Интегрированный урок (русский язык+литература)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar29.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Шаблий

Наталья  

Владимировна

МБОУ СОШ №4

Учитель русского языка и литературы

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.

               

       Класс: 9                         

Тип: урок повторения и обобщения материала

Оборудование: карточки: словарная работа, раздаточный материал для работы с текстом, тексты из произведений М.Шолохова, В.Закруткина.

Цели:

Образовательные:

Повторить и систематизировать знания:

  •  об изобразительных и выразительных средствах языка и речи
  •  о сложноподчиненном предложении как единице синтаксиса

Развивающие:

  • развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста
  • развивать произвольное внимание
  • способствовать развитию зрительной памяти, логическому мышлению
  • развивать письменную и устную связную речь
  • учить контролировать  правильность грамматического строя речи

Воспитательные:

  • учить видеть прекрасное
  • прививать интерес к урокам литературы
  • развивать коммуникативные навыки работы в малой группе
  • воспитывать любовь к родному краю

Ход урока.

             I. Организационный момент.

    1. Сообщение темы, цели урока

                                                                                   В родной степи шумят моря и реки,

                                                                                  Цветут сады, колышутся поля,

                                                                                  Очаровала ты меня навеки,

                                                                                  Моя донщина, родина моя.

                                                                                    И.Федоров

                У нас сегодня необычный урок, потому что я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по нашей донской земле. Сегодня на уроке вы узнаете, что представлял собой донской край в прошлом, полюбуетесь неповторимыми пейзажами нашей области. А чтобы путешествие состоялось, вы должны правильно выполнять все задания и быть внимательными. Итак, в путь!                  

            В качестве эпиграфа я взяла слова поэта И.Федорова.

                                                                     

       II. Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.

   

- Выразительное чтение эпиграфа

-Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор?

-Охарактеризуйте данное предложение

- Всмотритесь в эпиграф, назовите все виды орфограмм

        III. Актуализация знаний.

  1. Слово учителя.

            Урок мы начали со строк донского поэта И.Федорова, а продолжим свою работу по теме:

«Сложное предложение», опираясь на творчество эамечательных донских писателей.              

           ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Донская земля! Почти на 500 км. протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Это и бескрайние поля, покрытые волнами золотой пшеницы, и чуть блеклое, насыщенное зноем, небо, и спокойная гладь небольшой реки, в которую смотрятся кустарники и деревья, и серебряная ширь Дона, и выжженные солнцем равнины. Посмотрите, как точно подметил художник красоту донской земли. Неповторима в своем многообразии гамма красок, необычайно ощущение простора. Эта красота вдохновляла не только мастеров кисти, но и художников слова.                                                                                                                             

        

 Дон… Земля донская… донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и многих других дончан, прославивших Дон и Россию своими делами.

- Назовите известных в стране и мире писателей и поэтов донской земли.

                 

                  Донская земля всегда была богатой на литературные таланты. На ней родились, жили, учились или работали такие известные в стране и мире писатели, как  Александр Серафимович, Александр Фадеев, Анатолий Калинин, Александр Солженицын, Виталий Закруткин, Михаил Шолохов поэт Николай Доризо и многие другие.

                  Великим сыном Донской земли, безусловно, можно считать Михаила Александровича Шолохова. «Я родился на Дону, рос там, формировался как человек и писатель, писал Шолохов. -  И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края… Святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»

                   Наш донской край необыкновенно красив своими бескрайними ковыльными степями.

         Перелистывая страницы «Тихого Дона», испытываем и печаль, и радость, и ненависть, и , конечно, любовь. Трепетную любовь к своему донскому краю.

                 

            IV. Работа с текстом.

           

                  1. Текст №1        

                  Послушайте отрывок из «Тихого Дона»:

         «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов.На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

  • Укажите способ образования слова  ПО-СЫНОВЬИ
  • Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИЗКО КЛАНЯЮСЬ
  • Найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством
  • Укажите назывные предложения
  • Найдите сложносочиненное предложение, произведите синтаксический разбор, начертите схему.

                                                                                                                                                                                                       

2. Текст №2     Не остался равнодушным к донским степям и Виталий Закруткин: « Больше всего я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык»

Еще французский философ Декарт говорил: «Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений»

- Все ли слова писателя вам понятны?

- Выпишите из толкового словаря значение слова ЧАРОВНОЙ

 

   3.Лингвистический эксперимент. Текст №3.                                                                                  

     1)   Мы проведем небольшой лигвистический эксперимент: вам необходимо восстановить фрагмент из произведения Закруткина «О неувядаемом», вставив вместо точек пропущенные прилагательные.

       Обдонье.  …зори над … , … рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. …мережа виноградников на … правобережье в низинах. … разнотравье … займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. … стерня убранных полей, на которых маячат … скирды.

          Для учителя. Обдонье.  Утренние зори над тихой , спокойной  рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. Зеленая мережа виноградников на крутом  правобережье в низинах. Густое  разнотравье широких займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды.

      - Охарактеризуйте первое и второе предложения

- Какова роль односоставных предложений в произведениях Закруткина?

     4. Цифровой диктант. Текст №4

- Выберите из отрывка рассказа Закруткина «Млечный путь», который я прочитаю,  СПП с придаточным определительным, запишите номер(а) этих предложений.

        1.В степи стояла та глухая тишина, какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги. 2.Эта степная тишина не была мертвым безмолвием – ночная степь жила своей жизнью.3.Но в ней не было того невнятного, бесконечного гула, который в городе не прекращается ни днем ни ночью.4.Общая тишина ночи только подчеркивала и оттеняли немногие звуки в степи. <…> 5.Степь лежала тихая, окутанная сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды. (1,3,5)

      ФИЗМИНУТКА (для глаз)

-Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесную картину степи осенью.

5. Орфографическая работа в парах

Описания степи являются благодатным материалом для того, чтобы повторить орфографию на уроке русского языка.

        В ст..пи ст..яла та глухая тиш..на, какая быва..т только (в)дали от больших городов и от ж..лезной дороги. Эта ст..пная тиш..на (не) была мертвым бе..молвием – ноч(?)ная степь жила своей жизнью. Но в ней (не) было того (не)внятного, бе..конеч(?)ного гула, который в городе (не)прекращ..ется(н..) днем (н..) ночью. Общая тиш.на ночи только по..черкивала и оттеняли (не)многие звуки в степи. <…> Степь лежала тихая, окута(нн./н)ая сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.

     Выполнить проверку по экрану.

  -Кто не допустил ни одной ошибки при заполнении пропусков?

  - В какие словах были допущены ошибки?

  - Какие вопросы по правописанию остались?

V. Творческая работа

Я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет важное значение, потому что вам скоро сдавать экзамен, а там, как вы помните, есть задание , которое вызывает большое затруднение. Следующее задание – еще один шаг к успешной сдаче экзамена.

Задание. Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от словосочетания «малая родина»

VI. Исследовательская работа

-Завершающим заданием будет задание не менее интересное, чем предыдущее.

Я предлагаю определить авторство отрывков.

 1) Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Шолохов)

2)А за Доном, все дальше на юго-восток, - неоглядная, бездорожная, испещренная солонцовыми западинами степь. В степи горьковатый душок прогретой солнцем полыни, колыхание ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей колючки. (Закруткин)

       

VII. Подведение итогов урока.

   - Какую задачу мы ставили в начале урока?

   - Удалось ли ее выполнить?

   - Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?

 

                                                                                                                                                             VIII. Рефлексия

- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

« Ах, как я устал от этой суеты…».

« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».








               Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...