Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
статья по литературе (9 класс) на тему

Степанова Элада Георгиевна

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_po_lit_statya.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

   Cовременная жизнь требует от учителя литературы новых подходов к вопросам повышения профессионализма, социализации, потому что «литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира», по определению ФГОС, «обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество восринимающего». В основных положениях ФГОС также сказано, что «литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого».

   Художественная картина жизни, нарисованная в художественном произведении  при помощи слов, осваивается нами не только эмоционально, но и интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «человековедением», «учебником жизни».

   Исходя из этого положения ФГОС, учителю необходимо по-новому осмыслить проблему интегрированного обучения. Именно интеграция (внутрипредметная и межпредметная) «приводит к таким личностным результатам выпускников школы, как совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культурам других народов и таким метапредметным результатам, как умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации и т. д.»

    Литература - предмет мировоззренческий, который отвечает за нравственность, культуру человека, воспитание души. Большая роль в достижении этих целей отводится интегрированным урокам. Интегрированные уроки дают возможность ученику свои разобщённые знания по одному или нескольким предметам объединить в единое целое, понять взаимосвязь явлений и предметов, т.е. связать целостное представление об изучаемом предмете (явлении). Основной акцент при проведении таких уроков делается не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления, творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Такие уроки очень актуальны, потому что ФГОС требует от современного учителя, чтобы выпускник основной школы понимал связь литературных прозведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, прибщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

   Все эти проблемы аккумулирует роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных проблем.

Литература:

  1. Л.В.Куприянова «Интегративные возможности преподавания литературы в школе» («Практические советы учителю» № 11 2002 г.)
  2. О.В.Сирота «Интегрированные уроки как модель повышения учебной мотивации» («Практические советы учителю» № 3 2011 г.)
  3. Примерные программы по учебным предметам. П 76 Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

Ресурсы сети Интернет:

  1. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна....

«Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики»

Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики....

Кроссворд по повести М.Ю.Лермонтова "Бэла"

Эта презентация поможет в изучении произведений М.Ю.Лермонтова....

Интерактивная доска на уроках истории как средство создания развивающей среды для школьников

В данной статье я хочу познакомить Вас с практическими приёмами использования интерактивной доски на уроках истории. ...

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках химии и биологии

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередб, определяют уровень высокой успешности учебной деятель...

Создание развивающей среды на уроке иностранного языка по ФГОС

ull;Позиция учителя- к классу не с ответом, а с вопросом•Позиция ученика- за познание мира•Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя•Учебная деятель...

Создание развивающей среды на уроке иностранного языка по ФГОС

ull;Позиция учителя- к классу не с ответом, а с вопросом •Позиция ученика- за познание мира •Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя &bu...