Главные вкладки

    Урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронье". Образец житийного жанра древнерусской литературы".
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Старчикова Светлана Владимировна

    Разработка поможет в проведении урока по древнерусской литературе. Возможно, добавление презентации по произведению и кроссворда на знание жанров литературы того периода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_petr_i_fevronya.docx28.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

    7 класс

    Тема: «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

    Образец житийного жанра древнерусской литературы.

    Цели:

    • познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских как образцом житийного жанра древнерусской литературы;
    • выявить её специфику;
    • поведать,  как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
    • показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Познакомить с памятником древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
    • Обучить устному высказыванию, формулированию идеи произведения.
    • Анализировать художественные тропы.

    Развивающие:

    • Сформирование представления об идеале Русского средневековья
    • Показать семиклассникам связь древней истории Руси с историей, современной семиклассникам.

    Воспитательные:

    • Познакомить с традициями православия.
    • Способствовать формированию   морально-нравственных ценностей в вопросе семьи и брака.
    • Продолжать обучать работе в группах.

    Технологии:

    • ИКТ
    • Проблемное обучение
    • Личностно-ориентированное.
    • Групповое обучение.

    Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями для групповой работы.


               Ход урока  

    1. Организационный момент. Рассадка по группам.
    2. Проверка домашнего задания.

    1)По каким нравственным законам должен жить человек?  (Поучения...»)

    Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися.

          2) Кроссворд на знание жанров древнерусской литературы ( по группам).

    1. Изучение новой темы. Слово учителя или подготовленный учащийся.

    - Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

       - Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

        - Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

       У.        Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

    К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

            Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

            Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

    Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

    1. Знакомство с содержанием повести по слайдам Презентации с попутной

    1. Аналитической беседой  по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

       - Как автор повести знакомит нас с героями? Найдите эпизоды в тексте.

    - Как поступал Петр?  Разве всегда он поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? Какой закон нарушил Петр? Найдите эпизод в тексте.

    -Каково наказание? (Нарушил данное слово, и болезнь возобновилась.)

    -Так почему же все-таки князь Петр – главный герой повести?  (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

    -Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку  крестьянского происхождения?  (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

    -Почему она не устроила бояр как правительница?  (Феврония была не знатна родом).

    -Каково ваше отношение к героине?

    (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре;

     уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

    -Что потребовали от Петра бояре? Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом? Прочитайте.

    И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее.

    «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  … по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

    - Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола? ( В городе установилось безвластие, возникла опасность внешнего нападения.)

    .-Что можно сказать о характерах главных героев, их поступках, об их чувствах?

    А)- Итак, обратимся к образу Петра и охарактеризуем его.

    - Назовите значение имени Петра * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный

    - Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

    Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, нос другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.

    Задание:
    Из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите  те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

    (Учащиеся заполняют таблицу с последующей проверкой.)

    Смелость, храбрость

    Религиозность

    Кротость и верность заповедям Божьим

    Мудрость

    Любовь и верность близким

    Умение прощать

    Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

    Б)- А что вы  можете сказать о Февронии?

    Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
    Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен.

    Феврония также характеризуется через поступки.

    (Учащиеся заполняют таблицу с последующей проверкой.)

    Характеристика Февронии

    Подтверждение из текста

    Ум

    Чудесный дар

    Верность

    Нравственная чистота

    Способность самоотверженно любить

            Обобщают заранее подготовившиеся учащиеся

    Петр называется благонравным, и преподобным, достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее», ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней ча всю его душу и, чтобы не потерять ее.

    Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», «преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами».)

    -В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга  умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить. Именно поэтому так много памятников в Росси этим супругам).

    -В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

    Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность. Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

    - Кто знает, какой праздник отмечают в России в честь святых Петра и Февронии? (показ слайда)

    6.         Подведение итогов урока

    -Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    -О каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок?

    Вывод. Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной,  существовавшей  семь веков назад.

    Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –  ценности, над которыми не властно время.

    7.        Домашнее задание: 

    1. Приготовиться к выразительному чтению «Повести...» по ролям, обратив внимание на сказовые интонации.

    2.Провести словарную работу по тексту повести.

    Чадолюбивые (устар.) - любящие своих детей.

    Искони (высок.) - издавна, с незапамятных времен.

    Поведать (устар.) - сообщить.

    Пронырливый - ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.

    Дивиться (прост.) - приходить в удивление.

    Наветы (устар.) - клеветы, ложное обвинение.

    Блаженный - 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).

    3.Найти информацию о памятниках, установленных в честь Петра и Февронии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИП "Жанры древнерусской литературы"

    Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

    Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

    Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

    Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

    Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

    Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

    Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово  о  полку  Игореве» – величайший  памятник  древнеру...

    Презентация к уроку литературы. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии"

    Презентация к уроку по древнерусской литературе...

    Опорная схема "Жанры древнерусской литературы".

    Для изучения темы "Из древнерусской литературы" в 5-м и 6-м классах....

    Основные жанры древнерусской литературы

    Основные жанры древнерусской литературы...