).

  1. 1). Я думаю, что вы, ребята, без труда определите и вторую жертву Германна.

(Старуха – графиня)

2). Расскажите мне немного о ней (II гл.)

3). Умирает 87-летняя старуха. Виновен ли Г. в ее смерти?

 (Она бы итак скоро умерла, а Г. как Мефистофель – сатанинский персонаж).

4). Особую роль при создании образа главного героя играет пейзаж. Когда автор сравнивает описание природы с состоянием души нашего героя (стр.249).

Вывод: Один только Г. не чувствует холод, так как у него свои мысли , ведь у него холодная, надменная, жестокая душа.

5). После этого следует сцена свидания с графиней.

Давайте найдем сцену свидания с графиней и попробуем выстроить лексическую цепочку ключевых слов, отражающих чувства главного героя.

Сказал он внятным и тихим голосом - остановился – возразил сердито – продолжал говорить – остановился, с трепетом ожидая ответа – стал на колени – встал – «Старая ведьма!» - вынул пистолет.

? Как вы думаете, выстрелил бы он?

(Нет. Расчетлив)

? Как же меняются чувства Германна?

(Старуха упряма)

Вывод: Смерть старухи – второе злодеяние Германна. Он виновен в ее смерти

  1. В чем же третье злодейство Германна?

1). Какова исходная ситуация повести, ее завязка?

1. Игроки все богатые люди;

2. Эпиграф к 1 гл.;

3. Германн ни разу не садился за игровой стол (читаем о Г. I и II гл. – конец, стр. 240 и 246).

«Нет! Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

2). Называем черты характера главного героя.

1. На все готов ради наживы, ради денег. Его сильные страсти и огненное воображение рождают план, который перечеркивает жизненный ориентир, созданный Германном для себя.

2. Цель Г. – быстрое обогащение, деньги, деньги, деньги.

3). В повести дважды упоминается, что у Германна «профиль Наполеона» (стр. 253, гл. IV «Этот Германн, профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»).

Бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.

? Что вы знаете о чертах характера Наполеона?

Многие хотели подражать Наполеону, а Мефистофель - один из духов зла,  чаще всего, по преданию, падший ангел, охотник за душами.

Германн – страшный человек, он как черт: «Я возьму грех на свою душу».

4). Какие чувства возникают у вас к этому герою?

 (зло всегда творится людьми сознательно).

А теперь сделаем вывод: Взяв грех на свою душу, Германн совершает злодейство против самого себя.

Итак: Третье злодейство  - против самого себя.

  1. Три злодеяния совершены. А возмездие (наказание) ?!

И тут в жанр повести врывается сказка (сон Германна)

  1. Старуха раскрывает тайну карт (Сен Жермен – Графиня – Германн)
  2. Какие три условия ставит старуха? Все ли они выполнены Германном?

Третье условие Г. не выполняет – и наступает возмездие. Германн, потеряв все, лишается ума и рассудка, и вместо покоя и независимости он вынужден до конца своих дней повторять названия трех роковых карт.

  1. Заключение.

А. С. Пушкин считал, что самое страшное – сойти с ума. («Не дай мне Бог сойти с ума».)

? Сочувствуем ли мы Германну?

Творчество Пушкина поражает богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы. Пушкин дает нам возможность заглянуть в свою душу. Будем читать Пушкина, и душа наша будет жива! Мы почувствуем тот нравственный заряд, который дарят нам произведения Александра Сергеевича. В данной повести Пушкин очень точно показал нам значение судьбы в нашей жизни. И дал нам жизненный урок, что нельзя подчинить себе судьбу. В. Г. Белинский писал: ''Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому''. Может, поэтому произведения А. С. Пушкина бессмертны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести....

Эссе по повести Л. Улицкой «Пиковая Дама»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....