Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
план-конспект урока по литературе на тему

Демикова Людмила Абдугаппаровна

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon taras_bulba_tsikl_urokov_novaya_papka.zip539.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Цели урока: 

  • на материале повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" систематизировать, обобщить и закрепить знания о причастии; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести; дать представление о репортаже как о жанре, учить писать репортаж
  • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий; умение давать связный ответ по определенной проблеме; развивать языковую компетенцию учащихся;?способствовать развитию эмоциональной сферы личности, чувственно-образного мышления;
  • на примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; способствовать формированию личности, способной на глубокое, искреннее чувство; способствовать обогащению коммуникативного опыта.

Тип урока: >интегрированный урок, урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-репортаж.

Методические приемы: работа по развитию речи, инсценирование, музакальное сопровождение, реализация межпредметных связей, просмотр отрывков из фильма, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: аудио- и видио-материал (отрывки из фильма "Тарас Бульба", из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"); иллюстрации; литературная газета по творчеству Н.В, Гоголя; раздаточный материал, инсценирование эпизода из повести, презентация урока.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация.

1.Звучит песня о родине или героях (на экране отрывки из фильма по "Тарасу Бульбе")

- О ком сегодня на уроке пойдет речь? (о защитниках Отечества и ее героях:)

2. Вступительное слово учителя

- Называется наш урок - урок-репортаж. Репортаж - это один из жанров публицистического стиля. (а также эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).

- Что знаете о публицистическом стиле? Где он используется?

В газетах, журнальных статьях, в передачах по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях, на сборах и митингах используется публицистический стиль.

В публицистической речи раскрываются актуальные, общественно значимые проблемы, вызывающие интерес общества.

- Каково назначение публицистического стиля?

Назначение публицистического стиля-сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей определенное отношение к общественным проблемам.

- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

Репортаж - это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

- Значит, какая задача стоит перед автором репортажа?

(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели то, что он описывает, словно собственными глазами)

III. Формирование понятий и способов действий.

1. Знакомство с памяткой для тех, кто пишет репортаж.

- Итак, перед репортером стоит задача создать впечатление "сиюминутности" происходящего.

Давайте познакомимся с памяткой для тех, кто пишет репортаж.

Памятка

Отобрать самое главное из того, что происходит.

Изображать событие как процесс.

Выразить свое отношение к событию.

Так писать о событии, чтобы его видели происходящим на самом деле.

Комментатор репортажа должен хорошо разбираться в том, о чем говорит, речь его должна быть эмоциональной, экспрессивной.

2. ПРОСМОТР отрывка из фильма "Тарас Бульба"

3. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

(репортаж заранее подготовленного учащегося)

Репортаж № 1

Начинаем наш репортаж с реки Днестр (остров Хортица). Много лет назад, согласно повести Н.В.Гоголя, здесь был казнен запорожский атаман Тарас Бульба.

Мы подходим к месту, где предположительно выронил свою злополучную люльку с табаком Тарас Бульба. "Не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!" - сказал атаман и был схвачен поляками.

Отсюда виден весь Днестр. Он как и тогда течет и звенит, переливаясь в ярких лучах степного солнца. Вот они те берега и те утесы, крутой обрыв: Вот оно это спасительное место, на которое указал Тарас, пожираемый пламенем, где некогда плыли казаки: А вот на этом самом месте Тарас Бульба, сжигаемый на виду у всех, перед лицом смерти проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине:

Широка река и неиссякаема, как и русская душа: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"

Задание № 1:

- Можно ли этот текст назвать РЕПОРТАЖЕМ? Почему?

Задание № 2:

- Назовите причастия, прозвучавшие в этом репортаже, или глаголы, от которых надо образовать причастия действительные и страдательные.

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ эпизода "Андрий-предатель".

Задание № 1:

- Сейчас мы увидели инсценирование эпизода, знакомого по повести Гоголя :

Выберете себе задание по силам.

- Используя причастия, причастные обороты, составьте небольшой рассказ об этом эпизоде. Для тех, кому еще сложно выполнить это задание, можно составить несколько предложений, используя причастия.

А можно составить словосочетания с причастными оборотами.

Выберете себе задание по силам.

Задание № 2:

1) - Назовите причастия, причастные обороты, определите, какое это причастие, действительное или страдательное, переходное или непереходное .

2). УСТНО (предложение записано на доске)

- Расставьте знаки препинания

Андрий, купивший личное счастье ценой предательства, сделал личный выбор, ставший трагедией.

3). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (устно)

- Замените придаточные предложения причастными оборотами с действительными причастиями прошедшего времени.

Она приникла к изголовью дорогих своих сыновей, которые лежали рядом. (лежавших рядом.) 1) Их лица, которые ещё мало загорели, (.................) похорошели и побелели. 2) В высший круг, который состоял из польских и русских дворян, (.............) бурсаков не пускали. 3) Он поднял глаза и увидел красавицу, которая стояла у окна. (............) 4) Площадь, которая имела квадратную фигуру, (............) была совершенно пуста. 5) Она, казалось, тоже была поражена видом козака, который предстал во всей своей красе. (..........) 6) Блажен отец, который родил такого сына.(.............)

По мотивам Н. Гоголя

IV. Применение. Формирование новых понятий и навыков.

1. Творческая работа. (можно в группах)

Задание №1:

- Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: "На уроке русского языка" или "Мы изучаем повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", что необходимо знать репортеру, чтобы написать репортаж?

В помощь репортеру

1. Самое главное, создать впечатление "сиюминутности" происходящего. Значит, употребляй глаголы и причастия только в настоящем времени.

2. Реальное отображение событий и фактов.

3. Используй в речи оценочную лексику.

Примерный план составления репортажа об этом уроке:

1. Указать дату проведения урока и место, откуда ведется репортаж. Чему посвящен урок, т.е. назовите тему урока.

2. Как долго готовилось это мероприятие, кто принимал непосредственное участие в подготовке урока, с каким настроением занимались подготовкой урока-репортажа?

3. С чего начали подготовку? Что было самым увлекательным при подготовке? А что самым трудным?

4. Какой момент был волнительным, напряженным? Какой момент урока показался самым интересным?

5. Каково общее впечатление от урока? А как вы думаете, понравился ли этот урок присутствующим на уроке гостям?

6. Какое впечатление оставил этот урок лично у вас?

7. Ваши пожелания.

Репортаж № 2

Сегодня, 28 октября 2013 года, мы ведем репортаж из кабинета русского языка и литературы, где начинается открытый урок, посвященный повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Мероприятие это готовилось долго и усердно. Принимая непосредственное участие в подготовке урока, могу сказать, что у всех участников было желание провести его на высоком уровне, а как известно, любое серьезное мероприятие требует больших затрат энергии и сил.

Все началось с детального изучения произведения, для формирования собственной точки зрения на происходящие события. Затем началось самое интересное - оформление кабинета, в котором участники проявили свои художественные способности. Забегая вперед, могу сказать, что нам это удалось.

Итак, за 20 минут до долгожданного урока в 7 классе А внешне все выглядит спокойно, но лишь внешне... На самом деле все волнуются, но считают своим долгом не показывать собственного волнения. Кто-то поправляет оформление кабинета, кто-то проверяет собственную готовность к выступлениям - но все с нетерпением ждут звонка.

Прозвенел тот самый звонок, которого так с нетерпением ждали. Волнения у участников добавилось, так как на уроке присутствовали директор школы :..., завуч :.. и многие учителя-языковеды.

С самого начала урок затянул всех своей тематикой и постановкой, увлечены были все, как участники, так и наблюдатели. И как тут не увлечься? : казнь Остапа, преда-тельство Андрия, смерть Тараса, само содержание повести, сюжет которой построен на любви к родине:. А инсценирование, поставленное учащимися, никого не оставило равнодушным...

Урок произвел на всех неизгладимое впечатление, даже учителя литературоведы, изучающие "Тараса Бульбу" не первый год и не с первым поколением учеников, ушли с урока с новыми впечатлениями, и я подозреваю, что некоторые из них поменяли свой взгляд на героев пьесы и их поступки. Что же говорить о нас, студентах?!!!

Хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще, ведь именно они учат нас выраба-тывать собственную точку зрения, способствуют становлению личности, помогают стать Человеком.

Репортаж № 3 "Героическая гибель Тараса".

Мы ведем наш репортаж с площади, где вот-вот состоится казнь казаков. На площадь со всех сторон стекается народ. Это множество старух, молодых девушек, женщин. Много разного народа собралось здесь.

Давайте приглядимся: что выражают их лица? Кто-то угрюмо наблюдает, кому-то все равно, что здесь будет происходить: Вот холоп разносит панам напитки, пирожные. Все здесь дышит ожиданием, толпа жаждет зрелищ:

И вот толпа загудела, это ведут казаков. Впереди всех Остап:Оглядел он своих товарищей и промолвил: "Пусть не услышат ни звука мучений христианина, чтобы ни один из нас не промолвил ни слова". Вот палач сдирает с него лохмотья, его руки и ноги привязывают к "дыбе" и начинают их ломать. Но ни звука не вырвалось из его уст, не дрогнуло его лицо, только отчетливо слышен ужасный хряск костей. Не издает козак "ни крика, ни стону", несмотря на жестокие пытки.

В последнюю же минуту своей жизни Остап, когда "как будто стала подаваться его сила..., воскликнул в душевной немощи:

- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздается среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул".

Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит.

Задание №2:

Назовите причастия и глаголы. От глаголов УСТНО образуйте причастия.

Укажите, в форме какого времени вы их использовали?

V. Подведение итогов урокам.

- С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?

С былинным богатырем: "Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам... И присудили... сжечь его живого в виду всех... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"

- В повести "Тарас Бульба" - быстро летящее время, наполненное событиями, сменяющими друг друга. Перечислите их.

(учеба братьев в бурсе, Запорожская сечь, битва под Дубно, предательство Андрия и его смерть, пленение и гибель Остапа, тяжелое ранение и гибель Тараса Бульбы...)

- Определите, какое это причастие, действительное или страдательное? Сколько -Н- напишем?

Обобщающее слово учителя

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев - сильных, мужественных самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство - то, за что Гоголь любит своих героев.

VI. Этап информации о домашнем задании.

- Дома написать репортаж или заметку о каком-либо эпизоде из повести, используя причастия и причастные обороты.

Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.

- Что общего и в чем различия?

Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.

Различия:

РЕПОРТАЖ:

ЗАМЕТКА:

1. Изображает событие как процесс.

1. Лишь сообщает о событии как о свершившемся факте.

2. Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

2. Автор остается в тени.

VII. Этап рефлексии.

Дома вы должны будете написать репортаж или заметку о каком-либо эпизоде из повести, используя причастия и причастные обороты. Готовы ли вы к этой работе? Достаточно ли накоплено фактического и языкового материала?

Насколько, в какой степени вы готовы к выполнению домашнего задания: 

Смогу самостоятельно написать репортаж.

Смогу самостоятельно написать сочинение и помочь товарищу.

Задание выполню, если дополнительно поработаю над лексикой.

Нужна помощь учителя.

- Какой этап урока оказался для вас самым плодотворным?

Давайте вместе подумаем, чья работа на уроке заслуживает оценки "5". Кому следует подтянуться? Всем спасибо. Урок окончен.

Приложение.

Дети "удалого века".

Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Цели: 

  • через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;
  • сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;
  • вырабатывать умение работать с художественным текстом;
  • попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности.

Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется).

ХОД УРОКА

Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны…

А.С.Пушкин “Полтава”.

Гоголь как бы опрокинул историю в будущее.

Г.А.Гуковский.

I. Организационный момент

II. Слово учителя. (Звучит музыка)

– Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе (слайд).Вы видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. В чем же источник необычайной поэтичности гоголевских произведений? Быть может, в том, что все озарено светом идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке.
Цель нашего урока – через образы главных героев увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху, попытаться понять, что же двигало людьми, в какой мере время диктовало их поведение. (Слайд)
Обратимся к эпиграфу. “Давно в ней искра разгоралась”,- говорит поэт. Зажигая эту свечу и
 вглядываясь в её огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди. Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

III. Работа с репродукцией картины. (Слайд)

– Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по внешности).

– Дома вы познакомились с героями повести. Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь это сделать.
Что мы можем сказать о людях, изображенных на картине? Какие они? Что они делают?
(На основании ответов ребят делается вывод).

Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел Н.В.Гоголь?

IV. Работа с текстом.

1. Анализ образа Тараса. (Слайд)

– Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с сыновьями?
– Каков смысл жизни Тараса?

2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды)

– Что в братьях общего?
– В чем они не похожи?
– Как Остап участвовал в проказах?
– Как отец научил Остапа прилежанию?
– Чем отличается Андрий от Остапа при участии в проказах?
– Всегда ли вместе с товарищами любил бывать Андрий? Как он проводил свободное время?

Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни.

V. Работа с иллюстрациями. (Слайды)

–  Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”.

Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи.

– А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи.

VI. Интерактивная игра

– Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи.

Работа в группах. 1-й ряд характеризует Тараса, 2-й – Остапа, 3-й – Андрия. На каждом ряду две парты объединяются в отдельную группу, таким образом, класс условно поделился на шесть групп. Каждой группе я выдам белый лист формата А4 и цветные фломастеры. Далее все получают задание: с помощью одного существительного охарактеризовать заданных героев. Затем лист передается другой группе по часовой стрелке. Задание меняется. Теперь героев нужно охарактеризовать при помощи прилагательного, затем глагола, а после на основании этих слов составить предложение. Все это время вы передаете лист от группы к группе. Причем каждый ряд по-прежнему характеризует своего героя.
Выполненные работы учащиеся сдают учителю, который зачитывает и комментирует полученные предложения, характеризующие собирательный образ эпохи.

VII. Подведение итогов

– Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса – Андрий - отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры.
Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной.

– Какие качества героев мы можем принять для себя?

– Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздоров и конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа служил созиданию, а не разрушению.

Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в пророческом даре Гоголя.

VIII. Домашнее задание

Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”.

IX. Выставление и комментирование оценок

X. Рефлексия

– Спасибо всем за работу!

Прославление товарищества в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тип урока: урок – систематизация знаний

Цели урока:

  • Образовательные: создать характеристику героев; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”; совершенствовать и систематизировать изученный материал.
  • Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;  формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции, патриотических чувств.
  • Воспитательные: формировать нравственные качества личности, прививать интерес к литературе с помощью работы над характеристикой героев; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы.

Оборудование: компьютер, диск с фильмом “Тарас Бульба”, компьютерная презентация, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести “Тарас Бульба”, учебник литературы В.Я.Коровиной (7 класс).

Используемые приемы: Сингапурские методы:ТаймдПэаШэа, Инсайд-АутсайдСёкл, Конэрс

Эпиграф: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей...” Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”

Этапы урока: 

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Вызов (активизация).
  4. Формирование новых знаний, умений и навыков
  5. Заключительное слово учителя. Рефлексия
  6. Подведение итогов урока(выставление оценок)
  7. Домашнее задание:  подготовка к сочинению по произведению Гоголя “ Тарас Бульба”

Ход урока

I. Организационный момент

(Учащиеся рассаживаются по 4 человека.На парте-МэнэджМэт, где указаны члены команды-А и Б. Столы пронумерованы).

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” и сегодняшний урок мы начнем с работы над характеристикой героев. Посмотрите друг на друга. Запомните свою команду, партнеров по лицу и по плечу.

II. Актуализация знаний учащихся

Для описания характеров героев мы зачитаем отрывки, вспомнив, о ком и как сказал Н.В.Гоголь. Эта работа поможет нам определить, насколько хорошо мы знаем героев повести “Тарас Бульба”.

Слайды № 1-12 (Ребята отвечают)

1) Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

2) Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы.

3) Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

4) Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы  отдаленными  зрителями,   когда   панянки  отворотили  глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.

5) Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

6) Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.

7) Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

8) Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него.   Оглянулся он теперь вокруг себя:   все   новое  на Сече,   все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов.

9) Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.

10) Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи — меньше их или больше, — все равно, все товарищи, все нам дороги.

11) Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными.

III. Вызов (активизация поисковой деятельности)

- Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока:“Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей...” Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”. (Слайд № 13)

- О чем вам говорит эпиграф?

- Каковы особенности настоящего казака?

- Давайте посмотрим отрывок из кинофильма: речь Тараса о товариществе (Просмотр отрывка к\ф)

- В чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей?Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает казаков?  (ТаймдПэаШэа: партнеры по плечу. Подумайте 10 секунд. А теперь изложите свою точку зрения партнеру по плечу. Начинает говорить партнер А. Дается 1 минута. (Включается таймер, по истечении времени партнерБ благодарит А. Потом партнер Б говорит свое мнение. ПартнерА благодарит.)

- Что ответил на вопрос о товариществе ваш партнер? (Учитель опрашивает несколько человек)

-  Правильно, ребята. И тема нашего урока – прославление товарищества в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. (Слайд № 14)Гоголь произнес свое слово не только для того, чтобы подбодрить казаков. Тарас хотел выразить свои сокровенные мысли и чувства. В этой речи чувствуется патриотизм, глубокое чувство товарищества. Как верил Тарас в товарищество!

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков

- Ребята, Тарас Бульба не только воин, он еще и отец 2 сыновей.Его героический характер проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.Давайте охарактеризуем сыновей Тараса Бульбы. Дайте вашу собственную оценку героев повести-Остапа и Андрия, их поступков в различных жизненных ситуациях. (ТаймдПэаШэа: партнеры по лицу)

(Ребята работают, учитель опрашивает несколько ребят)

1) -Давайте посмотрим эпизод к\ф “Тарас Бульба” (Просмотр эпизода смерти Андрия)

- Можно ли понять и оправдать поступок Андрия? 

- Мог ли Тарас Бульба поступить по-другому? 

2) -Давайте посмотрим эпизод к\ф “Тарас Бульба” (Просмотр эпизода смерти Остапа)

- Почему Остап в свой последний час вспоминает отца и обращается к нему?

- Почему Тарас, несмотря на угрозу быть пойманным, с риском для жизниприсутствует на казни Остапа? 

Инсайд-АутсайдСёкл (- Посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. Все ученики Б сформируйте внешний круг, а ученики А находят своего партнера Б и встают перед ним, формируя внутренний круг)

- Каково отношение Тараса Бульбы к сыновьям? Подумайте 5 секунд. (Ученики из внешнего круга отвечают партнеру. Всего-1 минута. Благодарят, меняются ролями. Двигаются дальше на 4 человека. Учитель опрашивает несколько учеников).

3) - Давайте посмотрим конец фильма “Тарас Бульба” (Просмотр эпизода смерти Тараса)

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

- Как воспринимаются вами последние строчки, найдите их. Почему конец повести не воспринимается пессимистически? Почему он жизнеутверждающий? (Работа с текстом)

Конэрс: - Кто из героев повести вызвал у вас более глубокое сочувствие - Тарас Бульба, Остап, Андрий или мать? Подумайте 10 секунд. Напишите название угла в тетради. Подойдите к своему углу и найдите партнера не из вашей команды, обсудите с ним свой выбор - дается 1 минута. Мысли партнера перескажите. (Учитель выбирает несколько учеников для пересказа мыслей партнера)

V. Заключительное слово учителя. Рефлексия

- Итак, ребята, мы провели интересную и важную работу: постарались создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, увидеть их отношение к своему долгу, товариществу, Родине.

Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого “заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей”.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался “основной закон товарищества”.

Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. они убеждены, что “не погибнет ни одно великодушное дело”. Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Если каждый из вас так же, как Тарас Бульба, Остап и другие казаки, любит свою Родину, то может отдать ей частичку себя, быть ей полезным. Нужно любить свою Родину и быть настоящим патриотом и гражданином своей страны. Я надеюсь, вы никогда не предадите свою Родину.

VI. Подведение итогов урока (выставление оценок)

- Ребята, урок подошел к концу. Вы очень активно работали на уроке, выставим оценки за работу.

VII. Домашнее задание (на выбор):

1) используя ресурсы библиотеки и интернета, познакомьтесь с иллюстрациями художников к повести. Чьи иллюстрации, по вашему мнению, наиболее полно отражают характеры героев?

2) творческое задание: написать мини-сочинение на тему: “Какие черты характера героев привлекли меня больше всего”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...

Интегрированный урок (русский язык+литература)

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...