Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

 

Запорожское казачество в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

 

Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)

 

 

 

 Цели:
Образовательные:

  • актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы, истории, ИЗО; 
  • знать сюжет повести, историческую основу повести.

Развивающие:

развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.
Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Задачи:

  • показать связь литературы, истории и искусства;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой и историей Малороссии.  Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа. 
  • Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба". 
  • Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.
  • Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
  • Развитие ключевых компетенций учащихся.

Оборудование: Электронная презентация, выполненная в программе «Поуэр Пойнт»; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», карта «Русское государство в конце XV – XVI вв.», карта-схема «Размещение куренных селений XVIII в.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatury.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  Черчетская  СОШ,

Тайшетский район,

Иркутская область

Запорожское казачество в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)

                             

                                  Учитель: Ирина Викторовна  Шнитова,

учитель русского языка и литературы

с. Черчет

2012 – 2013


 Цели:
Образовательные: 

  • актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы, истории, ИЗО;  
  • знать сюжет повести, историческую основу повести.

Развивающие: 

развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.
Воспитательные: 

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Задачи: 

  • показать связь литературы, истории и искусства;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой и историей Малороссии.  Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа.  
  • Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".  
  • Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.
  • Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.
  • Развитие ключевых компетенций учащихся.

Оборудование: Электронная презентация, выполненная в программе «Поуэр Пойнт»; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», карта «Русское государство в конце XV – XVI вв.», карта-схема «Размещение куренных селений XVIII в.»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это будет интегрированный урок.

  1. Сообщение целей урока. 
            Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в XVI - XVIIвв.

Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина

В конце урока проведём викторину по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

 III.Введение в тему. 

Слайд:
Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба

Учитель литературы. Сообщение с элементами беседы с учащимися.

Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”.

Слайд : Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

Н.В. Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий XVI – XVII вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы».

Слайд :  В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века.

Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских "рыцарей". Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Слайд : Учитель истории. Гоголь намеренно относит действие повести к XV веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI или в первой половине XVII века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов.
Слайд : Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Учитель литературы. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Слайд : Учитель истории. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями вне меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси.

Учитель литературы. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Слайд : Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения.

 Учитель истории. Сообщение учителя с элементами беседы, работа с картой. Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков.

Запорожская сечь.

Слайд : Казачество на рубеже XVI - XVII веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка.

Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

Слайд : Усиление роли казачества в военной и общественно-политической жизни Речи Посполитой в начале ХVII века неразрывно связано с возрастанием значения Запорожской Сечи, как защитницы православия с одной стороны, и прибежища для всех, кто не мог смириться с панским своеволием и чинимым поляками насилием в отношении южнорусского населения, с другой.

Кроме того, Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами.

Устройство Сечи

Слайд : За время существования Запорожской Сечи ее географический центр неоднократно менялся, хотя всегда располагался на одном из островов в нижнем течении Днепра.

Войско Запорожское имело свою столицу - Сечь, основанную в 1555 году гетманом Дмитрием Вишневецким (Байдою) на днепровском острове Хортица. Слайд : Устройство Сечи было простым. В цетре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище (військова скарбниця) для  клейнодов, булавы, бунчука,  знамен,  денег и другого казацкого имущества.

Слайд : Располагаясь в неприступном месте, в лабиринте рек, озер и плавней, этот город делился на три части: внешний кош, внутренний кош и ретраншемент. Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы, а впереди него обзорная башня 30 -метровой высоты. К воде в валах имелось 8 узких проходов. По берегам реки Подпильной имелась пристань для казацкого флота.

За  постройками начинались окопы и земляные валы. В окопах было установлено двое ворот: главные - от степи и боковые- к базару.

Слайд : Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.

Рада казаков.

Слайд :Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Слайд : Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Запись в тетрадях:

Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем.

Слайд : Все запорожское войско делилось на курени, во главе которых стояли выборные куренные атаманы. Первоначально курени, видимо, создавались по принципу землячества и в каждом их них состояли казаки из одной местности ( например Винницы, Нежина и т.п.), по названию которой именовался и курень.

Сам курень(имеется в виду строение)  представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня, как войсковой единицы. Куренной атаман отвечал за ведение всего войскового хозяйства, за организацию военной подготовки, быт казаков, занятие ими промыслом и т.п. Постоянное пребывание запорожцев на Сечи не было обязательным.

Слайд : В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали;

Слайд : Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.

...Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.

Слайд : Несмотря на распространенное мнение о том, что на Запорожье принимали любого, кто хотел, в действительности, это не совсем так. Прежде всего, существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. Пополнение войска происходило по решению рады ( совета) и обычно начиналось ранней весной. В походах и сражениях новички участвовали наравне с ветеранами и если кто-либо проявлял трусость или дезертировал, то его могли даже казнить.

Да, стать запорожским казаком можно было любому человеку, но при определенных условиях: новичок должен быть неженатым, исповедовать православную веру, разговаривать на русском или украинском( малороссийском) языках. Запрет относительно женщин был суров - казака карали смертью, если он приводил в Сечь  женщину, даже если это была его мать, или сестра. 

Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина...

Для приема на Сечь национальность значения не имела. В первое время в запорожцы принимали также и людей независимо от их религиозных убеждений. Позднее принадлежность к православной вере стала обязательной. Непременным условием для принятия в казацкую общину являлось подчинение общим правилам войска. У запорожцев не было писаного права, однако соблюдение обычаев требовалось неукоснительно.

Слайд : В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.

Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли.

Смертной казнью каралось воровство в своей собственной среде, убийство товарища, разбой и насилие в мирных христианских селениях. Ссоры между товарищами запрещались. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак.

Слайд : Единой формы одежды у запорожцев, по крайней мере, до 1648 года не было. Рядовые казаки в этом отношении мало чем отличались от крестьян. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот , пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи. Конечно, возвращаясь из походов с богатой добычей, каждый казак старался одеться поприличнее, но в скором времени вся добыча пропивалась и порой у запорожца не оставалось даже рубашки.

Вооружение и войска

Слайд : На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Слайд : Учитель продолжает: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили выступить  с оружием в руках. B 1848 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654г. Переяславская рада подтвердила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраняла широкие права, прежде всего гетманское управление.

Учитель ИЗО.  Беседа по репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».

Что общего между повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и картиной И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо  турецкому султану» ?

Комментарий учителя: 

Слайд : Картина не является иллюстрацией к повести Гоголя. Это самостоятельное произведение. Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев»… художник работал над картиной 13 лет.

Художник восхищался образами запорожских казаков.

В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга, Послание относится к концу XVII века.)

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

В центре картины изображён легендарный герой  - кошевой атаман Иван Серко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.

С любовью рисует казаков Репин, удалых, бесстрашных, весёлых, сильных духом.  Выписывает каждого в отдельности – индивидуализирует. Но основная идея картины, как и повести – единство, родство по духу. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя.

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер. Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

IV. Работа с классом по группам. Класс делится на несколько групп, которым даются вопросы для обсуждение.

  • Показать на карте Запорожскую Сечь, назвать, к какому государству относилась.
  • Описать одежду и оружие ("Бурсаки вдруг преобразились...").
  • По каким причинам казаки брались за оружие ("...он считал себя законным защитником православия...", "из Сечи пришла весть...", "...нет уз святее товарищества...").
  • В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события XVI -XVII века. Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство «по духу».)
  • Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?
  • Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?

V.Работа с текстом повести.

  • Этимология слова «сечь».
  • Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей.
  • О каком герое эти строки:
  • "Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава". (Tapac).
  • О ком эти строки: "Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. " (О матери).
  • Какой художественный прием использует автор, создавая образы братьев.

VI.  Подведение итогов урока. Рефлексивная деятельность учащихся.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

VII.Домашнее задание.

Литература.  Составить устный ответ «Сыновья Тараса». Подготовить письменный план ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" призвана показать связь литературы, истории и искусства, развивать речь учащихся, формировать навыки поисковой и творческ...

Презентация к уроку "Эпический герой в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Эпический герой в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Презентация к уроку "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы представляет собой сопровождение всех этапов урока-исследования,включая задания психолога....

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...

Интегрированный урок истории и и литературы в 7 классе «Историческая роль казачества и его изображение в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель урока-ознакомиться с историей вхождения земель Войска Запорожского в состав России,показать историческую роль запорожского казачества, осветить значение этого факта в Истории России. Тема урока п...


 

Комментарии

От потомка гетьмана Ивана Сулимы. Замечательный урок. Замечателен тем, что после него хочется узнать больше. О реальных атаманах и кошевых, одежде, оружии, напитках и наедках. Небольшое замечание (виноват учебник): ну не могут никак относиться события повести к 15 веку! Это опечатка пособия. 16-17 век. У вас ведь в тексте есть дата основания Сечи: конец 16 века. Казаки всегда были, но не сечь. Какая трубка у Тараса до открытия Америки! А еще трубка должна была дойти до турков.