Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гредина Нина Владимировна

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эссе и рецензии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka.docx31.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка, литературы  и музыки.

Тема урока: "Поклонник славы и свободы" (Ленский)

Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе или рецензии.

Цели урока:

  1. Подготовить девятиклассников к нетрадиционным исследовательским работам.
  2. Развивать вкус учащегося, учить слушать музыку, с помощью ее глубже вникать в литературное произведение; расширять кругозор, обогащать эстетически.

Ход урока:

  1. Комплексная работа с текстом

Пушкин (не)исс...каемый2 р...дник для русской музыки писал к...мпозитор Серов Любовь и т.. .готение2 русских к...мпозиторов к творчеству Пушкина об.. .ясняется1 тем что мысли и чу(?)ства поэта общ.. .чел.. .вечны а разно.. .бразие проблем и образов позв...ляет нах...дить у него с.. .звучное своему творчеству. Пр...влекала2 к...мпозиторов и музыкальность (П,п)ушкинского стиха. Чайковский отм...чая эту особенность лирики поэта писал о том что Пушкин "силою ген.. .ального таланта очень часто врывается из тесных сфер стих.. .творчества2 в беск...нечную область музыки... (Не) зависимо от сущности того что он изл...гает в форме стиха в самом стихе в его звуковой п...следовательности есть что(то) пр...никающ... в самую глубь души. Это что(то) и есть музыка".

(В. Медведев)

Вопросы и задания:

  • О чем этот текст?
  • Какова его основная мысль?
  • В каком предложении она выражена?
  • Какие аргументы приводит автор в защиту выдвинутого тезиса?
  • Каков тип речи и стиль речи текста?
  • Подберите заголовок и запишите текст, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
  • Какие языковые средства, характерные для этого стиля, использованы в тексте?
  • Составьте схему второго предложения.
  • Сделайте указанный разбор.
  1. Слово учителя музыки:
  • Да, действительно, композиторов очень привлекала лирика Пушкина. А какие романсы на стихи великого поэта вы знаете, слышали?
  • (Глинка "Я помню чудное мгновенье...", Свиридов "Зимний вечер", "К няне", "Зимняя дорога", Балакирев "Не пой, красавица, при мне...")
  • А еще музыку на стихи Пушкина писали Рахманинов, Даргомыжский, Римский - Корсаков... Да что говорить, если известно, что стихотворение "Я вас любил..." было положено на музыку около 70 раз! Привлекали композиторов и крупные произведения Пушкина. Композитор Петр Ильич Чайковский, например, написал оперу "Евгений Онегин".
  • А что такое опера?

Опера - музыкально-драматическое произведение, сочетающее инструментальную музыку с вокальной и предназначенное для исполнения в театре.

Ариозо - небольшая лирическая ария свободного построения, чередующаяся с речитативом.

  1. Сообщения учеников о Чайковском, истории создания оперы, сюжете и музыке оперы.

История создания.

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский преклонялся перед Пушкиным. Его знание жизни, характера русского человека, тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение.

Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским '(1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский,— Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную па конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17(29) марта 1849 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881) и Мариинского в Петербурге (1884) и стала одним из самых популярных произведении.

Сюжет.

Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей — Татьяны и Ольги — вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Это крестьяне пришли поздравить барыню и принесли с собой разукрашенный цветами и лентами сноп — символ законченной жатвы. Песни крестьян привлекают внимание девушек — задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжают их сосед Владимир Ленский; влюбленный в Ольгу восторженный

юноша-поэт, и его друг Онегин, светский молодой человек, недавно прибывший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Но и это не рассеивает волнения. Поглощенная новым, неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви.

В тенистом саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. С трепетом она ожидает ответа на свое признание. Онегин учтив, сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает его нравоучения.

В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Францу Тинке, окруженный барышнями, провозглашает написанный им в честь именинницы поздравительный дифирамб. Провинциальный бал с пересудами, сплетнями обывателей наводит на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга, кокетством и легкомыслием невесты. Во время мазурки вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов. Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.

Зимним утром у мельницы назначена дуэль. Задолго до рассвета сюда прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Что готовит ему грядущий день. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, они вспоминают былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той чье первое девичье чувство было им когда-то отвергнуто. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решает добиться свидания с нею.

У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминав их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не воротить - взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить ее. Девические иллюзии больше не властны над нею. Онегин остается один.

Музыка.

«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.

Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

В I акте 3 картины. 1-я многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Как по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной резвой Ольги. В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши. В центре 2-й картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и наконец утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца. В центре 3-й картины — ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом-, обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

II акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцепе ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки. Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга, а затем и взволнованный хор гостей. В начале 5-й картины (2-я картина II акта) звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.

Картина 6-я (III акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны. В центре 7-и картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.

  1. Учитель музыки:
  • Одна из лучших партий - аризо Ленского "Я люблю вас, Ольга..." в исполнении нашего земляка Сергея Яковлевича Лемешева. Мы с вами ее сейчас прослушаем. Обратите внимание на основное настроение арии, характер мелодии, вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Обратите внимание на то, какие оттенки чувств он передает.
  1. Прослушивание в записи ариозо Ленского в исполнении Лемешева.
  2. Проверка первичного восприятия музыкального произведения учителем музыки:
  • Слышали ли вы раньше эту арию?
  • Каким вы представляете себе Ленского после услышанного?
  • Как исполнитель арии, Лемешев, раскрывает авторский замысел?
  • Какой Ленский Лемешева?
  • Удалось ли композитору и певцу отразить эмоциональный мир героя, душевное состояние его?
  1. Учитель русского языка и литературы:
  • Расскажите о герое романа А.С. Пушкина. Каким изобразил его автор на страницах романа? (Подготовивший дома ответ ученик дает характеристику Ленскому), заостряя внимание на возвышенных идеалах и надеждах, сладких мечтах юного романтика, которого отличает " ко благу чистая любовь" и вера в людей, "в мира совершенство", в благородство, в дружбу, самопожертвование. "Ленский, - говорит он, - это страстей "язык мятежный", "младых восторгов первый сон", это "вечно вдохновенный взор". Это душа, не успевшая еще увянуть "от хладного разврата света".
  • Как лексика, использованная в главах 2-4, помогает Пушкину раскрыть характер героя? Найдите ее и допишите словосочетания из пушкинского текста.
  • Определите характер использованной лексики. (Задание записано на доске):

(какой?) разговор, юный (что?), (что?) юных лет, дух (какой?), (какая?) младость, души (какой?), девственным (чем?), их поэтическим (чем?), душа (что делала?) в нем, в(чем?) своих суждений, (какое?) волнение?

  • Восстановленные выражения:

"пылкий разговор", "юный жар", "горячка юных лет", "дух пылкий", "Пламенная младость", "души, согретой девственным огнем", их поэтическим огнем душа воспламенялась в нем", "в жару своих суждений", "жаркое волнение".

  • Услышали ли вы эту пылкость, почувствовали ли горячность, огонь, жар души, исходящие от Ленского Лемешева?
  • Каков общий тон арии Ленского? (Страстный и взволнованный, интонация несколько грустная, кажется, в ней уже предчувствия несбывшихся надежд.)
  • Как характер Ленского передан в ариозо? (Высокий тенор Лемешева говорит о молодости и неопытности героя. Простые, проникновенные слова арии указывают на нравственную чистоту и красоту чувства героя. Вместе с тем исполнение ариозо выражает чувства человека, способного пожертвовать всем ради счастья любимой).
  • Как музыка помогает вникнуть в переживания героя? (В аккомпанементе звучит полифония, многоголосие, которое способствует выражению чувств героя, его пылкой, страстной любви к Ольге. Мелодия льется неторопливо. Она начинается с задушевного "Я люблю вас Ольга", затем голос приобретает все больший диапазон, достигает самого высокого звука и наконец переходит в речитатив. Музыка убедительно свидетельствует о лирико - восторженном восприятии героем любимой, утверждает большое чувство. Исполнение Лемешева сердечное, задушевное, теплое, оно вызывает ответный эмоциональный отклик. Когда музыка заканчивается, долго еще повторяешь про себя «Я люблю вас, Ольга», настолько проникновенно это прозвучало.

Учитель: Да, действительно, музыка - душа поэзии. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

  • Учитель русского языка: Запишите слова академика Б.В. Астафьева:

"Главной целью композитора всегда бывает стремление выразить с возможно большей чуткостью замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный

тон стихов".

        - Что нового помог нам открыть Чайковский в образе Ленского? (Этот образ показался мне намного глубже, одухотвореннее, он чем-то после прослушивания ариозо в исполнении Лемешева напомнил мне юного Пушкина. Певец словно сочувствует, сопереживает герою, чувствуется, что певец рассказывает о чем-то личном. Ария наполнена каким-то щемящим чувством. Не знаю, как его определить, но оно высокое.)

Учитель:

        - Да иначе и быть не могло.

  1. Рассказ ученика о жизни Лемешева в доме Квашнина.

С приходом Советской власти многое изменилось в жизни Акулины, матери Лемешева. Она устраивается на службу в Государственную школу - мастерскую, расположенную на берегу реки Шостки. Ею руководил московский инженер - архитектор Николай Иванович Квашнин. Акулина убирала в доме, готовила пищу, топила печи. Сергей помогал матери, а в свободное время сапожничал, напевая свои любимые русские песни. Однажды, услышав задушевное исполнение, теплый тембр голоса Сергея, Евгения Николаевна, жена Николая Александровича, стала давать ему уроки по программе консерватории. У нее было высшее музыкальное образование, она окончила Саратовскую консерваторию, и лишь тяжелый недуг - туберкулез легких, не дал ей возможности посвятить себя сцене. Аккомпанировала обычно ее сестра - Антонина Николаевна Карташова.

Здесь царила атмосфера высокой духовности. Все творческие начинания исходили от хозяина дома - Николая Александровича Квашнина. Он открыл в своем доме театр, сам писал для него пьесы. Вместе с Лемешевым много репетировала и выступала на сцене домашнего театра дочь хозяина дома Галина.

Для простого сельского паренька дочь хозяина усадьбы была чем-то вроде недосягаемой звезды. Пение и театр сблизили их. Они вместе выступали в спектаклях квашнинского дома. Их чувства зашли так далеко, что Сергей попросил ее руки у Николая Александровича, на что, однако, получил категорический отказ. Они продолжали встречаться тайно, но судьбе так и не было угодно осуществить их заветную мечту. Сергей уходит на учебу в Тверь, Галина преподает музыку. Она гордится его победами. Потребность видеть Сергея Яковлевича не покидала Галину Николаевну. Они неоднократно встречались до войны. В доме потомков Квашнина хранятся тетради, исписанные ее рукою. Среди этих строк есть и трогательные посвящения Сергею Яковлевичу. А в голосе Лемешева - Ленского отчетливо слышится биение сердца той, что подарила ему незабываемые мгновения жизни.

  1. Запись текста- обобщения под диктовку учителя.

Ни одна роль Лемешева не была ему так дорога, как образ Ленского - его любимого оперного героя. Это была его первая оперная партия, выученная в доме Квашнина. С нее он начал работу как профессиональный певец в студии Станиславского, ею открыл свой первый сезон в Большом театре.

В роли Ленского 30 июня 1972 года, накануне своего семидесятилетия, Сергей Яковлевич Лемешев прощался со своим любимым Большим театром...

(Можно еще раз прослушать ариозо Ленского "Я люблю вас, Ольга", можно также в конце урока прослушать элегическую арию "Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни").

  1. Учитель русского языка:

К сегодняшнему уроку вы повторили по учебнику М.М. Разумовской для 8-9 классов и тетрадям по развитию речи, что такое отзыв, рецензия, эссе, статья в газету, и вероятно, для себя уже определили жанр сочинения, в котором будете работать. Давайте еще раз вспомним, какова специфика этих жанров:

  • Что такое отзыв? Из каких элементов он состоит?
  • Чем рецензия отличается от отзыва? Назовите принципы рецензирования.
  • Почему в жанре эссе и трудно и легко писать?
  • Какие виды творческих работ вы бы предложили?

После обсуждения были предложены следующие виды творческих заданий:

а)        написать рецензию на оперу Чайковского "Евгений Онегин" (кто был на опере);

б)        написать отзыв о прослушанном ариозо Ленского из оперы Чайковского "Евгений Онегин" (кто не был на опере);

в)        написать отзыв или рецензию на фильм "Музыкальная история" (если трудно писать о музыкальном произведении;

г)        написать статью в газету о музее Лемешева (учащиеся, готовящиеся к поступлению на журфак);

д)        составить текст для проведения экскурсии по музею Лемешева;

е) кто заинтересовался личностью певца, могут принять участие в составлении и подготовке литературно - музыкальной композиции "С.Я. Лемешев: истоки таланта"



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок (русский язык+литература)

Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"

Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм",   повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...