Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Заяц Марина Станиславовна

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс.

 

Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характеристику класса, приложения, презентацию по теме "Три злодейства" по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама", заявку для участия в педмарафоне.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Директору МКУ КНМЦ

                                                                                         г. Краснодара

                                                                                               Ваховскому Ф.И.

                                                                                          Заяц Марины  

                                                                                          Станиславовны

анкета-заявка

на участие в городском конкурсе профессионального мастерства педагогов

"Современный урок" в рамках городского педагогического марафона-2012.

1

Фамилия, имя, отчество автора работы

Заяц Марина Станиславовна

2

Должность

Учитель русского языка и литературы

3

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 93 г. Краснодара

4

Тема представленного урока

Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

5

Класс

9

6

Секция

Литература

7

Представленные материалы

1.Документы на электронном и бумажном носителях;

2.Конспект-сценарий урока;

2.Презентация к уроку;

3.Фрагменты из оперы П.И.Чайковского "Пиковая дама";

4.Приложение;

5.Конспект-сценарий  урока;

6.Пояснительная записка;

7.Рецензия на урок заместителя директора по учебно-воспитательной

работе.

Подпись заявителя___________________________________/Заяц М.С./

Дата_______________________________________________



Предварительный просмотр:

Урок литературы (внеклассного чтения) в 9 классе «Три злодейства»

(по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Цель: Обучать осознанию морально-этического содержания художественного  произведения.

Задачи: 

  1. подвести итоги чтения и анализа повести;
  2. провести сопоставительный анализ образа главного героя повести с другими персонажами;
  3. сделать морально-этические выводы.

Оформление: иллюстрации учащихся к повести «Пиковая дама»; портрет А.С.Пушкина; эпиграф к уроку "С человека никогда не снимается ответственность за совершённые им поступки...Он может пасть жертвой обстоятельств, но может противостоять им" (Ф.М.Достоевский).

Оборудование: мультимедийная презентация, музыка (фрагменты из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»); текст либретто Модеста Петровича Чайковского арии Германна "Что наша жизнь? Игра!"; Словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Объявление учителем темы и цели урока.

        Запись в тетрадь.

3.Проверка домашнего задания.

        Учебная ситуация № 1:

Звучит музыка.  Инструментальное вступление ко 2-му действию из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (4 мин. 9 сек).

Слово учителя (на фоне музыки):

        - О чём же повесть Пушкина «Пиковая дама»? О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне просчитать её ход, о трагических поворотах истории, о верности долгу и чести. На нашем уроке будут подняты вопросы чести и бесчестия, цели и смысла человеческой жизни – ключевые вопросы в творчестве А.С.Пушкина, чьи слова «И чувства добрые я лирой пробуждал» дали направление для развития русской литературы вплоть до наших дней.

        -Дома вы должны были подготовить историю создания повести. Кто хочет ответить?

История создания «Пиковой дамы» (вариант ответа учащегося):

        Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковая дама». Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что завязка «Пиковая дама» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной, и  просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.          

Учебная ситуация № 2:

В хвастливом рассказе Голицына Пушкин уловил сюжет. Точнее, зерно сюжета.

        -Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына?

        -Каких новых персонажей ввёл?

        -Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по рождению, старуха и Герман – не родственники?

        -Зачем введён образ Лизы?

        Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума. Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается живой плотью человеческих характеров. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстаёт очередная загадка пушкинской прозы.

        И разгадка её заключена, прежде всего, в образе главного героя. Германн и его поступки будут предметом анализа на нашем уроке. А ведущим приёмом анализа пусть станет сопоставление героя с другими персонажами повести, а также  анализ художественных деталей и их роль в раскрытии идеи повести.

        Учебная ситуация № 3:

        Герман включён в два контрастных сопоставления: Герман и круг лиц той же эпохи, но иного социального типа (Лиза, Томский, Нарумов, Сурин) и Герман и представители дворянства другой эпохи – века уходящего (старуха-графиня, Чекалинский).

Домашнее задание 1 группы

1.В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2.Попытайтесь передать своё видение этой сцены в выразительном чтении эпизода (глава 1) «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…так послушайте».

3.Проследите появление Германна на страницах «Пиковой дамы». Какие художественные подробности наиболее значимы в этом повествовании? Случайно ли красивая фраза Германна «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» обрывается почти резкими словами Томского? Случайна ли подробность – «Германн – немец: он расчётлив, вот и всё!»?

         Из словаря:

Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям.

        Учебная ситуация № 4:

        - Каков же главный герой повести? (Гл.1)

        - Что он сам говорит о себе? (Гл. 1)

        - Что говорят о нём те, с кем он проводит время?

        - Что отличает героя от других участников карточной игры в начале повествования?

Домашнее задание 2 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Определите композиционное значение эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…» (глава 2). Как он связан с предыдущими фрагментами? Определите основной смысл этого фрагмента. Для этого проследите, как художественные детали помогают постичь характер персонажа, смысл эпизода?

        Чтение текста повести (глава 2):

        «Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».                                                                                                                                    Томский о Германне: «Германн немец: он расчётлив, вот и всё! Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».

        Автор о герое: «…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и самолюбив. Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости».

        Выпишем в тетрадь ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. Перед нами психологический портрет человека, во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

                                                                                                                              (Слайды 1,2)

        Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, нет. Всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям. Автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как надеется герой, приведёт его к успеху: «Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

        Запишем эту фразу в тетрадях, ибо в ней – цель жизни героя – покой и независимость, здесь же средства достижения цели – расчёт, умеренность и трудолюбие.

                                                                                                                                (Слайд 3)

        - Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?

        - Как используется "формула" в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? Сопоставим героя с представителями дворянской молодёжи в повести. Назовите их (Нарумов, Сурин, Томский). Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для героя же жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре у них разное: для них - забава, для него - сила успеха, деньги, дающие власть.

        - На что идёт герой ради денег? Обратим внимание на два сюжетных хода Пушкина, о которых мы уже говорили и которые отсутствуют в пресловутом анекдоте.

        - Почему у Пушкина Германн и графиня не родственники?

        - Для чего введён образ Лизы?

        Германн обуреваем жаждой обогащения - такова его главная черта. Лихорадочно перебирает он в уме все возможности: "... представиться ей, подбиться в её милость...", "пожалуй, сделаться её любовником". Любовником старухи под девяносто лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна. Он готов на всё; здесь твёрдый расчёт и совершенно нет ... чувства. Куда приведёт героя расчёт? Чего не хватает в его формуле успеха - "расчёт, умеренность, трудолюбие"?

        Учебная ситуация № 5:

"Расчёт" - слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчёт. Без Лизы не сложился бы сюжет повести. Задумывая "Пиковую Даму", Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

        - Познакомимся с Лизой. "И вот моя жизнь! - подумала Лизавета Ивановна". Прокомментируйте слова девушки. Мы сочувствуем героине ещё и потому, что по натуре своей "она была самолюбива, живо чувствовала своё положение".

        Обратимся к одной из страниц повести и прочтём эпизод из главы 2-ой. Графиня собирается на прогулку, терзая необоснованными попрёками бедную воспитанницу. "Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?.. Лизавета Ивановна была домашней мученицею".

Домашнее задание 3 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Приготовить сжатые пересказы следующих эпизодов: «Жизнь Лизы в доме графини», «Германн в доме графини». В ходе пересказов выделяйте те художественные детали, которые представляют век графини, её юность.

        - Кем становится для Лизы Германн? Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. А кем становится для него она? Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.

                     Звучит музыка - ария    Германна   из оперы П.И.Чайковского                      "Пиковая Дама" - "Что наша   жизнь? Игра!"(2мин 8сек).Учащимся раздаётся текст арии.

        Учебная ситуация № 6:

Обратим внимание на слово "игра". Это ещё один ключ к разгадке пушкинской повести.

        - Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно - и он включается в любовную игру. А где же настоящая жизнь? Почему у Германна её нет?

Где нет места настоящим чувствам, там нет настоящей жизни. Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем. По случайному совпадению (и по воле автора) перед роковым ночным свиданием Томский, танцующий на балу мазурку с Лизой, упоминает Германна и даёт ему необычную характеристику.

        (Чтение по ролям: Лиза и Томский, глава 4 - "мазурочная болтовня").

         - С кем сравнивает Германа Томский?

        -Что кроется в этом коротком и невероятно ёмком сопоставлении: Герман - Наполеон - Мефистофель?

                                                                                                                          (Слайд 4)

Вспомним Пушкина:

Мы все глядим в наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно...

        - В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном?

        Учебная ситуация № 7:

 В разговоре с Лизой Томский говорит о Германне, что "на его совести по крайней мере три злодейства". Какие, на ваш взгляд?

Для повести число "три" - ключевое: три карты, три главных героя и, наконец, три злодейства - со слов Томского. А если быть ещё внимательнее, то мы вспомним, что составляющих формулы Германна тоже три: " Расчет, умеренность и трудолюбие".

- Что могут олицетворять три карты?

                                                                                                                            (Слайд 5)

В конце повести вместо триумфа происходит крах! Карта, на которую сделал Германн максимальную ставку, бита- это рушиться формула жизни, в которой умеренность и трудолюбие давно уступили место расчету. Первой жертвой является графиня. Германн, конечно, не намеривался убивать её: его пистолет даже не был заряжен. Но могла ли почти 90-летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека? Какова реакция героя на смерть графини? (Германн "не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащение").

Второй жертвой является Лиза. Испытывает ли герой по отношению к ней хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы. Глава 5: " В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел". А после случившегося " ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его". Правда, спустя три дня (опять число три!) Германн отправился в монастырь: " не чувствую раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести..." Но читатель вслед за Пушкиным понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн окаменел душой окончательно: в нем не осталось ни совести, ни жалости. Итак, жертвой Германна стала не только старая графиня, но и Лиза. Правда, Германн не погубил Лизу. В последних стоках повести даже сообщается, что она вышла замуж "за очень любезного молодого человека". Всё окончилось для неё благополучно, не так ли? Но вдумаемся в слова "очень любезный молодой человек"- ведь в пушкинской повести каждое слово взвешено. "Любезный..." Значит ли это, что он человек добрый, душевный. Есть ли здесь намек на любовные чувства. Нет. Лиза вышла замуж не по любви: душа её надломлена жестоким обманом Германна.

        - Кто же стал третьей жертвой в игре Германна? Третьей жертвой своей пагубной страсти является сам Германн. Он предлагает графине за тайну: "...я готов взять грех ваш на свою душу".

        Учебная ситуация № 8:

Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского (6 глава), уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт игроки (понтёры, или понтирующие) выбирают ту, на которую делают ставку. Другая колода находится в руках банкомёта, которой мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, то выигрывает банкомёт; если падает налево - выигрывает понтёр.

        - Что же случилось в игорном доме Чекалинского? Какова атмосфера этого дома? На что походила игра в решающий третий раз?                                     ( Глава 6)

        - Перед нами поединок. Скажите: поединок кого с кем? Карточная дуэль Германа и банкомета? Германа и мстившей ему старой графине? Или Германа с самим собой?

Учебная ситуация № 9:

За год до создания повести "Пиковая Дама" Пушкиным была написана поэма "Медный всадник", где герой поэмы Евгений, придя домой, долго размышлял... О чём?

                                                                                                                       (Слайд 6)

        О чем же думал он? О том

        Что был он беден, что трудом

        Он должен был себе доставить

        И независимость, и  честь.

Одно из этих слов присутствуют в повести "Пиковая Дама" в формуле Германна. Какое слово? ( независимость). Но где же второе? Что заключается в слове "честь"? Чего так не хватает в формуле Германна?

Николай Васильевич Гоголь говорил о произведениях Пушкина: " Слова здесь немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт". Честь - это слово, являющееся лейтмотивом многих произведений А.С.Пушкина. Например, "Капитанской дочки". Вспомните эпиграф к произведению. «Береги честь смолоду».

                                                                                                              (Слайд 7)

         Слово "честь" является целью жизни Евгения из "Медного всадника". Ибо честь-это морально-этическая категория, это норма поведения человека. В повести "Пиковая Дама" такого слова нет. Если другое, похожее на него, однокоренное - "честолюбие" - в характеристике Германна: "...он был скрытен и честолюбив".

        - Подберем синонимы к слову "честолюбие": "тщеславие", "стремление к власти", "стремление к славе".

                                                                                                             (Слайд 8)

        - От каких слов образовано слово "тщеславие"? От слов "тщетная слава", то есть напрасная. Значит, "честолюбие"- это стремление к ненужной, напрасной славе. Германн стремится узнать тайну трех карт, и этими картами являются  "тройка, семерка, туз".

                                                                                                             (Слайд 9)

В этих картах надежда на счастье - то, как его понимает герой. Но в начале повести (2 глава) Германн размышляет: "Нет! Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал..."

                                                                                                           ( Слайд 10)

"Утроит"- это "тройка", "усемерит"- "семерка", "капитал"- "туз"! Что же получается? Оказывается, тайны никакой не было! Свои счастливые "тройка, семерка, туз" есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждет "Пиковая Дама".

        Учебная ситуация № 10:

-Что же символизирует "Пиковая Дама"? Почему Пушкин, первоначально дав повести название "Холостой выстрел", переменил его?

Ф.М.Достоевский считал "Пиковую Даму" верхом совершенства. В переплетении реальности и фантастики- пушкинский психологизм, утверждающий глубину  и динамику внутреннего мира человека, который воплощается в действиях и реакциях, иногда приводящих к неправдоподобному успеху, а иногда к катастрофе. Так вводится к логику художественного творения мир страстей, часто злодейств и противопоставленных им ценностных ориентиров человеческого поведения.

        13.Рефлексия.

14.Подведение итогов урока, выставление оценок.

        15. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос "Чем вызвано сумасшествие Германна?"

Использованная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
  2. Словарь литературоведческих терминов/ Под редакцией С.М.Бонди// Составитель А.П.Квятковский. – М.: Государственное издательство иностранных и государственных словарей, 1940.
  3. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М.: Современник, 1984.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, А.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока: «Три злодейства» (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама).

Класс: 9 "Г".

Дата проведения открытого урока: 17 февраля 2012 года.

На уроке присутствовали: завуч по методической работе Л.А. Мищенко, завуч по воспитательной работе и учитель русского языка и литературы Елфимова Т.А., классный руководитель 9 «Г» класса А.Г.Деревецкая, учителя русского языка и литературы О.Ю.Бородина, М.Г.Валесян, Н.М.Гребенюк, руководитель кафедры русского языка и литературы Скоробогатая М.М.

 Количественная характеристика класса:

Количество учащихся в классе - 31, возраст 14-15 лет.

Социальная характеристика класса:

Состав класса: мальчиков – 15, девочек – 16. Класс сформировался в 2007 году из учащихся 4 "Г" МБОУ СОШ № 93 и вновь прибывших детей и насчитывает 31 человека.

Психологическая характеристика класса:

Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению.  В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой. Мне нравится  работать в этом коллективе. На сегодняшний день у нас доверительные отношения, построенные на взаимоуважении, стремлении помогать друг другу.

Характеристика класса по уровню развития:

Уровень развития учащихся средний (средне-высокий). Успеваемость учащихся 9 «Г» класса по литературе составляет 100%, а процент качества обученности по предмету - 71 %. С первой минуты урока учащиеся активно включаются в работу, проверяя и обсуждая домашнее задание. При объяснении нового материала проявляют заинтересованность, серьёзно, вдумчиво участвуют во всех формах закрепления и обобщения учебного материала, стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в  практической деятельности. Ученики 9 "Г" класса принимают активное участие в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе, в игре-конкурсе "Русский медвежонок" в течение нескольких лет занимают призовые места на школьном, региональном и Российском  уровнях (Гандалоева Марета - победитель 2011 года). В данном учебном году учащиеся 9 "Г" класса приняли активное участие на школьном этапе  Ломоносовских чтений в секции гуманитарных наук.  

 

Авторская программа:  Литература, 9 класс / под редакцией А.Г.Кутузова /,  допущенной Министерством образования и науки РФ. – М.: Дрофа, 2009.

Учебник: «В мире литературы", 9 класс/ Авторы: А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева.

Раздел учебника: Русская литература Х1Х века. А.С.Пушкин. Советы библиотеки (для проведения уроков внеклассного чтения).

Количество часов. 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.

Примечание: проверка домашнего задания также проводилась в ходе урока по 3-ём вариантам (карточки с разноуровневым заданием были заранее розданы учащимся).

  1. Основная часть урока (опрос (устный),беседа, работа в тетрадях, работа с текстом художественного произведения).
  2. Рефлексия.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Домашнее задание.

Методики, применяемые на уроке:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: а)методы словесной передачи информации; б)методы слухового восприятия информации в виде слова учителя, рассказа ученика и в процессе слушания музыкальных фрагментов из оперы П.И.Чайковского "Пиковая дама"; в) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации в виде компьютерной презентации, иллюстраций учащихся, портретов А.С.Пушкина.
  2. Методы стимулирования и мотивации: а) эмоциональные в виде поощрения; б) познавательные в виде выполнения творческого задания; в) социальные в виде создания ситуации заинтересованности в результатах своей работы.
  3. Методы контроля и самоконтроля: а) устные в виде фронтального опроса и беседы; б)  самоконтроль.

Используемая аппаратура:

На уроке был использован компьютер и мультимедийный  проектор.

Активные формы обучения:

Создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.

Компьютерные технологии:

Демонстрация слайдов (использование презентаций); воспроизведение аудиозаписи (музыкальных фрагментов из оперы П.И.Чайковского "Пиковая Дама").

Результаты урока:

Вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке литературы, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы.

Цель урока достигнута, задачи реализованы.

Учащиеся 9 «Г» класса показали хорошее знание текста изучаемой повести «Пиковая Дама», хорошее знание литературоведческой терминологии, навыки и умения чтения художественного текста, его анализа и интерпретации, умение рассуждать и делать морально-этические выводы, опираясь на художественный текст. Урок внеклассного чтения по литературе подобного типа стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, повышает интерес к предмету, воспитывает учащихся и развивает понимание морально-этических категорий.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на урок литературы (внеклассного чтения) в 9 классе «Три злодейства»

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 93 города Краснодара

Заяц Марины Станиславовны

        Урок литературы в 9 классе  учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 93 города Краснодара Заяц Марины Станиславовнывходит в систему уроков литературы в 9 классе и соответствует программе и календарному тематическому  плану по предмету на 2011-2012 учебный год.

На уроке концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать различные виды деятельности учащихся на уроке.

Содержание урока соответствует теме. Данный урок завершает изучение темы поповести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе по программе А.Г. Кутузова, поэтому является уроком систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков, что определяет его цели и задачи. Учителем заранее выбраны необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, оборудованы рабочие места. Оформление кабинета соответствует теме, и позволяет погрузиться ученикам в атмосферу города Санкт-Петербурга начала XIX века, что пробуждает интерес к предмету.

Педагог умело организует познавательную деятельность учащихся, применяя различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, игровая, парная, предусмотрена самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной литературой.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке и в использовании учителем таких методических приёмов, как приём анализа текста, поисковая аналитическая работа, словарная работа с литературоведческими терминами.

Содержательная сторона урока (тексты карточек с домашним заданием и цитаты из текста произведения повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама», текста либретто Модеста Петровича Чайковского арии Германна "Что наша жизнь? Игра!", фрагменты из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама») позволяет в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный потенциал материала урока.

При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учителем Заяц М.С. были учтены основные принципы:

  1. принцип внимания к материи языка (комплексный анализ повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама», представляющей интерес не только с языковой точки зрения, но с нравственной);
  2. принцип доступности материала: предлагаемый на уроке  языковой материал соответствует возрасту учащихся (14-16 лет) и их жизненному опыту;
  3. -принцип развития выразительности речи (об этом свидетельствует использование учителем многообразия видов деятельности во время урока: репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности, беседы, дискуссии, практической работы, кратких сообщений учащихся).

Несмотря на интенсивность учебной деятельности ребят на уроке, учитель оптимально выбрал сочетание форм обучения - индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной – ученики получили отличные и хорошие оценки за работу.

Организации интересного урока способствовало и эффективное применение  технических средств – мультимедийного оборудования  с презентацией «Три злодейства», аудиозаписи фрагментов из оперы П.И.Чайковского «Пиковая Дама»;

В завершении урока былапроведена рефлексия, сами учащиеся положительно оценили свою деятельность и достигнутые результаты.

Совмещение на уроке общеречевого  развития учеников слитературоведческим, помогло создать благоприятные условия для восприятия темы урока.

В итоге урок получился интересным, эффективным и плодотворным и не оставил равнодушным никого (все с энтузиазмом приняли предложенное домашнее задание).

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы. Урок заслуживает оценки «отлично».

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №93                                                                Л.А. Мищенко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

урок литературы "Запорожская вольница"по повести"Тарас Бульба

Урок обобщения поможет в игровой форме раскрыть жанр повести. показать оитературный процесс 19 века...

Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)    Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...

Урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронье". Образец житийного жанра древнерусской литературы".

Разработка поможет в проведении урока по древнерусской литературе. Возможно, добавление презентации по произведению и кроссворда на знание жанров литературы того периода....


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо, Марина Станиславовна!